Привет я основатель исследовательского агентства Motion Logic и оператора наружной рекламы Amedia Outdoor.В последние три месяца мы внимательно следили за отраслью наружной рекламы в России, и я хотел бы поделиться своими наблюдениями и мыслями о происходящем.Май станет месяцем, когда рынок наружной рекламы в России достигнет дна.В конце марта президент объявил о всеобщей самоизоляции и трафик на улицах резко упал. Следствием чего, вся российская наружка лишилась аудитории.В апреле рекламодатели не успели снять размещения, так как имели ограничения по договорам и тридцатидневным обязательствам по снятию, а вот в мае никому не мешало снимать кампании, и ведь сняли все.Агентства не получили весенних бюджетов, в следствии чего потеряли способность кредитовать мегапостоплатных клиентов. Саплаеры как известно не получили каникул по арендным платежам от муниципалитетов.Всё встало.Сегодня все ждут реакции властей и надеются, что июнь оживит рынок, но нет. Уже сейчас, можно уверено сказать, что как минимум два полных месяца 2020 года рынок живет на 10-15% клиентах, которые остались висеть на щитах.Те, что придут летом, будут висеть с километровым дисконтом до осени, пока ситуация не стабилизируется. Было бы правильно сказать, что мы на пороге «конкретного шухера» на рынке наружной рекламы.Деньги есть но не у всехВчера «Sostav» опубликовал рейтинг крупнейших рекламодателей за 2019 год. Пятерку лидеров в наружной рекламе заняли «М.Видео», «X5», «TELE2», «mcdonald’S» и «Мегафон». Куда делся «ПИК» непонятно, ну да ладно.По оценке «Admetrix», покупают наружку эти ребята на 4 миллиарда рублей.Понятное дело, что их бюджеты намного больше, потому что «Admetrix» не все города мониторит, но лидеры по итогу 2019 года понятны.В 2020 год, рекламодатели вошли с теми же бюджетами. Доля таких рекламодателей у локальных саплаеров маленкая. Но и локальных клиентов у них не так много, а если такие клиенты захаживают, то не задерживаются надолго. Как правило флайты локального клиента 3-4 месяца.Иная ситуация у федеральных саплаеров. В «мирное время» федеральный клиент и федеральный саплаер получают обоюдную выгоду, что называется win-win.Хотя саплаер много и не заработает, но зато может за счет такой подушки, «играться» с маржинальными флайтами региональных клиентов.Обратная ситуация в «военное время». Такой клиент может одним мановением руки снять рекламную кампанию по всей стране, и как бы не бегал за региональными клиентами саплаер, потери не восполнить.ЯйцаМое агентство, работая в ХМАО, ЯНАО, Тюмени, Екатеринбурге, много сил потратило на развитие локальных продаж, но в конечном результате работает на федеральные сети и рекламодателей. Так обстоят дела у многих в регионах.В регионах сохраняется тенденция платить натурой, а не деньгами, и это говорит о том на сколько обеспечен локальный бизнес инвестициями.В 2006 году я не задумывался о масштабируемости бизнеса. Кризис 2009 года показал, что надо придерживаться правила «не держи яйца в одной корзине». Не держали. Но в ситуации с корона-вирусом даже это не сработало.Это касается и географии и внимания к типам клиентов.ПрогонозСитуация на рынке наружной рекламы последнего полугодия четко показала куда катится рынок наружной рекламы. Эпидемия только ускорила процессы. Региональных рекламодателей будет меньше. Смотрим для примера, что происходило последние 5 лет в ритейле и банковской сфере.Принятие решений по бюджетам еще сильнее уйдет в центр.Топ 10 медиа агентств уже сосредоточили 12 миллиардов бюджетов на наружную рекламу и это не предел. Влияние агентств увеличится, а следствием будут ухудшение условий текущих и будущих контрактов.Саплаеры под давлением экономических потрясений будут вынуждены уйти под крыло больших холдингов, следствием чего активы будут консолидированы вокруг 3-5 холдингов по примеру НРА.Что делать региональным саплаерам?Ставить акцент на сервисе. Щиты должен кто-то изготавливать и монтировать. Баннеры придется где-то печать, не везде с логистикой всё гуд. Монтировать, доставлять, согласовывать, всё это надо кому-то делать. Если вы будете делать это быстрее и лучше, вы будете востребованы.Развивать мелкие, недоступные города. Да, там нет локального бизнеса, но при случае, на долгосрочных небольших федеральных контрактах, можно в перспективе выстроить бизнес.Такие мысли у меня.А что думаете вы? Какие прогнозы по вашему мнению наиболее точны?
Для тех кто не знает цен на наружку в Москве - баннер на 1 месяц в среднем 300т р. Лучшее что может случиться с этим рынком - он сдохнет и переродится вновь с другим составом.
В Тырнет все ушли