Матрица товаров: как привести в порядок ассортимент, расширить каталог и увеличить продажи в интернет-магазине

Привет, это 4Partners. Мы — международная IT-компания, которая предоставляет оригинальные брендовые товары под реализацию для интернет-магазинов. С нами можно сотрудничать в Казахстане, России, ОАЭ, Европе, США, Грузии, Китае и Вьетнаме.

Рассказываем, почему продавать одно и то же — прямой путь к потере денег и бизнеса. И как в конечном итоге расширить ассортимент без затрат и рисков.

Матрица товаров: как привести в порядок ассортимент, расширить каталог и увеличить продажи в интернет-магазине

Почему владельцы бизнеса не спешат расширять ассортимент

С cитуацией «купил товар, а он не продается» сталкиваются практически все начинающие предприниматели. Это нормально. Но когда дело доходит до расширения онлайн-магазина — предыдущий негативный опыт может остановить. При этом никогда не увеличивать ассортимент не получится — рано или поздно вы окажетесь в тупике: товары не будут продаваться, клиенты уйдут к конкурентам, и даже реклама не поможет исправить ситуацию.

Если вы работаете по классический бизнес-модели, в которой нужно закупить товар оптом, арендовать склад и организовать логистику — то мысли о том, чтобы расширить свой ассортимент, могут пугать. Однако, если вы не расширяете ассортимент интернет-магазина, то упускаете много возможностей.

Зачем расширять ассортимент интернет-магазина

Есть несколько причин:

1. Повысить лояльность. На площадке с небольшим количеством позиций, человек может не найти нужный товар и уйти. Но если товаров будет больше, то и шансы удержать покупателя увеличатся.

Пример. Пользователь попал на ваш сайт в поисках конкретной модели смартфона, но не нашел ее. Добавьте в каталог аналогичный вариант, схожий по цене и характеристикам. Таким образом у вас появится шанс удержать клиента.

2. Увеличить трафик. Широкий ассортимент помогает привлекать пользователей на сайт. Дополнительные карточки товаров позволяют ранжироваться по дополнительным ключевым словам.

Пример. Вы продаете кроссовки, а теперь — еще и туфли. Не факт, что по ключевому запросу «кроссовки» вы будете выше в поисковой выдаче. Однако получите новые позиции в выдаче по запросу «туфли», потому что у вас появился такой товар.

3. Создать больше поводов для общения с аудиторией. Широкий ассортимент позволяет чаще устраивать акции, распродажи и другие спецпредложения. В соцсетях и email-рассылках можно рассказывать о новинках или составлять подборки сезонных товаров. Больше товаров — больше контента для бесплатного привлечения клиентов.

4. Увеличить средний чек. Если в вашем интернет-магазине с одним товаром показываются другие — сопутствующие, их, скорее всего, тоже добавят в корзину.

5. Протестировать спрос. Когда вы расширяете ассортимент, то привлекаете более широкую аудиторию и узнаете, какие товары пользуются наибольшим спросом. Можно анализировать данные о продажах конкретных товаров и на основе отчетов делать выводы о том, какие товары продаются лучше, а какие хуже.

Чтобы новые товары в каталоге приносили вам деньги и довольных покупателей — посмотрите на свой ассортимент как на систему. Работая с перечнем товаров, продумайте его так, чтобы он соответствовал целевой аудитории, был гибким и приносил вам прибыль.

Выстроить такую схему помогает товарная матрица.

Товарная матрица: что это такое и из чего состоит

Товарная матрица — это перечень всех товаров или услуг компании с указанием их характеристик. Матрица делит все товары на четыре категории, которые помогают грамотно управлять ассортиментом интернет-магазина: сегментировать товары в соответствии с потребностями и предпочтениями клиентов, а еще избавлять бизнес от избытка или, наоборот, дефицита.

Пример. У вас есть интернет-магазин одежды с четырьмя категориями: платья, юбки, шубы, пальто. Для каждой категории должна быть своя товарная матрица. Она поможет выяснить, какие товары пользуются наибольшим спросом и какие из них приносят максимальную прибыль. А также — понять, какую категорию стоит дополнить новыми товарами, чтобы выгоднее представить ее на сайте.

Из каких типов товаров состоит товарная матрица

Есть шесть типов:

1. Продукты-локомотивы

Самые популярные товары, по которым покупатель оценивает ассортимент, стоимость и качество товаров в вашем интернет-магазине. Классические примеры продуктов-локомотивов: iPhone среди товаров Apple или Model S у Tesla. Из более повседневного — литровая упаковка молока в молочном отделе супермаркета.

Если установить приятные цены на товары-локомотивы, можно привлечь больше клиентов, а затем мотивировать их купить и другие продукты того же бренда или той же категории.

Пример товара-локомотива: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstore.4partners.io%2Fru%2Fp-lego-harry-potter-hogwarts-kammer-des-schreckens-76389-bauset-1176-teile-V39680737%2F%3Futm_source%3Dvc&postId=1292080" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">каталог 4Partners</a>
Пример товара-локомотива: каталог 4Partners

2. Сопутствующие товары

Призваны увеличить средний чек. Это то, что покупают вместе с основным товаром: чехлы и защитные стекла для телефонов, уходовые средства для обуви, кисти для макияжа.

Пример сопутствующего товара — аксессуары на телефон: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstore.4partners.io%2Fru%2Fp-apple-iphone-13-128-gb-mitternacht-smartphone-apple-ios-V47451512%2F%3Futm_source%3Dvc&postId=1292080" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">каталог 4Partners</a>
Пример сопутствующего товара — аксессуары на телефон: каталог 4Partners

3. Статусные продукты

Престижные и эксклюзивные товары с высокой стоимостью, которые привлекают к себе внимание. На фоне таких вещей, как дизайнерская одежда или продвинутая техника, базовые позиции будут казаться более доступными. А если дорогой товар кто-то купит — вы получите еще и дополнительные деньги. Одного статусного продукта на раздел будет достаточно.

Пример статусного товара: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstore.4partners.io%2Fru%2Fp-bluetooth-naushniki-s-mikrofonom-apple-mgyl3zm-a-siniy-V132702006%2F%3Futm_source%3Dvc&postId=1292080" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">каталог 4Partners</a>
Пример статусного товара: каталог 4Partners

4. Товары-заменители

Представим ситуацию: покупатель ищет какой-то продукт, оказывается на вашем сайте, не находит его и уходит к конкурентам. Чтобы такого не произошло, нужно показать пользователю товар-заменитель — предложение, которое закроет ту же потребность.

Пример. Человеку в поисках горячих напитков может подойти чай вместо кофе. Или если кто-то искал одну модель ноутбука, можно попробовать продать ему другую, похожую.

Пример товара-заменителя: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstore.4partners.io%2Fru%2Fr-yubki-1183609%2F%3Futm_source%3Dvc&postId=1292080" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">каталог 4Partners</a>
Пример товара-заменителя: каталог 4Partners

5. Комплексные продукты

Комбо вместо бургера или подписка на 12 месяцев вместо одного — это и есть комплексные продукты, которые предлагают дополнительную выгоду. Для клиента они стоят дешевле, чем товары по отдельности, а компания зарабатывает на них больше за счет дополнительных продаж.

Пример комплексного товара: кроссовки + сумка. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstore.4partners.io%2Fru%2Fr-sport-i-otdyh-1185547%2F%3Futm_source%3Dvc&postId=1292080" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Каталог 4Partners</a>
Пример комплексного товара: кроссовки + сумка. Каталог 4Partners

6. Полярные товары

Добавьте в линейку к базовому продукту еще два: немного дороже и дешевле. Первый привлечет клиентов, которым важно качество, второй — любителей бюджетных вариантов. Товар же «по средней цене» будет смотреться на их фоне оптимальным.

Пример. На картинке вы видите два одинаковых товара с разной стоимостью, только EDT — это Eau De Toilette, туалетная вода, а EDP — Eau De Parfume — парфюмированная вода.

Пример полярного товара: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstore.4partners.io%2Fru%2Fp-zhenskaya-parfyumeriya-chanel-edt-chance-eau-tendre-150-ml-V115388045%2F%3Futm_source%3Dvc&postId=1292080" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">каталог 4Partners</a>
Пример полярного товара: каталог 4Partners

Как составить товарную матрицу

Матрицу невозможно составить раз и навсегда: ее нужно постоянно анализировать и обновлять. Но это скорее плюс, так как правильная работа с матрицей может повысить маржинальность бизнеса. Таким образом, это еще и инструмент, который помогает принимать стратегические решения.

Вы проще достигните целей, которые ставите перед своим интернет-магазином: увеличить прибыль или рыночную долю, расширить клиентскую базу. Анализ через матрицу позволяет определить, какие товары наиболее и наименее прибыльные или популярные. Так вы сможете сосредоточить ресурсы на развитии перспективных направлений в своем онлайн-магазине.

Чтобы оценить получившийся ассортимент, часто используют ABC и XYZ-анализ. Начнем по порядку:

ABC-анализ — способ, который помогает понять степень влияния ресурсов на прибыль бизнеса. Этот метод похож на принцип Парето: 20% усилий дают 80% результата. Тут то же самое: вы сможете понять, какие товары дают вам 80% оборота. Если детальнее:

Группа А — ценные товары. С ними получаете 80% оборота с 20% товаров.

Группа B — промежуточные позиции. Эти товары составляют 30% вашего ассортимента, а делают 15% продаж.

Группа С — не ценные товары. Они занимают до 60% интернет-магазина, но приносят вам 5% продаж.

На основе этого вы понимаете, что товары в группе А — выгодны и на них нужно сконцентрироваться, а товары группы С — убрать или минимизировать.

Однако ABC-анализ не учитывает спрос. Поэтому его комбинирует с XYZ-анализом, в котором категория X — это наиболее востребованные товары, а Z — невостребованные или те, на которые пока не сформировался спрос, например, новинки.

Без ABC-анализа вы не сможете сделать XYZ-анализ, поэтому сначала распределите ABC-группы, а потом приступайте к XYZ. В итоге у вас получится девять групп:

  • АХ и ВХ-группы — это те товары, которые хорошо продаются, их спрос легко прогнозировать;
  • AY и BY-группы — тоже хорошо продаются, но спрос сложно спрогнозировать;
  • AZ и BZ-группы — хорошо продаются, но спрос невозможно спрогнозировать;
  • СХ-группа — обеспечивает малую долю прибыли, но спрос стабильный;
  • CY-группа — составляет небольшую долю прибыли и их спрос нестабильный;
  • CZ -группа — это все новые товары, товары спонтанного спроса или поставляемые под заказ.

Выходит, что сначала нужно распределить товары по их доле в общей выручке интернет-магазина. Сверху должны оказаться позиции, на который приходится больший процент, внизу — те, вклад которых в итоговую сумму минимален. Затем ассортимент ранжируют еще и в зависимости от спроса: на товары с устойчивым спросом, непостоянным и случайным.

В результате получается таблица, где по одной оси видна прибыльность товаров, а по другой — спрос на них. Товары с высокими показателями должны составлять основной ассортимент, позиции из середины — вспомогательный, а ниже всего по обеим шкалам окажутся новинки, которые еще не завоевали популярность, или неликвидные продукты.

Схема осей для составления товарной матрицы
Схема осей для составления товарной матрицы

То же самое можно проделать не только с отдельными позициями, но и с определенными категориями товаров: чтобы понять, какой раздел онлайн-магазина работает на вашу прибыль, а кому срочно нужны изменения.

Как расширить ассортимент интернет-магазина без риска

Итак, теперь вы знаете, что расширение каталога — это не проблема, а новые возможности для вашего бизнеса. Но страх прогореть, закупив новый товар, никуда не исчез. При стандартной схеме «закупаем товар — привозим на склад — продаем покупателю» все равно придется заморозить собственные деньги без уверенности, что товар купят.

Однако можно использовать другую бизнес-модель, при которой не нужно тратить деньги на закупку, логистику и хранение товаров — дропшиппинг. При таком формате работы продавец занимается только привлечением покупателей и продажами, а остальные вопросы закрывает дропшиппинг-партнер.

Допустим, у вас есть интернет-магазин и вы решили работать по такому принципу. Процесс в этом случае будет выглядеть так:

  1. Вы добавляете карточки новых товаров в свой интернет-магазин
  2. Покупатель заходит на сайт, делает заказ и оплачивает его
  3. Вы выкупаете товар у дропшиппинг-сервиса и передаете ему информацию для доставки

На этом ваше участие заканчивается: вы заработали на наценке, а сервис взял на себя оформление документов, упаковку и отправку заказа клиенту.

Плюсы расширения ассортимента по модели дропшиппинга

С этой моделью можно ввести в каталог позиции без риска потерять свои деньги. Вам не придется искать новые товары, отслеживать лучшие цены или выкупать все оптом. Вы сначала получите товар, а потом заплатите за него. Также не придется волноваться о доставке и хранении новинок. Поставщик возьмет всю логистику на себя.

Выходит, что при работе по дропшиппинг-модели:

Вам не нужно закупать товар оптом. Практически все дропшиппинг-сервисы продают товары поштучно, поэтому не нужно закупать большие партии одного товара. В целом, вы вообще не закупаете — ни партией, ни поштучно. Потому что работаете только с карточками товаров, а не с самими товарами.

Вам не нужно заниматься логистикой. У международных дропшиппинг-партнеров склады расположены по всему миру, и они перенаправляют товары в разные регионы, что позволяет открыть магазин в любой точке. Доставка займет от 2 до 20 дней в зависимости от страны: упаковка, подготовка документов для таможни и трек-номер — все это на стороне дропшиппинг-партнера.

Вам не нужно получать товар на руки. Товары будут храниться у поставщиков и доставляться покупателю напрямую через сервисы доставки.

Вывод

Чтобы грамотно расширить ассортимента онлайн-магазина — используйте товарную матрицу. Она поможет выстроить продуктовую линейку, которая будет нравиться аудитории и увеличит продажи.

Товарная матрица покажет, на какие товары вам нужно направить фокус. А с помощью дропшиппинга вы расширите ассортимент востребованными товарами без затрат и рисков.

2424
5 комментариев

Ну кстати полезно, я не слышал об этой матрице, но предполагал, что так делать правильно😂

2
Ответить

Рады, что помогли! 💛

1
Ответить

Просто меня не читаете. -) А, потому что я не публикуюсь. )))
Такой же принцип для проработки ниши: https://ecomsite.ru/marketing/tovarnaya-matricza/ Только с визуализацией и с чёткими метриками, основанными на спросе в интернете.
P.S: сайт запретил к индексации, пока не проверю гипотезы на себе и сама запись - заметка на будущее.

Ответить

Спасибо за полезную статью!

1
Ответить

Вам спасибо за отклик!

1
Ответить