Обратное делегирование: 9 из 10 руководителей не замечают, как сотрудники подкладывают им свои задачи

Обратное делегирование – это скрытая угроза, которая может существенно подорвать эффективность управления временем и ресурсами руководителя. Подобно тому, как кукушка избавляется от своих яиц, сотрудники под разными предлогами подкладывают свои задачи руководителю. То информации нет, то нужно письмо написать от своего имени. Руководитель может в какой-то момент поймать себя на том, что проработал весь день, а по своим целям не сдвинулся с места. В этой статье представлен список вопросов, которые помогут руководителю распознать признаки обратного делегирования. Приводится 6 правил, соблюдение которых поможет руководителю развивать в сотрудниках навыки самостоятельного решения задач.

Фото: pofoto.club Кукушка подбрасывает свои яйца в еще незаконченную кладку. А так как эмбриональное развитие их птенцов всего около 12 дней, кукушата вылупляются раньше.
Фото: pofoto.club Кукушка подбрасывает свои яйца в еще незаконченную кладку. А так как эмбриональное развитие их птенцов всего около 12 дней, кукушата вылупляются раньше.

Я автор ТГ-канала «Интеллект лидера», где пишу о методах управления командой и повышение личной эффективности. На канале вы ознакомитесь с проверенными стратегиями и реальными примерами, которые помогут вам повысить управленческие компетенции. В закрепе вас ждет гайд «100 способов нематериальной мотивации сотрудников». Ознакомьтесь с гайдом и создавайте команду мечты, которая будет гореть идеями и работать на результат.

Что значит обратное делегирование?

Делегирование — это процесс передачи задач и компетенций от руководителя к подчиненному. В отличие от обычного распределения обязанностей, здесь передаются задачи, которые исходят из сферы ответственности самого руководителя. Этот подход помогает расширить круг обязанностей сотрудников и способствует более эффективному использованию ресурсов в команде. При делегировании ответственность за результат принадлежит сотруднику.

При обратном делегировании происходит возврат задачи руководителю. Вместо того, чтобы самостоятельно решать задачу, сотрудник бесконечно обращается за помощью к руководителю. В результате возвращает руководителю ответственность за поставленную им же задачу.

Фото: pofoto.club Кукушонок первым появляется на свет и выбрасывает яйца приемных родителей. Для этого у слепого и птенца есть особый механизм: на голой спине находится чувствительная зона, при прикосновении к которой включается инстинкт выбрасывания.
Фото: pofoto.club Кукушонок первым появляется на свет и выбрасывает яйца приемных родителей. Для этого у слепого и птенца есть особый механизм: на голой спине находится чувствительная зона, при прикосновении к которой включается инстинкт выбрасывания.

Кейс (эпизод 2)

Олег руководит отделом аналитики на производственном предприятии. Кратко напомню, что в предыдущей статье его отдел столкнулась с трудностями при формировании отчета. Сотрудники на необходимость переделки отреагировали очень эмоционально. Но благодаря использованию фрейма, Олегу все же удалось наладить диалог в команде. Предыдущие его сложности с коллективом доступны по ссылке.

Сейчас у Олега горит новая задача. Через пару дней у него назначено совещание по отчетности за первое полугодие. Он знает, что ТОПам важно наглядно увидеть показатели. Чтобы проиллюстрировать цифры, он сам придумает содержание презентации, а оформление делегирует Марине. Пока она оформляет, сам сможет подготовиться к вопросам.

Обычное делегирование

Олег подходит к Марине и говорит:

– «Мари, у нас совещание по отчетности в пятницу. Сам подготовлю канву, вышлю тебе сегодня. Сможешь оформить презентацию по отчетности, пожалуйста? Я подготовлю содержание, за тобой – дизайн слайда по брендбуку и инфографика. Успеешь?»

Марина кивает, и Олег уверен, что она выполнит задачу, так как знает ее способности и опыт в оформлении презентаций.

Обратное делегирование

Проходит день, и Олег заходит к Марине, чтобы узнать о ходе работы. Марина выглядит немного растерянной.

– «Олег, я посмотрела данные и попробовала создать слайды, но у меня много вопросов. Как ты думаешь, какой фон лучше использовать? Может, добавить еще один график? Как по-твоему, лучше сделать заголовок крупнее или поменять шрифт?» – спрашивает она.

Олег начинает понимать, что Марина не справляется с задачей самостоятельно и возвращает ему ответственность за решение.

Через пару часов Олег получает сообщение от Марины: «Олег, я не уверена, что могу сделать все правильно. Может, лучше кто-то из более опытных коллег сделает? Я не знаю, что делать в этой ситуации.»

Олег понимает, что его подчиненная перекладывает ответственность и отказывается от выполнения задачи, которую он делегировал. Начал продумывать план ее увольнения. Больше всего раздражало, что она постоянно задает вопросы вроде:

– «Что, если сделать так?»; «А как именно лучше оформить график?»; «Олег, ты можешь мне объяснить, как ты хочешь видеть эту часть?»

Почему так происходит? Может быть, Марина просто не уверена в себе, не имеет достаточной информации или просто не хочет брать на себя ответственность за возможные ошибки? Пишите свое мнение в комментариях. Поможем Олегу вместе. Тем более, что он не одинок в сложностях делегирования.

Последствия обратного делегирования

Возвращение задач руководителю – это не просто неудобство, а серьезная проблема, которая негативно влияет на всю команду.

Во-первых, руководитель перегружается, т.к. вынужден решать оперативные вопросы, которые должны решаться на уровне сотрудников.

Во-вторых, сотрудники приходят к выводу, что сложности может решить только руководитель. В результате теряют интерес к работе, что тормозит их профессиональное развитие. Амбициозные сотрудники увольняются, возможности для профессионального развития ограничены, им не где развернуться.

В-третьих, руководитель, перегруженный мелкими задачами, принимает решения долго и менее качественно. У него уже нет времени на тщательное обдумывание и анализ. Он занимается чужими задачами большую часть рабочего времени.

Фото: pofoto.club Кукушонок освобождает пространство, потому что вырастает намного больше приемных родителей, следовательно, ему необходима вся приносимая ими пища. На 20-е сутки он покинет гнездо.
Фото: pofoto.club Кукушонок освобождает пространство, потому что вырастает намного больше приемных родителей, следовательно, ему необходима вся приносимая ими пища. На 20-е сутки он покинет гнездо.

В результате сотрудники избегают ответственности, теперь от них не дождешься генерации новых идей и предложений. А у руководителя снижается способность эффективно управлять командой и выполнять свои основные обязанности.

Тест для определения обратного делегирования

Для начала нужно понять, есть ли у вас сложности с обратным делегированием. По каким признакам? Вам поможет разобраться небольшой тест. Задайте себе следующие вопросы:

  1. Замечали, что решаете за сотрудников возникшие сложности с поставленными задачами, а не учите их справляться самостоятельно?
  2. Случалось ли вам переделывать некачественную работу за сотрудников?
  3. Обращали внимание, что сотрудники приходят к вам с мелкими вопросами, а не решают их сами?
  4. Задумывались о том, что без вашего вмешательства задачи не будут выполнены качественно и в срок?
  5. Приходилось ли вам работать за сотрудников, потому что вы сделаете это быстрее и лучше?
  6. Случалось ли вам брать на себя ответственность за задачи, которые можно было делегировать?
  7. Сотрудники обращаются к вам с просьбой помочь с задачами, которые находятся в их зоне ответственности?
  8. Берете ли вы на себя дополнительные задачи, чтобы избежать недовольства или конфликтов с командой?

Ответили «да» хотя бы на несколько вопросов? Возможно, у вас есть трудности передачей инициативы сотрудникам. Может стоит помочь им брать на себя большую долю ответственности? Это освободить ваше время, а сотрудникам позволит стать более самостоятельными.

Причины обратного делегирования

Рассмотрим на примере Олега, как можно было предотвратить обратное делегирование.

  1. Олегу следовало более объективно определить уровень компетенции Марины. Когда делегируемая задача находиться в зоне роста сотрудника – это нужно учитывать и быть готовым давать развернутые и четкие инструкции к выполнению.
  2. Задачи должны быть сформулированы четко и понятно, учитывая уровень знаний и навыков сотрудников. Это поможет избежать необходимости постоянных уточнений и обратного делегирования.
  3. Олегу стоит поддержать Марину, чтобы преодолеть ее перфекционизм или недостаток самооценки, подтверждая ее профессионализм и способности. Некомпетентные сотрудники требуют дополнительного обучения и поддержки, а не увольнения.
  4. При постановке задач использовать мотиваторы. Если у сотрудника потребность в поддержке, ему будет сложно работать без обратной связи. Если ведущий мотив потребность во власти — сотрудник будет разочарован при отсутствии возможности принимать решения в зоне своей ответственности. Подробнее можно почитать пост в ТГ-канале «Интеллект лидера».
  5. Необходимо уметь различать манипулятивное поведение сотрудников и активно направлять их к самостоятельным решениям, не позволяя перекладывать ответственность на руководителя.
  6. Заранее договориться: если нехватка времени или других ресурсов становится проблемой, решение остается за сотрудником. Это не повод возвращать задачу.

Олег решает провести беседу с Мариной, объяснив ей, что ожидал от нее большей самостоятельности и уверенности. Он напоминает, что делегирование – это не просто передача задачи, но и передача ответственности за результат. Он уверен, что она сама может выбрать дизайн, поскольку ранее у нее получалась делать прекрасные визуализированные отчеты, просто здесь нужна презентация, а не график в письме.

Какую задачу можно делегировать?

Перед делегированием задачи, стоит ответить на 5 вопросов

  1. Сведения, передаваемые сотруднику, не нарушают правил конфиденциальности?
  2. У сотрудника есть необходимая информация для выполнения задачи?
  3. Задача находится в зоне ближайшего развития сотрудника? Возможно на первых этапах потребуется обучение, но в дальнейшем сможет выполнять самостоятельно.
  4. Задача регулярная, в будущем ее нужно будет делать снова?
  5. Есть время на объяснение и четкую постановку задачи?

Если ответили «да» на большинство вопросов, задача попадает в список делегируемых.

Правила, которые помогут избежать обратного делегирования

1. Возвращайте вопросы сотруднику

Когда сотрудник приходит с вопросом – отправляйте искать ответы самостоятельно. Предложите несколько источников информации. Не стоит искать ответы за сотрудника и обещать решить вопрос. Это мотивирует развивать навыки поиска информации и решать задачи без посторонней помощи.

2. Поощряйте самостоятельное решение проблем

При возникновении проблем подчеркивайте ответственность сотрудника за их решение. Пусть сотрудник четко сформулирует суть проблемы и предложит возможные варианты решения. Первое время можно задавать уточняющие вопросы, чтобы сотрудник смог выбрать оптимальный вариант решения. Важно поддерживать сотрудника, чтобы он чувствовал уверенность в своих способностях.

3. Обеспечьте ресурсами для выполнения задачи

Убедитесь, что сотрудник имеет все необходимые ресурсы, информацию и поддержку для решения задачи. Первое время будете подсказывать, где что лежит. В следующий раз он уже сам будет знать, поэтому пойдет и возьмет.

4. Создайте безопасную среду

Помните, что ошибки – часть процесса обучения, сотруднику нужно научиться исправлять их. Заранее оцените риски, связанные с ошибками.

5. Развивайте в сотрудниках ответственность

Регулярно напоминайте подчиненным, что ответственность за выполнение задач лежит на них. Придерживайтесь этой линии с пониманием и поддержкой, позволяя им расти и развиваться, зная, что вы всегда рядом для помощи и наставления.

6. После завершения задачи обязательно анализируйте результаты

Вместе с сотрудником обсудите, что прошло хорошо, а что можно было сделать лучше. Обратная связь – это ваш вклад в повышение эффективности делегирования в будущем.

Выводы

Обратное делегирование происходит, когда сотрудники возвращают задачи, порученные им руководителем. Это подрывает эффективность работы отдела, создавая дополнительную нагрузку на руководителя. Основные причины обратного делегирования: слабые компетенции сотрудников, нечеткая постановка задач, перфекционизм и неуверенность в своих силах, манипуляции, нехватка ресурсов.

Правила, которые помогут избежать обратного делегирования:

  • Когда сотрудник приходит с вопросом, направляйте его искать ответы самостоятельно.
  • При возникновении сложностей с выполнением задачи – сотрудник сам предлагает варианты решения.
  • Убедитесь, что сотрудник имеет все необходимые ресурсы и поддержку для решения задачи.
  • Помните, что ошибки – часть процесса обучения.
  • Развивайте в сотрудниках чувство ответственности и предоставьте все возможности для профессионального развития.
  • Поддерживайте их инициативу и помогайте развивать уверенность в своих решениях.
  • Предоставляйте конструктивную и позитивную обратную связь после завершения задачи.

Эти меры помогут развить у сотрудников самостоятельность и ответственность за выполнение задач, повысив общую продуктивность команды.

N.B. Я автор блога «Интеллект лидера», где пишу о методах управления командой и повышение личной эффективности руководителя.

Являюсь бизнес-тренером по управленческим компетенциям, трекером команд стартапов, кандидатом социологических наук. Уже более 10 лет я работаю с руководителями подразделений и владельцами бизнеса. Провожу для них и их сотрудников тренинги, консультации и трекшн-сессии. Пишу, чтобы у руководителей была возможность использовать научные подходы в управлении своей командой. Заходите на огонек, подписывайтесь на канал, угощу полезной информацией)

3535
66
11
реклама
разместить
21 комментарий

Марину в итоге уволили или обучили?

3

Если вместо того, что презентацию делать, будет по 100 вопросов задавать - точно уволят ее!

1

Пока работает)))

Комментарий удалён модератором

Да, четкое распределение обязанностей обеспечивает порядок. Но если сотруднику хочется карьерного и профессионального роста, а не одном месте сидеть всю жизнь, ему самому захочется задач сверх того минимума, что прописан в должностных инструкциях)

2

Точно! Вот как это называется)) — обратное делегирование)

1

Было бы явление, название найдется)

1