Как освоить новую профессию и не сойти с ума

Рассказываем об этапах обучения и том, как справлять с трудностями и не опускать руки.

Как освоить новую профессию и не сойти с ума

Я Екатерина Семёнова, продуктовый дизайнер. Работаю в аналитическом центре, разрабатываю высоконагруженные аналитические инструменты, веб-инструменты и приложения. А ещё я занимаюсь ревьюингом на курсе «Дизайнер интерфейсов» в Практикуме.

С курсами я знакома не только как преподаватель, но и как студент. Шесть лет назад я решила перейти из полиграфии в диджитал, и с тех пор прошла много офлайн- и онлайн-курсов. Я узнала изнанку обучения в Британке, Практикуме и на других образовательных платформах.

Я хотела бы поделиться своими наблюдениями и рассказать об ошибках, которые совершают студенты онлайн-курсов. Эти ошибки тормозят их развитие в профессии и освоении новых знаний. Чтобы с вами такого не случилось, я и написала эту статью: предупрежден — значит, вооружен.

6 стадий обучения

Из опыта на курсах у меня сложилось своё представление о цикле обучения. Давайте проследим типичный путь студента и рассмотрим этапы, которые он проходит. Это поможет иметь более чёткое представление, чего ожидать — без розовых очков и с пониманием предстоящих трудностей.

Первые шаги: всё даётся легко, потому что вы наполнены энтузиазмом. Это происходит, потому что вы на подъёме, воодушевлены, ожидаете нового сияющего будущего, всё интересно и здорово.А ещё в любом обучении всегда начинают с основ, дают простые общие понятия, чтобы настроить студента на учёбу. Поэтому начальный этап самый классный, самый интересный, самый лёгкий.

Углубление: приходится больше уделять времени и ресурсов. По мере продвижения по программе вы начинаете сталкиваться с усложнением материала и появлением новых концепций, которые необходимо усвоить, это требует больше ресурсов. Но вы всё ещё на подъёме. Теория и реальная практика: работать над задачами не так-то просто. Когда вы изучаете теорию, всё кажется понятным и логичным, а примеры и готовые решения помогают усвоить концепции. Однако, когда дело доходит до самостоятельного выполнения заданий, возникают трудности. Несмотря на имеющиеся знания, вы сталкиваетесь с пробелами в понимании и недостатком навыков для решения задач. Это поворотный пункт. Именно в этот момент многие начинают прокрастинировать, расстраиваться, а иногда даже бросать начатое, а это только треть пути. И здесь надо себя поддержать, собраться и вспомнить о цели — зачем вам всё это нужно?

Половина пути: успехов пока нет. Пока не получается чего-то классного, но именно здесь наступает момент, когда вы начинаете понимать, что уже действительно в чём-то разбираетесь. Это хороший сигнал, который означает, что вы уже прошли самый сложный этап, и сейчас ваша задача — упорно продолжать идти вперед.

Почти у финала: понимаете, что устали. Потрачено огромное количество сил и времени, личная жизнь практически исчезла — вы учились, вам было не до этого. Шедевры пока не получаются, а сомнений много: достаточно ли знаний я усвоил, зачем я ввязался в это дело, удастся ли найти работу? На этом этапе тоже зачастую появляется желание сдаться, поэтому совет тот же — помнить о цели. Финал: получаете диплом. Оглядываетесь назад и удивляетесь, как вообще всё это пережили и выдержали. Понимаете, сколько ошибок сделали, как много времени потратили, и при этом ощущаете какое-то опустошение.

Но проходит время, и вы врываетесь в новую жизнь, в новый коллектив, занимаете новую должность и наконец понимаете, что все ваши усилия, переживания, все ошибки были не напрасны. Мы прошли все этапы, теперь давайте посмотрим поближе на трудности, которые могут встретиться на пути у студента.

Несерьёзно относиться к онлайн-курсам

Это комбинация условий: отсутствие плана и конкретной цели, слабая самодисциплина, завышенные ожидания.

  • Отсутствие плана и конкретной цели. Онлайн-курсы можно начать в любое время, без привязки к академическим периодам или семестрам, и это делает их более доступными. Новые курсы запускаются регулярно, предоставляя больше вариантов выбора.

Будущие студенты часто принимают решение «здесь и сейчас», когда им интересна определённая тема или курс. Это приводит к более спонтанному и поверхностному подходу к планированию целей и ожиданий от обучения.

  • Слабая самодисциплина. С образованием в интернете сохранять дисциплину бывает сложнее, чем в офлайне. В реальной жизни студенту нужно как минимум физически приходить на лекции, и это помогает себя дисциплинировать. В онлайне нужно уметь организовывать себя самостоятельно, и это делать уже сложнее.
  • Завышенные ожидания. Студенты иногда думают, что достаточно пройти курс, и навыки придут сами по себе, а полученный документ об образовании поможет им легко устроиться на работу.

Однако стоит понимать, что курсы — это первая ступенька в карьерном треке. Как правило, у вас не так много практического опыта, даже если во время учебы вы работали над реальными проектами и вам уже есть что показать. Пока что на рынке труда вы стажёр, и вам нужно набрать свои «20 000 часов», чтобы стать мастером своего дела.

Итак, сложностей много, и вот мой совет, как их преодолевать.

→ Определите свою цель. Зачем вам это нужно? Чего вы хотите достичь? Продумайте цель в каком-то исчисляемом или визуальном виде, например: «Когда я окончу курсы, я смогу рисовать классные иллюстрации и получать медальки на Behance. Или я устроюсь работать в компанию моей мечты N и буду получать столько-то денег».

Это важно, потому что если вы не понимаете, какие преимущества принесут курсы, они могут не оправдать ожидания и привести к разочарованиям.

Например, вы решили пройти курсы UX-дизайна, потому что вам нравится рисовать и вы слышали, что это высокооплачиваемая профессия. Однако вы не учли, что UX-дизайн требует не только художественных навыков, но и аналитического склада ума, усидчивости и эмпатии.

UX-дизайн — это не только рисование картинок. Около 80% работы дизайнера заключается в исследованиях и анализе пользовательских потребностей, проектировании прототипов и их тестировании. Только 20% времени уходит непосредственно на дизайн интерфейсов.

Когда вы чётко сформулируете цель, будет проще сделать правильный выбор.

Вы подробнее изучите содержание курсов и поймёте, что вам нужен курс графического дизайна, а не UX-дизайна. Далее, в процессе обучения, реалистичное понимание требований профессии, своих сильных и слабых сторон поможет вам справляться с трудностями.

Кроме того, делать то, что нравится и получается, — мощная поддержка вашей мотивации и самодисциплине. Если вы выбрали курс, который соответствует вашим интересам и способностям, вы получите удовольствие от процесса обучения. А это значит, что вы будете более вовлечёнными, сможете больше практиковаться и в итоге достигнете лучших результатов.

Бояться ошибок и неудач

Страх ошибок и неудач часто возникает из-за завышенных ожиданий, перфекционизма или неуверенности в себе.

Многие студенты ставят перед собой слишком высокие, нереалистичные цели. Они ожидают от себя идеальных результатов с первой попытки. Когда реальность не соответствует ожиданиям, разочаровываются и начинают бояться неудач.

Низкая самооценка и неуверенность в своих способностях также могут лежать в основе страха ошибок. Студенты переживают, что их ошибки или неудачи будут раскритикованы преподавателями, кураторами или одногруппниками и они будут выглядеть глупыми в глазах других.

→ Воспитайте привычку ошибаться. Если не ошибаетесь — вы не углубляете знания. Когда преподаватель возвращает работу, а вы исправляете ошибки, у вас появляется опыт. Устроившись на работу и столкнувшись с такой же проблемой, вы уже не растеряетесь, потому что знаете, как её решать.

Ошибка — это ещё и показатель наличия высоких стандартов. Это значит, что вы уже переросли какой-то уровень, стали выше в познании предмета.

В продуктовом дизайне умение ошибаться — это важный навык. Цель не в том, чтобы постоянно делать ошибки, а в том, чтобы научиться не придавать им большого значения, быстро осознавать суть проблемы и идти дальше.

Мы все переживаем из-за ошибок и неудач: это забирает много сил, энергии, времени, отвлекает от реальности и уводит в сторону от целей. Поэтому пробуйте относиться к ним спокойнее, постепенно перестраивая отношение к ошибкам. Можно даже придумать девиз и напоминать себе: «Ошибка — это больше плюс, чем минус».

Рассматривать преподавателей, кураторов и ревьюеров как критиков

Иногда преподавателей, кураторов, ревьюеров воспринимают не то чтобы врагами, но будто противниками. Злятся и обижаются на их комментарии и замечания.

Открою «тайну» — все эти люди сильно мотивированы на то, чтобы вы своевременно проходили курс, осваивали программу и успешно закончили обучение. Они ваши соратники и помощники.

Как правило, на курсы подбирают людей, которые любят и умеют делиться своими знаниями и опытом, и это реальный бонус! Например, на работе не все готовы это делать, в силу либо личных качеств, либо обстоятельств. Поэтому используйте этот бонус умело.

→ Старайтесь как можно больше общаться с преподавателями. Если вы что-то не понимаете, обязательно задавайте вопросы. Используйте все доступные каналы, не стесняйтесь обращаться за помощью, вам обязательно ответят. Это не соцсеть, где вы написали человеку, а он может проигнорировать ваше сообщение, не бойтесь отказа.

→ Старайтесь аргументированно отстаивать свою точку зрения. Вы можете не всегда соглашаться с мнением или оценкой преподавателя, но в таких случаях свои решения надо обосновать.Например, если вы решили задачу определённым способом, объясните, какие у вас были для этого основания. Расскажите, какие теоретические концепции вы применили, где вы нашли эту информацию и почему это решение является наиболее оптимальным.

Из личного опыта знаю, как сложно бывает понять, почему студент выполнил задание некорректно. Видно, что он старался и, возможно, у него была интересная идея, но она не была чётко сформулирована и аргументирована.Вместо простого заявления «я хочу сделать так» важно уметь объяснить: «я хочу сделать так, потому что... и для того, чтобы…» Такое развёрнутое обоснование позволяет преподавателю лучше понять вашу логику и оценить подход.

Ещё это покажет ваш уровень заинтересованности и вовлечённости и может стать отправной точкой для построения нетворкинга — знакомства с интересными людьми, которые в будущем смогут поддержать советом и содействием в карьере.

Недостаточно использовать дополнительные ресурсы

Многие студенты ограничиваются только видеолекциями и заданиями, предоставленными преподавателем. Они не углубляют знания с помощью дополнительной литературы, статей, других курсов.

Они добросовестно смотрят уроки и выполняют задания, но в итоге чувствуют, что не до конца понимают темы, им сложно самостоятельно выполнять работу.

→ Не ограничивайтесь материалами курса, исследуйте дополнительные источники.

1. Читайте всю дополнительную литературу, которую предлагают на курсе. Это поможет составить представление о вашей специализации и расширить понятийный аппарат.

2. Спрашивайте экспертов (преподавателей и других) о рекомендуемой дополнительной литературе и материалах. Как правило, они знают, какие источники помогут лучше разобраться в предмете.

3. Ищите информацию о смежных темах, которые связаны с курсом. Это поможет расширить кругозор.

4. Просматривайте работы и проекты других студентов, если есть такая возможность. Это даёт вдохновение и идеи.

5. Записывайтесь на бесплатные онлайн-курсы по теме на образовательных платформах. Они помогают закрепить знания и получить дополнительные навыки.

6. Читайте тематические блоги, статьи и форумы, чтобы быть в курсе последних трендов и практик в своей области.

Использование дополнительных ресурсов требует больше времени и усилий, но в итоге помогает гораздо лучше усвоить материал курса и применять полученные знания на практике. Это инвестиция в своё развитие.

Главная цель моей статьи — помочь студентам упростить и сократить путь к желаемой цели. Однако важно понимать, что у каждого человека свой уникальный путь, поэтому не нужно слепо следовать предложенным советам.

Ориентируйтесь на свои приоритеты, сильные стороны и обстоятельства, чтобы выработать наиболее подходящую стратегию. Вы можете модернизировать и дополнять предложенные рекомендации в соответствии с вашими индивидуальными качествами и условиями.Не бойтесь пересматривать свои цели, если они меняются со временем. Гибкость и готовность к обучению — ключ к успеху в современном мире.

66
2 комментария

Потихоньку все придет

Ответить

Важно осознавать, что каждый этап имеет свои вызовы, но именно это делает процесс обучения уникальным и полезным для профессионального роста

Ответить