Маркетолог в штате vs отдел маркетинга на аутсорсинг

В этой статье я хочу сравнить, что выгоднее для компаний инхаус отдел маркетинга или аутсорсинг. А также разбираюсь, на каком этапе бизнеса внутренний маркетинг единственно правильное решение, а в какой период выгоднее обратиться к агентству или фрилансерам.

Для начала хотела бы сделать оговорочку

Часто компании путают функции маркетолога, руководителя отдела маркетинга и директора по маркетингу. Хочу разделить эти три функции.

Директор по маркетингу - топ менеджер, который отвечает за стратегическое развитие компании. Это человек, который понимает "куда" должна прийти компания через длительный период времени и в зависимости от этого выстраивает команду и коммуникации внутри нее. С моей точки зрения СМО не может быть на аутсорсинге ни при каком условии, поскольку должен нести финансовую ответственность за результат - в идеале долю в прибыли компании. Только в таком случае работа подразделения маркетинга будет выстраиваться и корректироваться исходя из общей стратегии компании и ее финансовых показателей.

Руководитель отдела маркетинга - это, так сказать, линейный руководитель. Отвечает за тактические мероприятия и регулярную работу сотрудников отдела маркетинга. Часто функции ДМ и РОМ объединяет в себе один человек. По факту, стратегией занимается примерно никто, ну или РОМ один раз в год. Все остальное время он занимается оперативным управлением маркетингом. Если компания на старте или небольшая, то это верное решение. Но если речь идет о 10 и более сотрудников отдела, рекомендуется разделить эти две функции для максимальной эффективности. Кстати, функцию РОМа можно легко передать на аутсорсинг, поскольку она формируется в большинстве случаев в формате задач: подобрать команду, запустить новый канал продвижения, упаковать маркетинговый продукт, подготовить отчетность, собрать аналитику, подобрать подрядчиков и тд. Например, в нашем агентстве маркетологи выполняют функции рома. Особенно в тех случаях, когда компания не имела ранее маркетинга или он был в зачаточном состоянии. Простыми словами РОМ - это такой прожект, с углубленным знанием маркетинга.

Маркетолог. Когда объем задач большой иногда требуются универсальные маркетологи на какой-то отдельный тип задач.Например, медиапланирование или работа с инфлюенсерами и т.д. Чаще выгоднее и быстрее эту функцию держать внутри компании, однако, при четком понимании состава работ и критериев выполнения, можно привлекать аутсорсеров.

Помимо всех перечисленных ребят, есть еще узкие специалисты: директологи, таргетологи и всякие ологи, которые отвечают за каждый отдельный канал коммуникации. Как бы собственнику не хотелось, все равно, любое подразделение имеет голову и руки. Так вот это те самые руки, которые развиваются каждый в своей узкой нише и в другие не сильно погружается. Такие ребята супер часто обитают на фрилансе и в агентствах. В данном случае работа с интернет агентством - большое преимущество, поскольку специалист может обмениваться кейсами, отлеживать тренды и разные динамики рекламных кампаний на основании разных ниш, а также имеет большую насмотренность. Поэтому даже крупные бренды часто узкие направления маркетинга передают на аутсорсинг.

Теперь давайте развернем тему в зависимости от этапа развития компании

Стартап

Развивается в условиях суперограниченных ресурсов. Самое лучшее, если в команде есть сотрудник, с хорошим базовым пониманием маркетинга (часто это фаундер), который на аутсорсинге может привлечь фрилансеров за небольшие денежки и протестировать гипотезы.

Быстроразвивающаяся компания (малый бизнес)

Нет времени на долгое и системное формирование отдела маркетинга. Все силы нужно бросить на развитие и качественное исполнение обязательства.А ресурсы все еще ограничены. Аутсорс в этом случае идеальный вариант: готовые, мотивированные, обученные маркетологи, которые знают, что и как нужно делать, просто приходят и делают свою работу, выстраивают систему управления маркетингом, систему аналитики. Чтобы понимать, на какие кнопки нужно надавить, чтобы получить клиентов.

Стабильная компания (средний бизнес)

В тот момент, когда лидогенерации - это не единственная задача маркетинга, а еще добавляются направления развития бренда и узнаваемости, следует задуматься о внутреннем отделе маркетинга. Я рекомендую начать с Директора по маркетингу. У нас в команде, например, когда мы выстраиваем систему маркетинга, то через 1,5 - 2 года начинаем искать СМО, который уже займется верхнеуровневыми задачами.

Крупный бизнес

Безусловно основные функции рекомендуется содержать внутри компании. На аутсорсинг по определению директора по маркетингу возможно отдавать отдельные проекты или каналы продвижения.

Ну и на последов хотелось бы просто расписать плюсы и минусы аутсорса и штатных маркетологов:

Преимущества и недостатки инхаус маркетологов:

+ Компания может расчитывать на полный рабочий 8-ми часовой ден (а по чесноку даже больше 24/7)

+ Всегда видно, что движуха в отделе маркетинга и сотрудники смотрят в экран с умными лицами. Работают значит! (это ирония про псевдоконтроль, если что)

+ Объективно, все внимание маркетолога занято одной компанией

+ Проще выстраивать коммуникацию между подразделениями (модно пойти в соседний офис и дать по башке продажнику, который слил лиды)

+ Управляя сотрудниками напрямую, работодатели могут ожидать, что они смогут поддерживать более высокие стандарты производительности и качества, чем если бы они передавали работу за контур компании.


Однако существуют и недостатки, связанные с наймом работников внутри компании:

- ограниченные ресурсы предприятия могут ограничить его способность быстро расширять масштабы деятельности без высоких накладных расходов

- возрастает риск неудачи ли "неповоротливости" из-за недостаточного обучения или ошибок в управлении со стороны работодателя

- поскольку маркетинг очень динамичная сфера, требуется регулярное усиление опытом других маркетологов. Единицы прокачиваются по своей воле. Для большинства нужны специально созданные условия для обмена опытом в разных направлениях маркетинга. Это трудно реализовать в компании, в которой маркетинг не основная, а сопутствующая деятельность

- все издержки по найму, адаптации, обучению, мотивации, налоговым платежам сотрудников ложатся на плечи компании

Преимущества и недостатки работы отдела маркетинга на аутсорсинге:

Аутсорсинг становится все более популярным, поскольку все больше компаний ищут пути снижения затрат при достижения желаемого результата. Это актуально для компаний, ищущих доступ к глобальным пулам талантов, которые могут обладать навыками, которые им трудно или невозможно приобрести на уровне компании в штат. Если честно, я убеждена, что аутсорс маркетинга совсем скоро станет таким же обыденным как бухгалтерия или клининг.

+ Экономия затрат, связанная с наймом внешних подрядчиков, значительная, поскольку у работодателей нет дополнительных расходов, таких как отчисления на социальное страхование, пенсионные, налоговые отчисления. Такие отчисления составляют более 40% от ФОТ

+ Помимо этих затрат, также с компании снимаются затраты на найм персонала и адаптацию. По разным оценкам это колеблется от 1 до 3 окладов одного сотрудника. В случае с агентством вам всегда предоставляют уже проверенного обученного и мотивированного специалиста

+ Повышение эффективности за счет выстроенной системы найма. Например, в нашем агентстве, процесс подбора и тестирования кандидатов не останавливается никогда. Мы уже большого коня съели на подборе маркетологов. Они проводят несколько обязательных этапов, прежде чем приступить к работе.

+ Наставник - более опытный маркетолог. Не всегда в компаниях есть даже второй маркетолог, не то что наставник по маркетингу. В агентстве специализация позволяет сформировать грамотную систему наставничества, при которой новички допускают меньше ошибок и быстрее "приживаются".

+ Регулярный обмен опытом и кейсами. По сути, когда вы обращаетесь в агентство, вместо одного маркетолога вы получаете опыт всей команды. Так как это очень сильное сообщество, в котором они регулярно обмениваются своими достижениями и запусками, рекомендуют инструментарий и проверенных подрядчиков, могут обратиться за помощью эдвайзера и тд. Для компаний, которые только начинают вытсраивание системного маркетинга этот опыт может сэкономить огромное количество денег и времени,

+ Фреймворк для работы. Это также важно для тех компаний, у которых ранее маркетинг был в зачаточном уровне и сейчас планируется построение системы. Суть в том, что собственник или гендиректор часто не понимает, как этой машиной управлять, какие кпи и продукты дает каждый маркетолог, как проводить по ним совещания, как выстраивать коммуникации и вообще даже не понятно, как цели поставить, чтобы они были поняты и выполнены. В агентстве же этот путь уже сто раз проходили и определенный алгоритм для запуска накладывается и на ваш бизнес. Потом, уже понимая, что это за зверь такой "маркетинг", вы можете скорректировать управление под себя. Но на старте собственник даже иногда не знает терминологию и нам приходится создавать глоссами проекта.

Все это делает аутсорсинг отличным вариантом для многих компаний, стремящихся повысить прибыльность и одновременно сократить расходы на штат сотрудников.

Тем не менее, существуют и потенциальные подводные камни, связанные с наймом внешних подрядчиков:

- Отсутствие прямой ответственности работников, если они не смогут обеспечить ожидаемые результаты

- Коммуникативный барьер может привести к недопониманию между работодателями и работниками, что может привести к задержкам или неправильным результатам. Вот почему при работе с агентством очень важно уделить процессу коммуникации между клиентом и агентством особое внимание.


В заключение следует отметить, обе стратегии должны быть тщательно рассмотрены, прежде чем принимать решение. Также компании должны понимать, с какими потенциальными выгодами или рисками они столкнутся в случае успешной или неуспешной стратегии.

В конечном счете, все зависит от индивидуальных потребностей: компании, стремящиеся к большему контролю над стандартами качества, должны сделать выбор в пользу внутреннего найма, в то время как те, кто ищет доступ к глобальным пулам талантов и сокращению издержек, могут рассмотреть возможность продвижения через маркетинговое агентство «АБ-маркетинг»

22
2 комментария

Будет интересно увидеть более детальный анализ по каждому из этапов развития компании

1
Ответить

Супер идея, обязательно напишу такую статью. Спасибо за подсказку!

Ответить