Кейс HARMFUL: можно ли зарегистрировать бренд, если он «вредный»?

«Название должно быть громким и запоминающимся!» — часто это единственное правило, на которое опираются бизнесмены. У Роспатента на этот счет свое мнение и 11 оснований для отказа. Поделюсь небольшим кейсом, где предпринимательнице все же удалось заполучить свой бренд, несмотря на первоначальную неудачу в регистрации.

Кейс HARMFUL: можно ли зарегистрировать бренд, если он «вредный»?

Начнем с отказа

Harmful переводится с английского как «вредный». Именно с этим названием в «Железно» обратилась предпринимательница Анна Шинкарёва.

Девушка занималась продажей одежды, аксессуаров и текстиля. Как это часто бывает, она задумалась о регистрации бренда, когда уже вложила в него силы, время и деньги.

Шансов получить права на название было мало. По закону нельзя зарегистрировать обозначение, которое противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали. «Вредный» бренд был как раз таким. Он будто прямо говорил, что товары Анны не принесут пользы покупателям.

Предпринимательнице было принципиально важно зарегистрировать именно Harmful — девушка уже вложилась в рекламу и маркировку товаров. Наши эксперты предупредили ее, что результат может оказаться отрицательным, и за бренд придется бороться в Палате по патентным спорам.

Так и вышло. 28 февраля 2023 года Роспатент прислал отказ по заявке Анны. Девушка решила не отступать и отстаивать существование товарного знака.

Почему Роспатент отказал в регистрации

Ведомство прислало единственный, но веский аргумент против бренда Анны.

Слово harmful и его перевод на русский несут негативную окраску. В доказательство эксперт Роспатента привел выдержку из словаря Мюллера. То есть название противоречит общественным интересам и будет отвергнуто потребителями.

Чтобы доказать обратное, Анна провела опрос на платформе «Яндекс.Взгляд». В нем приняли участие 1997 человек из разных возрастных групп. В результате:

  • 80% опрашиваемых ответили, что не знакомы с переводом слова harmful;
  • из оставшихся всего 43% перевели его правильно;
  • 59,5% ответили, что название не противоречит нормам морали или затруднились ответить.

Однако этого оказалось недостаточно. Данные опроса никак не были связаны с товарами Анны, и нельзя было наверняка сказать, оскорбляет ли кого-то такая марка одежды.

Аргументы в защиту обозначения

Довольно сложно доказать, что бренд не будет приносить вреда, когда название говорит об обратном. По порядку о том, как мы отстаивали знак.

Во-первых, эксперты патентного бюро задумались, где такое обозначение точно окажется неуместным, и сократили перечень товаров. Из классов МКТУ, в которых планировалось зарегистрировать бренд, убрали детские, медицинские и религиозные товары. Анне они были не нужны, и на товарной линейке такое сокращение никак бы не сказалось.

Во-вторых, обратились к переписи населения. По последним данным, английским языком владеют всего порядка 3,44% населения нашей страны. То есть средний российский потребитель в принципе не знает, как переводится слово harmful.

В-третьих, стали искать случаи регистрации названий с похожей окраской. И нашли в большом количестве. Вот некоторые из них:

  • Вредина и VREDINA;
  • SINFUL — бренд одежды. Слово переводится как «грешный»;
  • Noxious — международный товарный знак. Основной синоним слова harmful — тоже «вредный». Зарегистрирован для продажи одежды;
  • TOXIC WASTE — «токсичные отходы». Знак зарегистрирован для кондитерских изделий;
  • СМЕРТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ — зарегистрирован в том числе для развлекательных телепрограмм и шоу-программ.

На фоне некоторых примеров Harmful оказался вполне безобидным.

В-четвертых, Анна добавила собственный довод. Она вложила в название бренда особый смысл: он вреден вовсе не для потребителя, а для других брендов, так как переманит их покупателей. Кроме этого, под вредностью подразумевались напор и целеустремленность.

В сумме эти аргументы давали обозначению шансы на существование.

Вредный, но разрешенный

7 августа можно считать Днем рождения бренда — в этот день состоялось заседание Палаты по патентным спорам.

Коллегия согласилась с тем, что «вредный» — многозначное слово, и его окраска во многом зависит от контекста. Слово harmful само по себе не оскорбляет человеческое достоинство и не является непристойным. А если кто-то считает его таковым — это субъективно.

По решению ППС товарный знак Harmful зарегистрировали.

Вместо вывода

На то, чтобы получить права на бренд, у Анны ушло больше года. Ее опыт — это доказательство того, что за желаемое название можно и нужно бороться. Тем более — когда в него уже вложены время и деньги.

Однако задуматься заранее, пройдет ли ваш бренд регистрацию — намного надежнее. Причины, по которым Роспатент может прислать отказ, опубликованы в открытом доступе. Достаточно просто свериться с ними — это избавит вас от выбора ненадежного названия и потери времени.

Если вы уже придумали имя своему бренду, проверьте, не нарушает ли оно нормы законодательства.

А вот несколько полезных материалов, которые могут вам пригодиться в процессе подготовки к регистрации.

Нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности? Свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229025960 или Telegram @zhelezno_pb.

Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро «Железно» и в сообществе ВКонтакте.

1515
4 комментария

"Toxic waste" для пищевых продуктов - как-то сомнительно. Тем более, что "toxic", по идее, понятно без перевода. И находится же аудитория для такой продукции...

1
Ответить

На вкус и цвет, как говорится

1
Ответить

Дело во вкусе конфет и их оформлении. Судя по описанию, они кислые и упакованы в банки кислотных цветов.
На любителя, конечно.

1
Ответить

Каждый случай регистрации требует внимательного анализа со стороны предпринимателя

1
Ответить