От экспертизы – к продукту. О некоторых особенностях промышленных корпораций как вендоров ИТ-решений

Борис Макевнин
Генеральный директор ЧУ «Цифрум» (ГК «Росатом»)

Для подавляющего большинства первых читателей моего блога Росатом наверняка ассоциируется прежде всего с ядерными технологиями. Но если заглянуть на наш сайт, легко обнаружится постоянно растущий поток «цифровых» новостей, связанных с созданием и внедрением собственных ИТ-решений. И это не случайно.

Как и другие крупные технологические игроки, корпорация не только приняла, но и уже активно реализует стратегию цифровой трансформации, одно из направлений которой – вывод на рынок цифровых продуктов. Принципиально важно: не только для атомной отрасли, но и для других индустрий.

В этой связи мне и моим коллегам по блоку цифровизации Росатома все чаще приходится отвечать на прямо поставленный вопрос: «Госкорпорация стремится стать в полном смысле слова вендором ИТ-решений?».

Да, так и есть. Вот об этом мы и поговорим.

В нашей атомной промышленности создается большое количество внутренних разработок: инженерное программное обеспечение, инструменты для управления жизненным циклом сложных изделий, технологическими процессами. А это позволяет сделать следующий шаг – сформировать интегрированный стек цифровых продуктов, которые будут доступны не только предприятиям отрасли, но и другим потребителям.

Вкратце алгоритм выглядит следующим образом. Сначала в периметре корпорации выявляется та или иная потребность в цифровых инструментах. Для того, чтобы удовлетворить внутренний спрос, осуществляется разработка решения, которое постепенно приобретает все необходимые черты ИТ-продукта (такие как консалтинговое сопровождение, обучение пользователей, внедренческие услуги, техподдержка, управление версиями и т.п.) – чтобы облегчить его тиражирование и масштабирование на предприятиях. А затем появляется возможность выводить такие продукты еще и на открытый рынок.

Один из примеров реализации такого подхода – модульный пакет программ для решения расчетных инженерных задач «Логос», созданный РФЯЦ-ВНИИЭФ. Мы запустили процесс системного перехода на платформу «Логос» предприятий отрасли, а параллельно готовим почву для ее продвижения вне контура корпорации. Функциональные элементы этого программного семейства уже используются в самолетостроении, автомобилестроении и ряде других отраслей.

По такой модели развиваются многие другие наши продукты, включая систему полного жизненного цикла «Цифровое предприятие», а также новые классы решений, основанные на применении искусственного интеллекта, машинного обучения и предиктивной аналитики.

Впрочем, это не единственный сценарий. Еще один возможный формат – целенаправленная разработка промышленными гигантами цифровых продуктов, с самого начала ориентированных на широкий рынок. При этом известны примеры, когда ориентированные только на внешний рынок продукты «не взлетали» из-за своей оторванности от производственной экспертизы: они не были в должной мере обкатаны, испытаны и проверены в рамках самой компании. Как следствие, не удавалось сформировать требуемый уровень внутренних компетенций, которые можно было бы транслировать большому числу коммерческих заказчиков.

Это не значит, что сам по себе подход, предполагающий создание промышленными корпорациями цифровых продуктов, изначально ориентированных на «внешний» спрос, полностью неэффективен. Для себя мы также рассматриваем такой вариант. Но в первую очередь ориентируемся на внутренний спрос предприятий атомной отрасли. Поскольку это позволяет обеспечить не просто разработку «кода», а наполнить наши решения отраслевой экспертизой, которая как раз и формирует существенную часть рыночной ценности ИТ-систем.

И здесь, как мне кажется, Росатом оказывается в очень сильной позиции. Ведь это не монотехнологическая компания, а многопрофильный холдинг, интересы которого охватывают широкий спектр направлений: обеспечение национальной безопасности и энергетику, машиностроение и строительство, ядерную медицину и научные исследования, материаловедение, производство инновационной продукции и целый ряд других. Это дает нам уникальную возможность глубоко интегрировать в каждый цифровой продукт отраслевой опыт и знания.

Как мы стараемся превратить эти преимущества в реальные результаты, что у нас получается, а что – пока не очень, обсудим в следующей колонке.

До встречи!

Об авторе

Борис Макевнин – генеральный директор Частного учреждения по цифровизации атомной отрасли «Цифрум», входящего в структуру Государственной корпорации «Росатом» в качестве центра цифровых компетенций. Цифрум создан в 2019 году для поддержки реализации Единой цифровой стратегии Росатома, в частности, цифровизации основных производственных и корпоративных процессов, разработки решений на базе сквозных технологий, интеграции актуальных подходов к методологии создания высокотехнологичных продуктов и формирования передовой цифровой культуры в отрасли.

33
5 комментариев

Алексей, спасибо за реакцию! Значит, тема интересна не только нам 😊. В следующих постах я планирую начать рассказ уже о более практических вещах. В том числе о технологиях и рыночных трендах, за которыми мы внимательно следим

2
Ответить

Хотелось бы больше конкретики

Ответить

Интересно! «Цифра» наше всё. Возьму на карандаш некоторые идеи. Успехов

Ответить

Спасибо! Нужна конкретика и более детально разобранные кейсы. Не останавливайтесь на достигнутом. Очень приятно, на самом деле, что менеджмент выходит в новые медиа и рассказывает о достижениях. Это очень круто. Не понаслышке знаком с Росатомом и теми идеями и достижениями, о которых знают пока немногие. Так держать! В следующий раз делитесь больше и рассказывайте о вашей экспертизе. Удачи! 

Ответить

Борис, здравствуйте! Каковы амбиции Цифрум в части технологий цийровых двойников для промышленных предприятий непрерывного цикла?
Как вы оцениваете современные отечественные разработки по цийровым платформам? Вы осуществляете отбор интересующих Вас технологий? Или к вам только с бизнес кейсами надо обращаться?
Спасибо за обратную связь.

Ответить