Как перевести бизнес в онлайн: чек-лист по запуску интернет-магазина

Рассказываем, как это сделать и в каких случаях выйти в онлайн не получится.

Как перевести бизнес в онлайн: чек-лист по запуску интернет-магазина

За прошлый год рынок интернет-торговли вырос почти на треть, причем больше всего — за счет роста количества заказов в регионах. При этом в течение последних лет происходит перераспределение каналов продаж — из офлайн в онлайн. Причем покупатели предпочитают использовать сразу несколько разных онлайн-каналов. Так, в 2022 году основными были сайт и маркетплейсы, которые продолжили развиваться и в 2023, но к ним добавились также соцсети, мессенджеры и сайты объявлений.

Предприниматели активно переводят бизнес онлайн. При этом доля оборота у офлайн-бизнеса остается в 2,4 раза выше, чем у онлайн-торговли.

Разбираемся, как определить, нужно ли вам переводить бизнес в онлайн и как это сделать.

Как определить, нужно ли вам переводить бизнес в онлайн

Учитывайте специфику бизнеса и особенности ниши. В России не все товары можно продавать онлайн — это следует учитывать предпринимателям при переводе бизнеса в интернет. Вот список товаров, которые реализовать на сайте и маркетплейсах не получится:

  • оружие, электрошокеры;
  • шифровальную технику (средства для скрытого получения информации);
  • товары, связанные с азартными играми;
  • лекарства (за исключением БАДов) и ртутные термометры;
  • живых животных и насекомых;
  • медицинское оборудование;
  • рентгеновское оборудование, приборы с использованием радиоактивных веществ и изотопов;
  • табачную продукцию и алкоголь.

Узнайте, какие ОКВЭД и система налогообложения вам подходят. Учитывайте, что интернет-магазины не могут использовать ЕНВД и ПСН — выгоднее всего будет выбрать УСН. Что касается ОКВЭД, для онлайн торговли могут применяться 18 кодов — в качестве основного можно выбрать 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет».

Проанализируйте целевую аудиторию. Если ваши клиенты активно используют интернет для поиска товаров или услуг, это уже хороший знак. Опросы, исследования рынка и анализ социальных сетей помогут вам понять, где находятся ваши потенциальные покупатели и как они предпочитают взаимодействовать с бизнесом. Такие исследования проводит, например, DataInight.

Оцените текущую бизнес-модель. Если бизнес уже включает онлайн-элементы, например, социальные сети, объявления на платформах электронной коммерции, CRM-систему, возможно, вы готовы к полному переходу. Диджитализация поможет расширить возможности и охватить новую аудиторию.

Изучите конкурентов. Если ваши конкуренты уже активно представлены в онлайн-пространстве и успешно налаживают связи с клиентами, вам стоит присмотреться к их стратегиям. Проанализируйте предложения, ценообразование и тактику маркетинга.

Рассчитайте бюджет. Перевод бизнеса в онлайн может потребовать значительных инвестиций в создание веб-сайта, маркетинг и поддержку клиентов. Постарайтесь определить заранее, какой бюджет вам понадобится, и подумайте, на чем можно сэкономить.

Какие товары хорошо продаются онлайн

За последние 8 лет средний чек онлайн-покупок снизился в 3 раза. Во многом это произошло за счет развития маркетплейсов и сервисов быстрой доставки продуктов — в этих сферах заказы, как правило, частые, а чеки небольшие. Поэтому эффективнее всего в интернете покупают недорогие товары повседневного спроса, то, что быстро ломается и всегда пригодится в быту:

  • различные аксессуары,
  • недорогая электроника,
  • косметика,
  • канцелярия,
  • одежда,
  • детские игрушки.

Согласно исследованию DataInsight, самые продаваемые товарные категории — FMCG, или товары повседневного спроса, продукты и товары для здоровья, электроника, одежда, обувь и аксессуары.

Источник: исследование DataInsight
Источник: исследование DataInsight

6 шагов для успешного перевода бизнеса в онлайн: руководство для предпринимателей

Вот шесть шагов для перехода в онлайн-среду.

Создайте сайт

Сайт — это витрина в онлайн-пространстве. По данным Аналитического центра НАФИ, на 2021 год 90% компаний использовали интернет для ведения бизнеса, а у более чем 70% был свой сайт. При этом, Ассоциация компаний интернет-торговли отметила «взрывной рост» онлайн-бизнеса по итогам 2022 года — объем продаж в сети вырос на треть, а в розницу, напротив, упал на 7%. Поэтому на этапе основания бизнеса стоит заранее задуматься о площадке в интернете. Если вы на 100% не уверены, нужна ли она вам, посмотрите на конкурентов, наверняка у них уже есть сайт.

Сайт можно создать:

  • Самостоятельно с помощью конструктора. Самые простой и бюджетный вариант — такой интернет-магазин можно запустить за несколько дней. Кроме того, есть готовые решения, с которыми создать сайт можно за сутки. Например, Рег.решения — для создания магазина предпринимателю нужно только заполнить заявку и предоставить фото, описания и список товаров.
  • Самостоятельно на CMS. Подойдет тем, кто уже работал с CMS — системами управления сайтами. Это программы, которые позволяют создать сайт на основе шаблона самостоятельно. Но разобраться новичку в них будет довольно сложно.
  • Заказав разработку в веб-студии. Этот вариант подходит тем, чей бюджет не ограничен — дизайнерский сайт под ключ может стоит от нескольких сотен до нескольких млн рублей.

Разместите юридические документы

На сайте обязательно должны быть опубликованы политика персональных данных и договор публичной оферты. Когда клиент заходит на сайт, он собирает куки — первичные данные о месте и гаджете, с которого зашел человек. Во время заказа просят ввести ФИО, адрес, контакты, а при оплате — данные банковской карты. Чтобы законно собирать эти данные, понадобятся два внутренних документа: политика обработки персональных данных и согласие на их использование. Первый лучше разместить на видном месте, а второй — в форме, где покупатель заполняет свои данные.

Договор публичной оферты — это документ, который регулирует отношения между продавцом и покупателем. Он должен содержать все условия продажи товаров или услуг, включая права и обязанности сторон.

Если вы планируете собирать контактные данные, обязательно укажите ссылку на политику конфиденциальности рядом с формой. Источник: сайт клиента Рег.решений Wall Chic
Если вы планируете собирать контактные данные, обязательно укажите ссылку на политику конфиденциальности рядом с формой. Источник: сайт клиента Рег.решений Wall Chic

Настройте онлайн-оплату

Для этого можно подключить платежный интегратор, например, Robokassa или ЮKassa, или интернет-эквайринг. Эквайринг позволяет принимать платежи на сайте, в социальных сетях, мессенджерах или по SMS, картами или через систему быстрых платежей; запоминать карту покупателя — это упростит клиентам оплату следующих покупок; получать отчеты о продажах и улучшать клиентский опыт. Интернет-эквайринг увеличит конверсию в покупку. Если на сайте нет предпочитаемого способа оплаты, половина покупателей откажутся от заказа. Чем больше способов оплаты у продавца, тем удобнее клиенту.

Чтобы подключить онлайн-оплату, нужно выбрать эквайера — банк, который будет проводить платежи со стороны продавца, и тариф. Стоимость онлайн-оплаты для интернет-магазина зависит от банка и платежного сервиса, а также от предоставляемых услуг и оборота компании. Комиссия банка за предоставление услуг может составлять от 1,0% до 4,0% с операции, а при оплате через платежные агрегаторы стоимость услуги может достигать до 10,0%.

Банки могут запрашивать фотографии торговых точек и дополнительные документы. Для самозанятых, если счет в банке-эквайере уже открыт, понадобится только заявление. Интернет-эквайринг в Рег.ру также доступен индивидуальным предпринимателям, ООО и самозанятым: с ним можно принимать оплату банковскими картами на сайте, по QR-коду, в социальных сетях и по SMS.

Переведите сотрудников на удаленную работу

Есть множество сервисов для организации удаленной работы. Например:

  • Skype, Zoom, Яндекс Телемост — для проведения видеоконференкций.
  • Trello, Kaiten — для ведения проектов.
  • Облачные сервисы для хранения данных.
  • CRM-системы, например, Битрикс24 или Retail CRM.
  • Сервисы учета МойСклад и EKAM.Учет.
  • Сервисы Контур.Диадок и Контру.Сайн для электронного документооборота.

Эффективно организовать удаленную работу помогут облачные сервисы для бизнеса. Облачные сервисы — это виртуальная инфраструктура, сеть мощных компьютеров. С ними можно удаленно и безопасно хранить файлы и базы данных клиентов, обмениваться информацией, создавать и управлять базами данных, собирать аналитику и производить вычисления.

Пропишите правила доставки

Следует заранее позаботиться о логистике и определить, как клиенты будут получать заказы:

  • Самовывоз — на сайте они могут оставить заявку и оплатить заказ, а чтобы забрать его, им придется ехать в торговую точку.
  • Курьером — вам нужно будет заключить договор с курьерской компанией или нанять специалиста, которые будет заниматься доставкой. Учитывайте, что курьеру понадобится онлайн-касса для приема платежей при получении.
  • Постаматы или транспортные компании — чтобы организовать такой вид доставки, нужно будет заключить договор с подрядчиками.
  • Самостоятельно — некоторые начинающие предприниматели развозят первые заказы на собственном транспорте. Например, флористы или кондитеры. Если не получается доставить самостоятельно, можно заказать такси.

Рекламируйте товары в интернете

Подумайте, как вы будете продвигать бизнес в интернете и каких затрат это потребует. Например, если позволяет бюджет, можно воспользоваться услугами интернет-маркетолога.

Но многие предприниматели, особенно в начале пути, самостоятельно ведут социальные сети и настраивают рекламу. Стоит отметить, что сейчас для этого есть множество инструментов, такие как Яндекс Бизнес, автоматическое SEO-продвижение, нейросети для генерации постов в соцсетях.

11
2 комментария

Пересмотрите воронку продаж обязательно + внедрите чат-боты. Это обязательно - вручную нереально обработать все запросы, особенно нет смысла нерелевант ковырять. У нас настроена от Манго Офис, отлично все!

Ответить

Хорошая статья. Свой кейс: платежи лучше через агрегаторы, если вы СМЗ или малый бизнес, то вам их функционала хватит с головой. У меня через Робокассу еще и авточеки подключены, заморочее лишних нет.

Ответить