Как выбрать CRM — что я понял за 30 лет работы в продажах

• Какие нюансы нужно учесть, впервые выбирая CRM?
• Где и какую информацию собрать, чтобы сделать взвешенный выбор?
• Какую роль в этом процессе выполняет отдел продаж?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобраться в том, как выбрать CRM

Кадр из фильма <a href="https://www.kinopoisk.ru/film/577488/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Она»</a>
Кадр из фильма «Она»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — ровно 30 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

Дивертисмент

На юге все отдыхающие ходят на базар. В тот раз мы с женой покупали черешню. Она вела обстоятельный диалог с продавщицей. Я стоял рядом, строил умное лицо и держал пакеты. Мне казалось, мое умное лицо как-то должно было помочь жене в переговорах. Потом взгляд зацепился за персики на прилавке. Они были настолько хороши, что я тут же перебил обеих дам и громко спросил:
— А персики хорошие?
— Рано для персиков! Они ещё деревянные! — отрезала жена.
— Очень хорошие. Сладкие такие! — ответила продавщица.

Две пары глаз внимательно смотрели на меня. Нужно было сделать непростой выбор. Продавщица мило улыбалась. Её добрые глаза говорили, что именно эти персики - дар небес и именины вкусовых рецепторов. Глаза жены говорили, что только попробуй и «до конца дней будешь продавать в этой палатке эти самые персики с этой женщиной с добрыми глазами».
— Дайте мне один! Я сам определю! — попросил я.

Продавщица передала один большой персик. Когда он оказался в руках, я не понял, зачем попросил персик, и что мне с ним теперь делать. Хотел его помять, но как это сделать на глазах у продавщицы...

Теперь две пары глаз внимательно наблюдали за персиком в моих руках. Патовая ситуация. Можно было отдать обратно и сказать: «Спасибо большое, что дали подержать в руках персик. Я домой. Завтра приду абрикос трогать». Но я поступил иначе — решил его понюхать.

Да, да. Представил себя персиковым сомелье и сделал глубокий вдох и выдох аромата персика! На вкус — запах персика. После небольшой паузы сказал:
— Беру! Дайте, пожалуйста, четыре персика.

Со стороны я выглядел персиковым профессионалом. Мой ответ устроил всех.

Дома из четырёх персиков два оказались кислыми. Один деревянный. Четвёртый был чертовски хорош. Надо было все четыре понюхать. Теперь жду сезон арбузов.

Как выбрать CRM за одну минуту

Нужно зайти в рейтинг CRM Tagline или Финансы КП и выбрать того, кто на первом месте.

Впрочем они там все очень хорошие. Сладкие такие!)

12 мыслей о CRM 

  1. CRM — зеркало реальности. Чем проще менеджеру по продажам вносить информацию, тем яснее будет это зеркало.
  2. CRM не может навести порядок в отделе продаж, а может лишь хранить то что есть.
  3. Правильно настроенная CRM полностью избавляет менеджеров по продажам от необходимости делать отчеты.
  4. Настройка и внедрение CRM — это два разных термина. Понимание разницы может сэкономить сотни тысяч рублей и месяцы ожидания. Подробнее я писал об этом в статье «Настройка CRM — как минимальными усилиями сделать работу отдела продаж прозрачной, системной и масштабируемой».
  5. Воронка продаж — основной аналитический инструмент как менеджера по продажам, так и руководителя отдела. Подробнее о воронке в статье «Воронка продаж — опыт и ошибки создания правильной воронки для отдела продаж».
  6. Ключевая функция CRM — фокусировать менеджера по продажам. Если он знает чего хотеть от клиента, — то скорее всего это получит.
  7. Менеджеры, которые работают с большим количеством клиентов/ контактных лиц/ итераций, — понимают зачем нужна CRM и всегда выступают «за».
  8. Менеджеры, которые не хотят «светить» то чем занимаются, — всегда «против».
  9. Как только CRM становится «игрушкой» айтишников/ производственников/ финансистов и т.д., — проект умирает.
  10. CRM не поможет внедрить и отслеживать большое количество ключевых показателей. Индикаторов в любом случае должно быть мало. Подробнее об этом я писал в статье «СлушатьKPI менеджеров по продажам: что работает, а что нет».
  11. За время триального периода невозможно понять подходит CRM или нет. Чтобы в этом убедиться, нужно ее полностью настроить и в процессе работы столкнуться с большей частью возможных прецедентов.
  12. Удобная CRM — это знакомая CRM.

Облако или коробка?

Если компания небольшая и не специализируется на информационной безопасности, то, конечно, облако.

Нужна ли мобильная версия?

Если у менеджеров по продажам встречи не предусмотрены, то не обязательно. Руководители, которые планируют время от времени заглядывать в CRM со своего смартфона, очень быстро перестают это делать.

В то же время информацию по только что проведенной встрече лучше всего заносить по дороге в офис. Кроме того, на выезде можно сделать звонки, все контакты в одном месте, приходят напоминалки, перед встречей можно освежить информацию по клиенту.

Наша или зарубежная?

В наших CRM есть все, что нужно. Если вы в России, то нет ни одной причины покупать зарубежный продукт.

Как посмотреть CRM?

Лучший способ — договориться о демонстрации, в ходе которой задать максимум вопросов. При этом нужно учесть, что большинство CRM-интеграторов транслируют стереотипы и ошибки своих клиентов.

Еще один хороший способ — смотреть скринкасты на Ютубе.

Бывает полезно сходить на экскурсию в другую компанию и посмотреть как у них ведется работа в CRM.

Не лучший способ — поразбираться самому в триальной версии.

Стоит ли объявлять сотрудникам о тестовом периоде?

Не рекомендую. CRM нужно выбрать и правильно настроить с первого раза. Вторая попытка всегда связана с бОльшим сопротивлением.

В продолжении этой мысли — не стоит подключать менеджеров к выбору CRM, функционала, вариантов настройки и т.д. Разумеется бывают исключения, главное их не переоценивать.

Нужна ли интеграция с почтой, телефонией и т.д.?

Да. Чем больше корректной и нужной информации будет появляться в CRM автоматически, тем ценнее она будет для менеджеров и тем лучше будет работать аналитическая часть.

Какой функционал должен быть у CRM?

Закрытого списка быть не может, потому что бизнес меняется. Например, часто встречается переход из B2B в B2C, когда компания вдруг понимает, что с определенного этапа воронки клиента нужно догонять таргетированной рекламой. Если в CRM этого нет, то придется либо отказаться от этого способа, либо переезжать на другую систему.

Предварительно сориентироваться поможет описание фукнционала на сайте CRM, скринкасты в Ютубе, консультации с CRM-интеграторами.

Минимальный функционал есть в уже упомянутой статье.

Еще есть шаблон сравнительной таблицы, подготовленный командой Тильды. Его можно скачать в тг-канале.

Нужна ли возможность настраивать интерфейс?

Если система сложная, то должна быть возможность скрывать функционал. Начинать с простого интерфейса, конечно, проще.

Что должно быть в плане безопасности?

В первую очередь нужно предусмотреть от угрозы внутри компании. Поэтому нужна возможность разделить права доступа и фиксировать (логировать) историю действий пользователей.

Во вторую очередь нужно предусмотреть угрозы извне. Тут я не специалист, но знаю, что большие вендоры серьезно подходят к этому делу.

Имеет ли значение большой выбор виджетов?

Да. Они позволяют тонко и оперативно настраивать изменившиеся процессы. Кроме того, по ним можно выбрать хорошего CRM-интегратора.

Может ли CRM отслеживать корректность отчетов менеджеров?

Ограниченно — да. У многих есть контроль качества вводимых данных. Однако, далеко не все можно проконтролировать программным способом. Нужно еще и глазами. Как это делать я писал в статье «Как одна хрупкая скромная девушка может удвоить результаты всего отдела продаж».

Стоит ли писать CRM самому?

Я видел множество примеров, но ни одного удачного. Главная проблема самописной CRM — она очень быстро устаревает.

Давайте общаться

  • Возможно, я забыл о каком-то важном вопросе. Задайте, пожалуйста, его в комментарии, — с удовольствием отвечу.
  • Подпишитесь на мой ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.
  • Либо пообщайтесь с нашим шеринговым РОПом, который может вести ваш отдел продаж. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
5151
55
11
118 комментариев

Я не плачу, это самописная crm в глаз попала🥲

7
Ответить

😄👍🏻

2
Ответить

Это гениально!)

1
Ответить

История с персиками - классика ;) улыбнуло

4
Ответить

Персики, — они такие...))

2
Ответить

В СРМ главное, чтоб не самописная😂

3
Ответить

Не совсем понимаю недовольство самописными CRM..)
Если у компании есть для этого возможно, а что главное необходимость, то решение получится на много лучше любого аналога на рынке.

4
Ответить