Фитнес в онлайне: кто этим занимается и насколько это эффективно?

Качество фитнес-услуг в России – вопрос дискуссионный. Вплоть до 2019 в индустрии на законодательном уровне не существовало никаких единых стандартов. Прийти в зал и начать оказывать услуги населению мог любой человек, внешне похожий на спортсмена. Как и почему стал меняться рынок, кого сейчас можно назвать квалифицированным тренером и можно ли получить профессию в сфере фитнеса онлайн, рассказали президент Ассоциации Профессионалов Фитнеса (FPA) Дмитрий Калашников и директор по развитию Мила Маминова.

Фитнес в России – отрасль сравнительно молодая. Кажется, еще вчера тренер в хорошем клубе запросто мог продать вам сомнительную биодобавку, предложить вправить спину или посоветовать агрессивную моно-диету. О какой-то ответственности речи еще не велось, цена ошибки казалась невысокой, а судебные иски в отношении качества услуг вовсе были чем-то запредельным.

Но индустрия развивалась, и ведущие клубы потихоньку вырабатывали собственные стандарты. Это помогало хоть как-то очертить границы экспертизы специалиста и оградить клиента от опасных практик. Ведь задача тренера в зале – не только считать повторения и красиво выглядеть на фоне зеркал. Он планирует программу тренировок, следит за здоровьем своего подопечного, дает рекомендации по питанию и активности, подбирает упражнения с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Плохо, если эти рекомендации выходят за рамки компетенций тренера, и он берет на себя смелость давать советы, например, из области медицины.

Еще хуже, когда тренер не знает элементарных базовых вещей – физики, анатомии и физиологии человека. Потому что «не навредить» – еще не значит оказаться полезным. А клиент платит тренеру, чтобы получить пользу.

Ситуация начала меняться лишь к 2019 году, когда в России был принят закон о регулировании профессиональных стандартов для фитнес-тренеров. Проблема в том, что он до сих пор носит противоречивый характер, поскольку правил, необходимых для выполнения, еще не сформулировано, а ответственность за нарушение этих правил уже есть.

Зачем нужны стандарты и чем опасны самоучки?

На практике наличие законодательно принятых стандартов означает, что клиент имеет право предъявить претензии и сообщить суду, что неправильно организованные тренировки нанесли вред его здоровью. И здесь для аргументации правовых действий тренеру придется ссылаться не на закон, а на какие-то нормы, которые сформулированы авторитетными источниками. То есть, фактически, мы живем в мире, где наличие достойного образования у тренера страхует не только клиента, но и самого тренера.

<i>Наличие достойного образования у тренера страхует не только клиента, но и самого тренера.</i>
Наличие достойного образования у тренера страхует не только клиента, но и самого тренера.

Конечно, сейчас есть доступ к любым компетентным источникам самообразования. Но даже при условии, что человек найдет такие источники, без фундаментальной образовательной базы разобраться с ними он вряд ли сможет. Существуют же не только исследования, но и исследования исследований – так называемый метаанализ. Правильно ли проводились эти исследования, корректно ли они были организованы, не было ли конфликта интересов – все это отслеживают специализированные группы ученых. И только потом различные государственные и неправительственные организации, изучающие результаты научных исследований (например, Американская коллегия спортивной медицины (ACSM), ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) и другие), публикуют рекомендации на основании полученных данных. Которые, кстати, тоже постоянно меняются – это непрерывная работа.

<i>Плохо, когда тренер не знает элементарных базовых вещей – физики, анатомии и физиологии человека. Потому что “не навредить” – еще не значит оказаться полезным.</i>
Плохо, когда тренер не знает элементарных базовых вещей – физики, анатомии и физиологии человека. Потому что “не навредить” – еще не значит оказаться полезным.

Наличие профстандарта подразумевает, что тренер ведет свою работу с клиентом, основываясь на официальных рекомендациях этих организаций – доказанных и проверенных временем научных данных.

Какие сейчас профстандарты у тренеров в России?

В России дела обстоят так. Появился закон, в котором определили, что считать фитнес-центром. И обязали все соответствующие центры применять к сотрудникам определенные квалификационные стандарты.

Что это означает на практике? Что в области физической культуры и спорта уже есть профстандарт для тренера, который можно использовать. Остальные направления в стадии проекта. Но это хорошая новость, потому что раньше в сфере фитнеса не было вообще ничего. Каждый клуб ориентировался на собственные представления о приемлемом уровне подготовки своих тренеров. О единых стандартах не было и речи.

FPA в качестве стандарта взяла высокую планку организации EHFA (European Health and Fitness Association, сейчас преобразована в EuropeActive) и прошла ее аккредитацию по тренерским программам. Мы обучаем специалистов в области фитнеса уже 20 лет. У нас есть курсы для персональных фитнес-тренеров, инструкторов тренажерного зала и групповых программ. К нам приходят практикующие фитнес-тренеры, которые хотят повысить свою квалификацию, молодые мамы, которые во время декрета хотят привести себя в форму, но увлекаются и принимают решение о получении специального образования.

Программы FPA соответствуют требованиям EHFA (European Health and Fitness Association, сейчас преобразована в EuropeActive), высоким европейским стандартам.
Программы FPA соответствуют требованиям EHFA (European Health and Fitness Association, сейчас преобразована в EuropeActive), высоким европейским стандартам.

Часто за дипломом тренера идут люди, не имеющие никакого специального образования. Бывшие спортсмены, наученные тренировать лично себя. Последние – самая сложная группа наших студентов. Потому что если в первом случае нам нужно просто восполнить пробелы школьного образования, в том числе в элементарной биологии за восьмой класс, то в случае со спортсменами нам приходится выкорчевывать различные глубоко проросшие заблуждения.

Наши выпускники при желании могут внести свои данные в EREPS (European Register of Exercise Professionals) – независимый реестр инструкторов, тренеров и преподавателей, работающих в европейском секторе оздоровления, фитнеса и физической активности. Любой русскоговорящий студент в мире может закончить наш курс дистанционно и подтвердить свои компетенции в стране проживания. После чего получить работу, никуда не выезжая.

Почему мы перешли в онлайн?

Мы уже несколько лет доказываем, что это реально. Но у нас необычный учебный центр. Хотя бы потому, что получить сертификат FPA – это большой труд. И не только с нашей стороны. Требуется еще и ответственная работа самих студентов. Мы предъявляем к ним очень высокие требования на выходе. Вызубрить за ночь у нас не выйдет.

Учеба в FPA не из легких. Например, подготовиться к экзамену “за ночь” не получится. У нас слишком сложные экзамены, исключающие элемент везения.
Учеба в FPA не из легких. Например, подготовиться к экзамену “за ночь” не получится. У нас слишком сложные экзамены, исключающие элемент везения.

Чтобы поддерживать высокое качество наших дистанционных курсов, нам потребовались новые механизмы проверки. Нужно было автоматизировать экзамены с помощью IT-технологий. Кроме того, поток запросов на обучение от жителей из разных регионов страны и мира становился все больше. Эти люди не могли позволить себе уехать из дома на 4-6 месяцев, чтобы где-то поучиться. Мы всерьез задумались о более качественной методической и технологической онлайн-базе.

Во-первых, наши собственные приоритеты – это качество аттестации на всех этапах обучения. При наличии собственной онлайн-платформы мы могли бы легко управлять аттестацией, модернизировать различные инструменты проверки, экономить человеческие ресурсы и расширять географию. Тут нам идеально подошла платформа iSpring Learn и вот почему:

  • Это облачная платформа, и нам не пришлось платить программистам за ее внедрение;
  • Чтобы понять, как она устроена, нам потребовалось меньше часа;
  • Есть конструктор курсов iSpring Suite, с которым мы без помощи дизайнера адаптировали все наши презентации в Power Point под формат онлайн-курса;
  • Все учебные материалы во всем многообразии форматов (книги, презентации, видео) теперь собраны в одном месте и доступны буквально в один клик.
Так выглядит личный кабинет студента на платформе iSpring. Личный кабинет доступен и в мобильной версии: проходить курсы можно в любую удобную минуту.
Так выглядит личный кабинет студента на платформе iSpring. Личный кабинет доступен и в мобильной версии: проходить курсы можно в любую удобную минуту.

Еще одним аргументом в пользу онлайна стала забота о клиентах. Представьте человека, который два часа добирался до учебного класса после работы. Ему нужно сконцентрироваться и начать что-то воспринимать со слов лектора, записывать лекцию, включаться в обсуждения. Кто-то болеет, кому-то нужно уехать с половины занятия, чтобы вовремя успеть домой. К тому же, курсы длинные, и рано или поздно человек обязательно попадет в ситуацию, когда он не сможет приехать на лекцию.

Наличие мобильного приложения в iSpring существенно облегчило учебный процесс. Обучение у нас длится от 45 дней до полугода, не каждый человек способен просидеть полгода у домашнего компьютера, возможность взять с собой в поездку ноутбук есть не у всех и не всегда.

Возможность взять с собой в поездку ноутбук есть не у всех и не всегда. Наличие мобильного приложения в iSpring существенно облегчило учебный процесс.
Возможность взять с собой в поездку ноутбук есть не у всех и не всегда. Наличие мобильного приложения в iSpring существенно облегчило учебный процесс.

Так с 2017 года мы перевели часть программ в дистанционный формат. Самым очевидным вариантом для этого были программы по питанию: они не требовали каких-то специальных инструментов и были в большей степени теоретическими. Поэтому первым мы запустили онлайн-курс «Фитнес-нутрициолог».

Можно ли выучиться на тренера в онлайне?

В 2018-м году мы запустили в дистанционном формате нашу основную программу «Персональный фитнес-тренер”. Интересно, что со стороны выпускников, прошедших к тому моменту дистанционный курс “Фитнес-нутрициолог», сомнений в онлайне не было. Но был скепсис со стороны тренеров: они любят залы и любят преподавать технику упражнений очно.

Разобравшись с тем, как работает тело человека, можно применить эти знания к любому клиенту и адаптировать под него любые упражнения.
Разобравшись с тем, как работает тело человека, можно применить эти знания к любому клиенту и адаптировать под него любые упражнения.

На самом деле для того, чтобы освоить технику самому и обучить ей клиента не обязательно присутствовать лично или кого-то трогать. Достаточно внимательно смотреть видео, слушать или читать объяснения преподавателя. Несомненно, при условии отличных знаний биомеханики и анатомии. Разобравшись с тем, как работает тело человека, можно применить эти знания к любому клиенту и адаптировать под него любые упражнения.

Чтобы обучить студентов технике выполнения упражнений, мы начали снимать видео с разных ракурсов. В очном формате рядом просто стоит тренер, который говорит, как сделать правильно. Он показывает, дает попробовать, поправляет. Но это сильно расходует его время.

В онлайн-формате студенты снимают себя на видео с разных ракурсов и сличают с образцом из курса, сразу видят свои ошибки и переделывают. И не присылают тренеру задание, пока не будут довольны результатом. Работа преподавателя здесь – всё отсмотреть и проверить, сделать, если надо, скриншоты и указать стрелочками на ошибки, после чего отправить студенту с комментариями к исправлению.

Преподаватель должен отсмотреть присланное студентом видео и прокомментировать его технику выполнения упражнения. Здесь, на скриншотах видео, красная линия – ошибочное положение, зеленая линия – правильная траектория.
Преподаватель должен отсмотреть присланное студентом видео и прокомментировать его технику выполнения упражнения. Здесь, на скриншотах видео, красная линия – ошибочное положение, зеленая линия – правильная траектория.

С одной стороны, вместо быстрой обратной связи в очном обучении, в дистанционной она удлиненная. Но есть значимое преимущество. Студенты привыкают к самоконтролю и самопроверке, что в дальнейшем сильно упростит им развитие в профессии. Они просто смогут «снять» любое упражнение, разобрав его не только в теории, но и самостоятельно отточив на практике. И если мы говорим о людях из далеких городов, куда новые тенденции доходят только из YouTube, то это огромный плюс. Выпускник сможет проанализировать любое видео с точки зрения биомеханики, разобрать упражнение и продумать, какая техника в этом случае будет правильной.

Какую еще профессию в сфере фитнеса можно получить онлайн?

Всего с 2017 года обучение на онлайн-курсах FPA прошли более 3000 студентов. Остаются, конечно, и те, кто предпочитает учиться по старинке. Это молодые мамы, которым важно устраивать разгрузочные дни вне семьи и детей, старшее поколение наших студентов или люди, живущие недалеко от учебного центра. Онлайн – это всего лишь один из вариантов, как правило, эффективный.

Всего с 2017 года обучение на онлайн-курсах FPA прошли более 3000 студентов. Остаются, конечно, и те, кто предпочитает учиться по старинке.
Всего с 2017 года обучение на онлайн-курсах FPA прошли более 3000 студентов. Остаются, конечно, и те, кто предпочитает учиться по старинке.

Среди новых востребованных курсов — онлайн-программа “Фитнес-коучинг”. От тренера коуч отличается тем, что помогает изменить поведение, отказаться от вредных привычек и работает с мотивацией клиента. Также запустили онлайн-курс для практикующих тренеров “SММ для фитнес-тренера”, наши самые последние новинки: курсы «Фитнес-занятия во время беременности и восстановление после родов» и “Детский фитнес”.

Недавно закончил курс «Персональный тренер дистанционно». Все было крайне насыщенно, интересно и захватывающе, а постоянный контакт с педагогами и однокурсниками в специальном приложении создают абсолютный эффект присутствия и не дают чувствовать себя «забытым».

На следующий день после того, как получил диплом, устроился работать в премиальный фитнес клуб в своём городе, в который не так-то просто попасть.

Артур Трухян, персональный тренер

Теперь я могу разобрать любое упражнение графически и сказать, какие мышцы работают в упражнении, сравнить два упражнения и узнать, где тело получает большую нагрузку.

Ирина Звягинцева, персональный тренер

Я сомневалась, что смогу, ведь информации очень много, а учёба с ребёнком на руках – тот еще квест! Сейчас смотрю на свое удостоверение с отличными оценками и горжусь собой.

Мария Шичанина, нутрициолог

Чаще всего в онлайне проходят подготовку нутрициологи, фитнес-коучи и SMM-щики. Первые изучают основы физиологии и правильного питания, вторые сопровождают клиента к его целям, а третьи развивают персональные бренды, чтобы проводить онлайн-тренировки для своих клиентов. Эффективно ли это? Более чем. Ведь если можно обучить с нуля и подтянуть к европейским стандартам человека с запросом «хочу быть тренером”, то похудеть или “подкачаться» при помощи онлайн-тренера реально вдвойне.

1111
5 комментариев

Нихера не эффективно

2
Ответить

Вы учились?

2
Ответить

может кому то будет полезно,заказывал для дома спорт оборудование и аксессуары для фитнеса в магазине https://sportsgoods.com.ua/
Остался очень доволен и цены весьма доступные и большой ассортимент,рекомендую.

Ответить

Я тренер с 17 летним опытом. 2 высших образования в сферах спорта и физиологии. Я прошёл несколько десятков очных курсов повышения квалификации и несколько онлайн.
Выскажу своё мнение.
Дистанционное образование СИЛЬНО уступает очному.
Такая же история и с тренингом. Качество сопровождения подопечного через интернет ЗНАЧИТЕЛЬНО снижается. Я пробовал все форматы.
С уважением отношусь к школе, указанной в статье. Понимаю, что популяризация онлайн обучения - это выход для бизнеса в текущих обстоятельствах. Но уж, извините, не добавляет это качества знаний/навыков будущим выпускникам. Какого бы цвета линии на фотографиях не рисовались.

Ответить