6 стилей руководства в ИТ: какой ваш?

6 стилей руководства в ИТ: какой ваш?

Стиль управления в команде и эмоциональный интеллект руководителя тесно взаимосвязаны. Лидер с высоким уровнем эмоционального интеллекта может эффективно коммуницировать, управлять конфликтам, подстраиваться под особенности сотрудников, учитывать их эмоциональные потребности и создавать условия для высокой мотивации и вовлеченности в работу.

Книга «Эмоциональный интеллект для ИТ-специалистов» была написана ученым из Нидерландов Эмилией Людовино в 2017 году и начинается с того, что с 2015 года на крупнейшей конференции по эмоциональному интеллекту все более число мест стали занимать технологические компании.

Cisco, Google, Facebook, Zappo, Hewlett-Packard признают роль эмоционального интеллекта как важнейшей составляющей успешной ИТ-команды и применяют методики его улучшения для развития своих сотрудников.

В каких сферах можно почувствовать влияние высокого эмоционального интеллекта сотрудников

  • Построение коллективного лидерства через взаимодействие (Cisco)
  • Увеличение мировых продаж (Hewlett-Packard)
  • Личная эффективность сотрудников: набор навыков, которые помогут наладить контакт с людьми и добиться успеха (Zappo)
  • Политики общения в социальных сетях для более чуткого взаимодействия в онлайн-общении и борьбы с кибербуллингом (Facebook)

Эмилия Людовино описывает 6 стилей руководства, основанных на эмоциональном интеллекте, которые были выявлены в ходе исследования практик управления более 3000 менеджеров на протяжении 3 лет. Исследование проводилось в 2002 году учеными Гоулман, Бояцис и Макки для издания Harvard Business Review.

  • Визионерский (авторитарный) стиль
  • Партнерский стиль
  • Демократический стиль
  • Коучинг-управление
  • Стиль задающего темп
  • Командный стиль

Как утверждает автор, 4 первых стиля руководства оказывают доказанное положительное влияние на рабочую среду и производительность, а 2 последних могут в некоторых ситуациях нанести вред взаимоотношениям в команде. Чтобы стать эффективным лидером можно опираться на несколько стилей управления и применять их в соответствии с ситуацией.

Перед тем, как познакомиться с описанием каждого стиля, пройдите короткий тест и узнайте ваш стиль управления:

6 стилей руководства в ИТ: какой ваш?

Командный стиль

Подходит для экстренных случаев и кризисных ситуаций, когда требуются немедленные действия и один ответственный за принятие решения.

Плюсы: снимает лишние эмоции и переводит энергию команды на четкие действия

Минусы: портит настроение и в перспективе ухудшает доверие и мотивацию

Визионерский (авторитарный) стиль

Лидер представляет себя экспертом, который способен вдохновлять и объединять команду вокруг общего видения. Он выступает как визионер, который знает путь к успеху и направляет компанию.

Плюсы: способствует объединению и формированию общих целей

Минусы: требует погружения в конкретные области специалистов для помощи в разработке конкретного плана действий

Партнерский стиль

Партнерский стиль руководства отличается созданием команд, где приоритет отдается интересам сотрудников, предполагает похвалу и обратную связь для установления теплых взаимоотношений в команде.

Плюсы: эффективен, когда в команде низкий моральный дух. В долгосрочной перспективе способствует укреплению связей и повышению производительности.

Минусы: есть риск утраты рационального взгляда на оценку эффективности работы сотрудников из-за страха нарушить баланс взаимоотношений. Руководителю необходимо совершенствовать навыки обратной связи.

Демократический стиль

Стиль предполагает применение голосования внутри команды для принятия решений. Важным аспектом модели является активная коммуникация, поскольку каждое мнение важно и учитывается в групповых обсуждениях. Лидер при этом является скорее инструментом для организации эффективного процесса принятия командных решений.

Плюсы: ценится вклад каждого члена команды, что создает атмосферу приверженности целям и уважения

Минусы: решения могут приниматься достаточно медленно

Стиль задающего темп

Руководители, работающие в этом стиле, являются примером для всей команды и устанавливают высокие стандарты производительности как для себя, так и для других. Эффективная командная работа при этом возможна при высокой сплоченности и развитой культуре взаимодействия.

Плюсы: стимулирует получение значительных результатов от мотивированных и квалифицированных команд.

Минусы: интенсивный темп работы сказывается в долгосрочной перспективе и приводит к выгоранию сотрудников.

Коучинговый стиль

При использовании коучингового стиля руководитель активно участвует в процессе повышения квалификации своих подчиненных, тесно сотрудничает с ними, используя техники коучинга для получения командных результатов.

Плюсы: сотрудники чувствуют результат при длительной и сфокусированной работе, становятся более мотивированным и компетентными и повышают свою производительность.

Минусы: при избыточном использовании стиль напоминает микроменеджмент и становится неэффективным.

Оставьте комментарий, какой стиль руководства преобладает в вашей команде. А если вы ищете работу, загляните на нашу страницу вакансий.

22
2 комментария

Умение быть гибким и вести команду к успеху - это одна из самых сложных задач в IT.
IT очень сильно нуждается, как и другие отрасли, в очень сильных и грамотных лидерах.

В идеале, ваш стиль должна понимать команда и вдохновляться вами как лидером, каким бы стиль не был плох или хорош. Если вы не умеете достигать цели, и у вас постоянная текучка кадров и отношение команды к вам не очень, то тут ни какой стиль не поможет.

Иногда даже сложно научиться лидерству - это что есть прирожденность, как бы дар сверху.

В любом случае, этому можно учиться и благо есть такие книги.

Спасибо автору за статью.

2

Спасибо за статью, вышло информативно)

1