Лена особо не испытывает самоотчуждения на работе, ведь для неё работа — это творческий процесс, способ самореализации. Лена делает то, что ей нравится, получает кайф... и деньги. Она бы могла заниматься коучингом и бесплатно, но ей за это платят. Иногда ей попадаются сложные клиенты, но Лена пересиливает себя, делает «то, что должно» и забывает горькие моменты самоотчуждения-самоэксплуатации как страшный сон.
Тема интересная, но от статьи какое-то ощущение, как будто её оборвали на середине. Я думал что получу ответ на вопрос, а не тему, для размышлений.
Как видно из комментариев, такая недосказанность привела к тому, что все зацепились за последний абзац про конкуренцию. Хотя там казалось бы, написана прописная истина обоснованная все тем же Марксом ещё два века назад.
Всё так, оборвалось на полуслове. Есть такая проблема у всех моих эссэ-заметок, сейчас над этим работаю.
Ответ, на самом деле есть, но он слишком левацкий: нужно выступать за сокращение рабочей недели. Кейнс ожидал, что к концу 20 века люди будут работать по 15 часов в неделю. А получилось так, что сейчас наибольшее количество людей работает больше, чем во всей остальной человеческой истории.
То что зацепились за именно этот кусок показывает, насколько у людей идеализированный взгляд на рынок труда. Так что в одном из будущих текстов в контексте самоотчуждения однозначно разберу «Бредовую работу» Грэбера.
Вот только конкуренция за рабочее место будет расти пропорционально размеру зарплаты в профессии.Странное утверждение. Высокая зарплата как правило требует высокого уровня скиллов, которым облатает небольшой процент людей из профессии.
Например, в разработке среди джунов и миддлов бОльшая конкуренция, чем среди синьоров.
Да на позиции топ-менеджеров с зарплатам $1m+ вряд ли толпы "Вась" ломятся.
IT относительно молодая отрасль и по тому что я вижу (жена hr) - там пока спрос на спецов выше предложения.
А вот картинка из моего родного города Екатеринбурга.
Задачка уровня 8 класса. Если на рынке существует избыток рабочей силы, то средняя зарплата будет расти или падать? Кто будет конкурировать: работодатели за работников или работники за рабочие места?
Я понимаю, что пример схематичный, но всё-таки хочу с ним поспорить.
Можно ненавидеть работу коуча по мотивации и испытывать отчуждение, а можно любить работу кассира и быть счастливым. Не факт, что дело прям в творческом характере работы. Вася еле-еле сводит концы с концами и поэтому считает свою работу дурацкой. И, кстати, поэтому чувствует циничную ложь в словах Лены "без твоего, Вася, труда мир рухнет". Лену в примере эксплуатируют больше, чем Васю, труд её не такой уж и творческий, даже по-своему рутинный, и выглядит она такой же несчастной, как Вася, ещё до того, как у неё начнётся выгорание. Всё упирается в оплату и режим труда и отдыха - измеримые и контролируемые вещи. Человечество пока не может обеспечить всех творческим трудом, но может уменьшить эксплуатацию.
Мисклик
Не просто так привёл в пример «Бредовую работу» Грэбера. Он показывает что динамика последних лет 50 на Западе - это увеличение количества самоотчуждения у работников. От 30 до 50% работников делают не просто бесполезную чушь, но и вредят другим людям.