Кийосаки и Роббинс — о бизнесе без бизнеса. Как продавать мотивацию по цене идей

Мода на саморазвитие преследует нас на каждом шагу. Не заниматься им уже даже как-то неприлично. Бизнес-тренинги, мотивация, выход из зоны комфорта – всё это теперь необходимые атрибуты современного успешного человека. На этом строится инфобизнес – бесконечный поток спроса на немыслимо разнообразное предложение. А, может, это просто подмена понятий? Теория, заместившая практику? Мотивация без конкретного вектора применения? Или же, действительно, как уверяют – панацея от всего?

Последние лет десять-пятнадцать мода на бизнес-тренинги не прекращается. Всё время появляется что-то новое: методики, практики, техники. Важно понять: речь идёт не о конкретных курсах «кройки и шитья» или таких, на которых учатся программировать на Java Script и Python. Имеется в виду инфобизнес. Как говорится: «Это роль ругательная, я прошу её ко мне не применять!».

Так что же такое, в сущности, инфобизнес? Это есть ни что иное как получение прибыли от продажи информации. Строго говоря, школы и университеты на платной основе ведут именно такой бизнес, согласно определению. Но они, в отличие от инобизнесменов, предлагают учащимся некую практическую информацию, необходимую для того или иного вида деятельности. Инфобизнес же, в современном понимании, стремится к тому, чтобы научить «начать начинать».

Как говорит википедия:

Коучинг — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели.

Наиболее известные его представители у всех на слуху – Тони Роббинс, Роберт Кийосаки, Аяз Шабутдинов, Пётр Осипов, Андрей Парабеллум, Мария Солодар, Денис Байгужин. Небезызвестная «Синергия» – и та в этом замешана.

Где знания?

Что отличает инфобизнес от обычных прикладных тренингов? Прежде всего – зацикленность. Инфобизнесмены могут только порождать себе подобных. Как и любой другой человек, в том числе не занятый в сфере образования, они способны научить исключительно тому, что умеют сами.

Не имея, как правило, собственного бизнеса (или имея убыточный бизнес), ведущие подобных тренингов не могут научить вести дела последовательно: рассказать о том, с чего начинать, откуда привлекать инвестиции, как открыть юридическое лицо, пройти все необходимые регистрационные процедуры, взаимодействовать с налоговой и пр.

Каждый инфобизнесмен выделяет краткий аспект (как правило, мотивационного характера) и акцентирует на нём внимание. Т.е., пытается вдохновить человека на… покупку следующего тренинга, в котором он точно узнает, что нужно делать.

Основная опасность подобного рода тренингов в их потенциально бесконечном количестве и эффекте «наркотика». Безусловно, некий краткосрочный заряд мотивации присутствует – после такого мероприятия хочется свернуть горы, запустить собственное дело… Помыть, в конце концов, посуду. Но, на самом деле, хватает сил только на покупку ежедневника и запись в нём даты следующего тренинга.

Кийосаки и Роббинс — о бизнесе без бизнеса. Как продавать мотивацию по цене идей

К сожалению, в эпоху высокой конкуренции, часто выигрывает грамотно упакованная красивая подача «воды». Секрет успеха прост: харизматичный оратор, правильная атмосфера, красивые мотивационные фразы, грамотно заданные открытые вопросы с напрашивающимися ответами.

Даже если на секунду предположить, что всё это правда (действительно, а вдруг?) – это больше похоже на систематическую ошибку выжившего. Казалось бы, общая для всех мотивация, на самом деле, вариативна, и зависит от совокупности многих факторов: бэкграунда слушателя, его темперамента, стадии жизненного пути. Банально – от возраста.

Отсутствие же реально работающих инструментов даёт диаметрально противоположный эффект – чувство опустошенности и непонимание дальнейшего вектора развития. Человек начинает думать, что это с ним что-то не так (ведь на тренинге все было так понятно!) и, греша на собственную несообразительность, «входит» в это колесо саморазвития со знаком минус.

В качестве яркого примера выступает в данном случае университет «Синергия», ставший в 2019 году победителем конкурса Минэкономразвития на проведение PR-кампании по популяризации предпринимательства в рамках нацпроекта по МСП.Осенью 2019 года «Синергия» была вынуждена отказаться от запланированного участия небезызвестного Тони Роббинса в Synergy Global Forum, так как его предыдущее выступление в 2018 году было крайне негативно воспринято слушателями.

Популярный за рубежом спикер, стоимость персональной бизнес-консультации которого стремится к 1 миллиону долларов, разочаровал российских слушателей, заплативших за билеты достаточно внушительные суммы. Они получили … изрядную порцию мотивации. И более ничего. Никаких практических инструментов ведения бизнеса за многочасовой семинар не было озвучено и представлено публике.

К сожалению, такое можно наблюдать на многих бизнес-тренингах подобного формата.Однако несправедливо говорить исключительно о минусах. Плюсы, как и в любом другом случае, присутствуют. Они следующие:

1) Возможность завести полезные знакомства в сфере бизнеса;

2) Получение, пусть и краткого, но мощного мотивационного импульса (малой части слушателей этого достаточно для «запуска»);

3) Понимание того, что конкретно нужно (часто на подобных тренингах направление будущих изысканий присутствует в тезисном формате – для последующих целевых поисков такой формат может подойти).

Стоит ли это последующего весьма вероятного разочарования? Предпочтительнее ли тренинги и курсы, обучающие практическим навыкам?Решение остаётся за каждым.

Журнал «Frontpage»

33
2 комментария

Для меня прохождение такого курса бизнес курса, как в Лайк Центре у Аяза - была вещь полезная и нужная. Свой бизнес не открывала, но для других задач, которые решаю в повсеместной работе - данный тренинг помог. А все другие негативные отзывы в сторону Аяза, ну так это я считаю недалекие люди.

Ответить