Микрообучение: плюсы, минусы и неправильные трактовки
Микрообучение - это как дробное питание. Но, как и в истории ПП, в обучении нужна регулярность, сбалансированность и правильный набор микроэлементов. Меня зовут Алина Власта, я автор программ организованного самообучения NEКУРСЫ и сегодня мы поговорим о тренде в образовании и развитии, который часто трактуют неправильно.
Микрообучение вообще тесно дружит с концепцией непрерывного образования и идеей о том, что обучение жизненно необходимо не только школьникам и студентам, но всем, кто планирует еще потолкаться локтями на рынке труда. Корпоративный мир с особой нежностью поощряет микрообучение, балансируя на грани “повысить квалификацию сотрудников” и “не убить их постоянным обучением”. А тут как бы и от работы времени много не забрали и положили в головы важную информацию.
Беда в том, что микрообучение - это не просто “учиться по кусочкам”. То есть если просто смотреть в день одно пятиминутное видео про маркетинг, вероятность в скором времени стать продвинутым маркетологом невелика.
Давайте посмотрим, какие вообще форматы микрообучения существуют, а потом проанализируем ключевые ошибки в их использовании.
Видео: Короткие и информативные видеоролики, представляющие концепцию микрообучения.
Например, уроки игры на гитаре длительностью всего 5 минут, обучающие ролики по программированию или кулинарии.
Приложения: Мобильные приложения, предлагающие возможность обучения в любом месте и в любое время.
Например, приложения для изучения новых языков, математики или истории.
Игры: Образовательные игры и геймификация учебного процесса.
Например, использование деловых игр для обучения менеджмента или квестов для изучения истории.
Инфографика: Графическое представление информации для более наглядного усвоения знаний.
Например, картинки и схемки для объяснения сложных концепций или статистических данных.
Социальные сети: Интеграция образовательных материалов и уроков в популярные социальные платформы.
Например, существует много экспертных блогеров или сообществ, которые дозированно публикуют полезный контент (чаще в качестве демо версии платного обучения).
А теперь к проблемам.
Само по себе учебное видео не является микрообучением.
Хотя многие ассоциируют доступную и понятную информацию именно с видео.
Например, представим ситуацию, когда сотрудник компании обучается новой методике управления проектами через онлайн-курс. Видеоуроки могут быть частью этого курса, но для полноценного микролернинга потребуется не только просмотр видео, но и выполнение интерактивных заданий, чтение кратких статей, анализ кейсов и т.д. Такой комплексный подход позволит сотруднику усвоить информацию более эффективно и применить полученные знания на практике.
Сама по себе лекция или любое образовательное повествование - это тоже не микрообучение
Простое разбиение лекции на 20-минутные сегменты не соответствует концепции микролернинга. Нельзя просто взять лекцию и разделить ее на части, ожидая достичь желаемых результатов.
Во-первых, 20 минут – это слишком долго, оптимальная длительность должна быть не более 10 минут. Во-вторых, каждый отрывок должен представлять новую информацию, а не просто продолжать предыдущее изложение. Необходимо включить шпаргалки, схемы, задания, тесты для улучшения усвоения материала.
Приложение не будет эффективно, если не дополнять его практикой и теорией.
Мало просто использовать приложения, нужно вырабатывать привычку оттачивать навыки на практики, дополняя обучение просмотром видео, изучением полезной литературы и постоянно практиковаться.
Ну и геймификация без теории, как вы могли догадаться, тоже не работает.
Ну и что нам теперь с этой информацией делать, может спросить читатель…
- Формулируем конечную цель. Что мы хотим изучить и для чего? Как должен выглядеть итоговый результат? Как мы будем применять полученные знания? Как глубоко мы хотим погрузиться?
- Составляем план освоения навыков. Исходим из принципа “Идеальный профиль специалиста с определенным набором компетенций и я”. Нам надо выявить “разрыв” в знаниях и сосредоточиться на заполнении пробелов.
Более подробно о том, как составить план самообучения для карьерного роста можно узнать в отдельной статье тут.
- Смотрим на список того, что надо изучить, выбираем несколько форматов обучения, дополняющих друг друга и делим обучение на логичные небольшие части. У каждого фрагмента обучения должна быть своя четкая функция, идея. Каждый элемент должен подчиняться единой методологии.
- Постоянно мониторьте ситуацию и задавайте себе вопрос: “А точно ли микрообучение закрывает мои потребности?”. Помните, что не все можно решить подобной методикой. Микрообучение не подойдет для глубокого погружения в ту или иную область, это история про базовые знания и навыки.
И каждый раз сверяемся по ключевым принципам микрообучения:
- Полезность: Только важная информация, никакой "воды".
- Применимость: Легко усваиваемые и сразу применимые знания.
- Краткость: Обучение занимает от 5 до 15 минут.
- Автономность: Один подход — один вопрос или тема.
- Самодостаточность: Полный объем информации по теме за один подход, без необходимости искать дополнения.
- Интерактивность: Возможность обучаться в удобное время и место.
- Доступность: Короткие видео, флэш-карточки и аудиоформаты, которые легко хранить и использовать.
- Вариативность: Информация представляется в разных форматах — видео, аудио, схемы, диаграммы и текст.
Но главное, помним, что основа обучения взрослых - наслоение опыта. Всегда связывайте новые знания с тем, что знали ранее, с другими направлениями подготовки, другими навыками и умениями! Только тогда обучение будет действительно эффективным!
Составление программ самообучения - эффективный метод развития. Но если на это не хватает времени и сил, то можно найти готовые на моей платформе организованного самообучения NEКУРСЫ. Есть программы самообучения по нейросетям, копирайтингу, блогингу, созданию презентаций, дизайну, репетиторскому мастерству и даже родословию. В них уже есть пошаговые планы по освоению полезных навыков.
для обучения самые главные критерии-это постоянство , практика и наслоение знаний маленькими , но уверенными шагами
Такой подход помогает сделать обучение более доступным и эффективным, информация усваивается постепенно и не вызывает перегрузки, а в наше время это важно и ценно