Для начала несколько тезисов.
1. Средний класс стремительно сокращается и исчезает буфер между богатыми и бедными. Это логичный финал экономических процессов в капиталистической экономике. Кризис этот процесс активизировал, ситуация дестабилизировалась и процесс необратим. Возврат в стабильную фазу невозможен. Очень скоро потребуется другой механизм…
А вам не кажется, что Google, Яндекс и прочие Байду — это институты все той же самой капиталистической модели, которой (по объективным признакам) скоро наступит конец? Они же не вчера появились и рекомендательные механизмы — это такой же элемент стимулирования частного спроса, как и бесконечное рефинансирование кредитов (видимо, все таки не бесконечное:)).
Гипотетическое падение ВВП на 60% приведет к равносильному падению доходов домохозяйств, сокращению спроса и как следствие — сокращению разделения уровня труда (производственной цепочки). Я не очень представляю себе маркетолога, который сможет продать айфон человеку, денег у которого хватает только на гречку и макарохи. Быстрее всего графического дизайнера (как и маркетолога) в конце года можно будет узнать по босым ногам и голодному взгляду (очень навряд ли по планшету).
Похожие кризисные явления (которые начались со схлопывания ипотечного пузыря, представьте себе) наблюдались в начале 30-х годов и получили соответствующее название — великая депрессия. Так вот маркетинг там не очень пригодился, а вот трудовые лагеря (привет ГУЛАГ), в которых трудились за еду много миллионов американцев —вполне себе. И вот как раз спасительного расширения рынков сбыта в ближайшее время не предвидится, поскольку мы с вами живем в одной прекрасной мировой капиталистической системе, а внутренние ресурсы стимулирования спроса исчерпаны дальше некуда.
На Китай смотреть, безусловно, необходимо, поскольку, вероятно, у руководства есть альтернатива существующей капиталистической системе. Лично мне нравится идея свободных денег Геззеля (https://ru.wikipedia.org/wiki/Свободные_деньги), которая в здоровой экономике не очень применима, но больной на всю голову поможет протянуть, пока не подвернется что-то получше. Реализовать это на бкокчейне вполне себе можно. Да их нельзя копить (а это блин главная функция денег), но кто сейчас вообще что-то копит?! Накопления домохозяйств на нуле, а долги больше 100%.
Возвращаясь к теме статьи, каким будет маркетинг будущего? Очень хуевым, но это не точно:)
"институты все той же самой капиталистической модели"
а что это меняет?
Тот факт, что именно они аккумулировали в себе базу, на которой они рассчитывают персрейтинги только в плюс им, потому что это основа нового принципа экономического уклада. Они же всегда рождаются изнутри и на чем то держатся.