Разбор нового крипторегулирования в РФ. Часть 1: Криптовалюты

Итак, дорогие читатели VC и подписчики канала «Цифровая Некрономика» . Заполучив в свои юридические лапы пакет законопроектов о регулировании оборота цифровых валют и цифровых финансовых активов в РФ, Дядя Миша до сих пор находится в лёгком шоке и ауте. Напомню – с 2016 (!) года регулярно заявлялись победные реляции о том, что в России будет введено самое продвинутое регулирование оборота цифровых активов и криптовалют в мире (sic). Вместо этого, спустя 4 года, криптоиндустрия получила от ворот поворот и массу проблем. Ниже мы разберём и обсудим важные новеллы предлагаемого пакета законопроектов, и начнём с криптовалют.

NB: Важнейшей новеллой, помимо признания криптовалют и токенов имуществом, является введение во всех законопроектах пакета определения «объектов российской информационной инфраструктуры» (далее для удобства сократим это определение до "ОРИИ"). Под ними понимаются доменные имена и сетевые адреса, находящиеся в российской национальной доменной зоне, и (или) информационные системы, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации, и (или) комплексы программно-аппаратных средств, размещенные на территории Российской Федерации. Почему это действительно важно, поясню на пальцах – использование ОРИИ является одним из квалифицирующих признаков в новых статьях КоАП и УК РФ. Если у вас есть предназначенный для операций с токенами / криптовалютой сайт на отечественном домене, или в РФ стоит сервер либо майнинговое оборудование, или даже вы просто хоститесь у локального российского провайдера, и при этом вы не внесены в пресловутый «реестр операторов информационных систем» от Центробанка (назовём этот реестр "РОИС" и запомним, что он относится только к токенам, которые мы будем обсуждать в Части 2), вы будете нести ответственность по новым статьям КоАП и УК. Если ваш сервис находится за пределами РФ и он недоступен гражданам РФ либо вообще никак и никоим образом не задействует никаких элементов ОРИИ, к вашему сервису эти запреты не применимы – но только теоретически.

Часть 1. Криптовалюты (aka "Цифровые Валюты")

Абсолютно новый проект Федерального закона «О цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» раз и навсегда ставит жирную точку в споре о том, легальна ли криптовалюта в РФ. П. 1 Ст. 2 законопроекта прямо устанавливает, что организация и (или) осуществление выпуска, а также организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации запрещены. Та же статья устанавливает, что, цитирую, "Под выпуском цифровой валюты в Российской Федерации понимаются действия с использованием ОРИИ и (или) с использованием пользовательского оборудования, размещенного на территории Российской Федерации, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами. Под организацией обращения в Российской Федерации цифровой валюты понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций, влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому, с использованием ОРИИ". Статья 2 того же закона устанавливает прямой запрет для физических лиц, ИП и ЮЛ на любые операции с криптовалютами, в том числе, продажу товаров и услуг за криптовалюты. Это означает, что криптовалюты на территории РФ, если их выпуск и организация оборота производятся с использованием ОРИИ, объявлены вне закона.

Исчерпывающий перечень исключений из запрета приведён там же, и ограничивается только:

(1) получением цифровой валюты в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица);

(2) получением цифровой валюты в качестве удовлетворения своих требований в рамках процедур несостоятельности (банкротства) обладателя цифровой валюты;

(3) получением цифровой валюты при обращении взыскания на имущество обладателя цифровой валюты в рамках исполнительного производства.

Исключения 2 и 3 в принципе позитивны, и вот почему - можно будет изымать криптовалюты у псевдобанкротов и мошенников-скамеров, насобиравших средства далеко не законными способами, в том числе, через скам-ICO, и конвертировавших их в крипту. Хоть за это спасибо.

Тем не менее, согласно п. 3 той же статьи 2 «обладание цифровой валютой, а также её получение и передача в соответствии с этой статьёй допускается при условии декларирования цифровой валюты в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона». Это косвенно означает, что получение и передача криптовалюты в нарушение этих исключений будут являться незаконными. При этом до сих пор непонятно, насколько будет применим в данной ситуации принцип территориальности, косвенно установленный определением ОРИИ, к потенциальной покупке криптовалют и токенов на зарубежных ресурсах. По всей видимости, придётся ждать дополнительные разъяснения Минфина и ЦБ РФ.

Отдельно рассмотрим упомянутое декларирование. Законодатели хитро вводят добровольно-принудительный порядок декларирования криптовалют. Это следует как из упомянутого в абзаце выше п. 3, так и п. 4 той же статьи, устанавливающего, что «требования лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, связанные с обладанием и обращением цифровой валюты, подлежат судебной защите только при условии осуществления ими декларирования цифровой валюты в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона», а также п. 1 ст. 3 (Порядок декларирования цифровой валюты), в которой вводится добровольный порядок декларирования. Это означает, что если у вас есть криптовалюта, вы её не задекларировали, и у вас её «увели» - украв «холодный кошелёк» или взломав аккаунт на бирже – это ваши проблемы. При этом, в процессе декларирования вы обязаны раскрыть информацию об источнике криптовалюты, а сведения из декларации могут раскрываться, в том числе, «по требованию органов предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве» и «должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений», что означает, что к данным, указанным в декларации будут автоматически иметь доступ представители всех силовых структур РФ. Пояснять, чем это может грозить обладателям существенных накоплений в криптовалюте, необходимости нет, но я вижу как минимум два серьёзных риска - "слив" информации из деклараций заинтересованным лицам либо использование её против обладателя крипты.

Наконец, вишенкой на торте идёт совершенно фантастический пункт 5 ст. 2, цитирую его целиком: «В Российской Федерации запрещается распространение информации об организации и (или) осуществлении выпуска, а также организации обращения цифровой валюты». Этот же запрет теперь будет дублироваться и пп. «и» ч. 5 ст. 15.1 149-ФЗ "Об информации...". Подобная, невероятно размытая, формулировка означает, что любой автор любого посвящённого криптовалютам и их регулированию канала (привет каналу «Криптопрактика»!) может получить по шапке только за репост новости о том, что где-то там за семью морями выпущена новая криптовалюта, или что какую-то там биржу взломали. Это мы даже не говорим о том, что теперь биржи вообще не смогут законно анонсировать свои продукты. То есть, вместо того, чтобы помогать гражданам образовываться, законотворцы вообще закрывают от них любую информацию о крипте. Потрясающая забота.

Ответственность за нарушение устанавливаемых законопроектом запретов предлагается установить крайне жёсткой. Порог максимальной уголовной ответственности за нарушение запретов на выпуск и организацию оборота криптовалют составляет 7 лет лишения свободы (!), что автоматически относит соответствующие преступления к категории тяжких (п. 4. ст. 15 УК РФ). Такая ответственность устанавливается ч. 2 новой статьи УК РФ 187.2 за «осуществление деятельности по оказанию услуг, направленных на обеспечение выпуска цифровой валюты, с использованием ОРИИ, а также осуществление деятельности по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения сделок купли-продажи цифровой валюты за валюту Российской Федерации или иностранную валюту, обмена цифровой валюты на цифровые права (то есть, на токены – прим. автора) или цифровую валюту, с использованием ОРИИ, если эти деяния … причинили особо крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере». Теперь самое интересное. Для преступлений в сфере экономической деятельности (Глава 22 УК РФ) крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - девять миллионов рублей (см. примечание к ст. 170.2 УК РФ). С учётом ежедневных объёмов оборотов обменников и бирж, на особо крупный размер и те самые 7 лет они могут «заработать» всего за 1-2 дня работы.

Что это означает для всех заинтересованных лиц:

- для физиков, ИП и ЮЛ - тотальный и абсолютный запрет на любые операции с криптовалютами на территории РФ под угрозой административного или уголовного преследования;

- для локальных криптобирж и иностранных криптобирж, использующих хотя бы некоторые элементы ОРИИ (например, локальный хостинг) – запрет на организацию купли-продажи криптовалют гражданами, ИП и ЮЛ из РФ под угрозой административного или уголовного преследования;

- для "обменников" фиат-крипта / крипта-фиат - запрет на организацию обмена криптовалют на фиат и обратно гражданами, ИП и ЮЛ из РФ под угрозой административного или уголовного преследования, причём это относится как к случаям перечисления при обмене крипты фиатных средств на счета в российских банках, так и к выдаче наличных средств (п. 3 ст. 187.2 УК РФ);

- для локальных майнеров – фактически полный запрет деятельности, поскольку майнинг криптовалют легко можно приравнять к «действиям с использованием ОРИИ и пользовательского оборудования, размещенного на территории Российской Федерации, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами» под угрозой административного или уголовного преследования;

- для локальных финтех-проектов, предлагающих расчёты в криптовалютах - фактически полный запрет деятельности на территории РФ (организация оборота) под угрозой административного или уголовного преследования.

Обратите внимание – это очень краткий обзор того, что касается только криптовалют. Токены (aka «Цифровые Права») мы рассмотрим и обсудим уже во второй части, которую я допишу и опубликую на днях. Следите за новостями!

77
14 комментариев

ОРИИ - не ори, всё равно получишь три... или около того (согласно статьям УК РФ соответственно). 

Увы, это правда.

1

169 ук рф устанавливает "Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей." особо крупный где попадалось - 6 млн.  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/148d9b6a72b5dd615dd9de377276493bf477ed54/

Вот именно, что в одной отдельно взятой статье. А размер, установленный в 170.2 применяется за некоторыми исключениями ко всей главе.

1

обсуждение законопроектов интересно только тем, кто на них влияет?

Если бы на них можно было повлиять, увы

Хочешь повлиять? Пиши - я тебе дам ссылку на "экспертов", кто принял: мне просто надоело с ними возиться год от года.