Битва за зарплату. Часть первая.

Битва за зарплату. Часть первая.

TL;DR

5 августа мне должна была прийти зарплата на счёт в Альфа-банке. Её я не увидел ни в этот день, ни на следующей. Затем я обнаружил в истории транзакций, что зарплата всё-таки поступила, но была целиком списана судебными приставами. Заявления, ходатайства, отписки, жалоба в ЦБ и полиция в отделении банка: эта история о том, как я добился от приставов возврата положенной половины, и о том, как банк петляет в случае подобных ошибок.

Как я оказался должен

Пожалуй, сперва стоит пояснить, как и почему я оказался в ситуации, когда дело дошло до исполнительного производства.

Всё началось с неудачных вложений, которые обернулись большими убытками. Я решил попробовать себя в малознакомой для меня сфере — изготовлении сувениров, причём сразу по-крупному, с больших оптовых партий. Я плохо считал, плохо оценивал риски, не смог вовремя остановиться и довольно быстро пришёл к закономерному итогу. Долги по бизнесу я конвертировал в личные, в том числе и в виде потребительских кредитов. На текущий момент по долгам я выплатил более 3 млн рублей, а осталось порядка 400 тыс. руб. Закрывать всю сумму я в какой-то момент перестал торопиться, поскольку проценты по кредитам уже были уплачены, как это заведено, перед основным долгом.

2022 год вышел тяжелым: сперва из-за всем известного жирного "черного лебедя" пришлось свернуть проект, которым я занимался почти год; тяжело болел и умер отец, затем умер дед. Пару месяцев я занимался только семейными делами и перебивался редкими подработками. Случились просрочки платежей, потом один из банков выставил требования на все 100%, а дальше процесс пошёл лавинообразно. Вариантов реструктуризации долгов не нашлось. Стало понятно, что я буду отдавать оставшуюся сумму через приставов.

Что произошло с зарплатой

Месяц назад я сменил работу. С прошлой работы я ушёл без конкретных предложений на руках, немного передохнул, затем пару недель искал новую. Зарплатный день 5 августа ждал с большим нетерпением. Расходы были запланированы, как это бывает, день в день.

У моего работодателя зарплатный проект Альфа-банка. Накануне я позвонил в банк, чтобы восстановить доступ к мобильному приложению и на всякий случай уточнил: правильно ли я понимаю, что по текущим взысканиям спишут ровно половину. Оператор заверила меня, что именно так всё и будет.

И вот наступила долгожданная дата. Деньги не пришли ни утром, ни днём. К восьми вечера я понял, что в этот день их ждать уже не стоит. Наутро уже собирался начать задавать вопросы работодателю, но по дороге на работу догадался заглянуть в выписку по счёту и был немало удивлён:

Битва за зарплату. Часть первая.

Как так-то? Это же незаконно! Половина зарплаты — окей. Зарплата у меня белая; уклоняться я не собираюсь, да и сумма уже относительно небольшая осталась — до конца года рассчитался бы точно. И что, получается, на горячей линии банка меня обманули?

Первым делом я попытался дозвониться до моего судебного пристава по номеру, указанному в исполнительном производстве. Как несложно догадаться, безрезультатно. Затем позвонил по основному номеру отдела судебных приставов. Там тоже только гудки. Тогда обратился в главное управление по Москве, чтобы попросить замотивировать кого-нибудь поднять трубку в Зеленоградском ОСП. Девушка на горячей линии как бывший пристав-исполнитель “по секрету” поведала мне, что трубки не поднимают совсем. Мол, телефоны попросту не работают.

Я всё же попробовал позвонить ещё. Больше всего меня раздражало, что при настойчивых звонках кто-то начинает сбрасывать. То есть на том конце рядом с телефоном явно есть живой человек, который это делает. Где-то во второй половине дня и по дополнительному номеру ОСП тоже стали сбрасывать. Меня это разозлило и я стал звонить втройне настойчивее. Если вызов завершался, перезванивал в ту же секунду. И вот после 22 попыток подряд трубку внезапно подняли!

“Алло, кто вам нужен?” — спросил недовольный женский голос. Оказывается, всё-таки работает телефон! Я попросил каким-нибудь образом передать моему приставу — Пугачёвой Надежде Александровне (уже помню наизусть!) — что я хочу с ней связаться. Мне ответили весьма по-хамски: “Я не её секретарь! Вот ей и звоните!”. Я начал что-то вежливо возражать, но женщина повесила трубку, даже не дождавшись, пока я договорю.

Получается, что телефон ФССП — это что-то типа первой линии техподдержки, которая должна отфутболить как можно больше людей, чтобы разгрузить вторую. Те, кому очень нужно, должны бросить все свои дела и дойти в отдел в будний день физически. Ну что ж, раз так, придется навестить приставов лично.

Параллельно со звонками приставами я связался с Альфа-банком. На горячей линии работник банка посмотрел историю транзакций и уверенно заявил: это ошибка бухгалтера, который, зараза такая, не проставил код дохода. Я удивился и написал своему руководителю, чтобы он обратил на это внимание бухгалтера.

Визит в ФССП и первая жалоба

В Зеленоградский ОСП я направился уже в совершенно великолепном настроении. После прохождения поста на входе первым делом я стал прозванивать номера, по которым звонил в предыдущий день и стал слушать, где зазвонит телефон и что будет дальше происходить. Основной номер не подавал признаков жизни, а вот дополнительный, по которому я проговорил целых сорок секунд, зазвенел откуда-то из недр кабинетов. Но звенел он недолго: кто-то вскоре его прибил. Тогда я направился в канцелярию и принялся расспрашивать, кто же это такой замечательный по этому номеру должен отвечать. Мне сообщили номер кабинета.

На двери кабинета было четыре имени судебных приставов-исполнителей. Я осторожно постучался. Заглянул в кабинет, тактично дождался, пока женщина напротив двери договорит по личному телефону и поинтересовался у неё, кто из них тут отвечает при звонке. Разговор не сложился. Однако, пока я пытался выяснить, кто сидит на телефоне, опознал в приставе по интонациям в голосе женщину, с которой проговорил сорок секунд за день до того, и потому попросил её представиться. Пристав представляться отказалась. Пришлось сфотографировать её, чтобы потом иметь возможность опознать. Тогда она стала орать, как резаная и требовать, чтобы меня выгнали из отдела.

На этого пристава я составил свою первую в этой истории жалобу. Фото, кстати, пригодилось: среди прочего в жалобе я приложил его в качестве доказательства того, что она была одета не по форме.

Дальше я зашёл к дежурному приставу и поинтересовался, какие у них теперь планы на мою зарплату. Она преспокойно ответила: разумеется, заберём всё до копейки. Либо сбегай и принеси нам в канцелярию копию трудового договора. Обязательно в бумажном виде, с реквизитами, подписью и печатью. Да поскорей, потому что не сегодня завтра мы поступившие средства распределим.

Да хрена с два! Подал ходатайство на Госуслугах. Вот копия трудового договора, вот выписка по счёту. Настоящим уведомляю Вас, что данный счет является счетом для получения заработной платы. Считаю, что надлежащим образом уведомил Вас об этом факте. Теперь попробуй докажи обратное! (Spoiler: ходатайство полностью удовлетворено).

Днём со мной связалась взволнованная бухгалтер и подробно показала, каким образом она подаёт ведомости и формирует платежные поручения. Ошибок с её стороны не нашли.

Жалобы, ходатайства, визит в Альфа-банк

Я изучил нормативную базу по исполнительным производствам и быстро наладил конвейер по написанию жалоб, заявлений и ходатайств. Чтобы не выдавливать из себя тошнотворный канцелярит, я собирал правовую основу для документов в нескольких предложениях вручную со всеми ссылками, затем аккуратно скармливал её LLM, а после мне оставалось только подправить всякие мелочи. Таким образом, от идеи до реализации у меня обычно уходило не более получаса. Для поддержания тонуса и рабочего настроения пристав Надежда Александровна среди прочего получила: ходатайство о привлечении специалиста (по телекомуникациям, чтобы выяснить, что у неё с телефоном), ходатайство о предоставлении переводчика (что за “Moscow Standard Time” в ответе на Госуслугах? у нас язык делопроизводства — русский!) и запрос на предоставление информации (разумеется, на 30 пунктов — от вполне обычных до совсем абсурдных). Не взяла трубку? Ответила отпиской? На, получай! А в случае отказа разъясняй и обосновывай.

Пока я вел бурную переписку с Пугачёвой, понял, что стоит запросить в Альфа-банке подробную информацию о том, что произошло с их стороны. Для этого я составил письменное обращение и пришёл с ним в отделение банка на ст. м. Войковская. Любезнейшая специалистка по работе с клиентами поймала меня на входе и попыталась завернуть:

“Что это такое? Обращение в банк! Это вам на Каланчёвскую нужно в канцелярию”.

Тут нужно небольшое пояснение. В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» если банк организует прием обращений дополнительным способом, он обязан разместить информацию об этом на своем официальном сайте. На официальном сайте Альфа-банка прямо указано (для особо хитрых — заверено нотариально), что “Подать обращение в Банк можно следующими способами: … лично обратившись в одно из отделений Банка для подачи письменного обращения”.

Я настаивал на том, чтобы у меня приняли заявление в отделении. В конце концов работники банка согласились принять обращение как электронное. Я ответил, что. мол, вот он я, вот мой паспорт, вот заявление на бумажном носителе. Дальше делайте что хотите и называйте его как хотите. Главное ответьте так, как положено по закону.

В обращении я задал три вопроса. Банк ответил на следующий же день кривоватой копипастой, но ни на один вопрос ответа не дал. Тогда я вновь отправился подавать обращение в банк в менее доброжелательных тонах. В обращении напомнил о том, что в статье 30.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» указано, что:

Ответ на обращение должен содержать информацию о результатах объективного и всестороннего рассмотрения обращения, быть обоснованным и включать ссылки на имеющие отношение к рассматриваемому в обращении вопросу требования законодательства Российской Федерации, документы и (или) сведения, связанные с рассмотрением обращения, а также на фактические обстоятельства рассматриваемого в обращении вопроса.

В этот раз зашел по дороге домой в отделение на Речном вокзале. В этом отделении была та же история — опять попытались направить на Каланчевскую. Вместо того, чтобы просто принять и зарегистрировать обращения, работники банка попытались разобраться на месте. Они нашли перевод и распечатали для меня копию платежного поручения.

Платежное поручение, на основании которого было произведено зачисление заработной платы
Платежное поручение, на основании которого было произведено зачисление заработной платы

Платежное поручение было в точности таким, каким его описывала бухгалтер. И тут я понял, что меня просто всё это время водили за нос, рассказывая что это её косяк! Я спросил, могу ли я сфотографировать эту копию. Работник банка ответил: “Можете даже забрать!”. Разумеется, я забрал её. Вышел на улицу и пошёл к метро. По дороге к метро понял, что стоит вернуться и попробовать заверить бумажку печатью и подписью.

На входе меня поймала руководитель отделения (вернее, временно исполняющая обязанности). Протянул ей копию и попросил заверить. Она увидела, что у меня в руках, поменялась в лице и листок отобрала. В ответ на мои дальнейшие вопросы она лишь вежливо улыбалась, что выглядело просто издевательски.

Окей, хотите по-плохому — будет по-плохому. В тот же вечер я написал жалобу в ЦБ по фактам нарушений порядка приема обращений, нарушения закона об исполнительном производстве и разглашения банковской тайны (в платежном поручении были реквизиты моих коллег и суммы, перечисленные им). Утром отправил и поехал в то же отделение, чтобы собрать дополнительные доказательства. Зашёл, увидел работника, который выдал мне копию и предложил добровольно вернуть мне моё имущество — листок А4 с копией платежного поручения. Работник банка отказался и сообщил, что листок уничтожили. Тогда я вызвал полицию, а он минут 20 нервно слушал “Let my people go”, пытаясь дозвониться до кого-то из руководства (по этому поводу в банк, разумеется, тоже был направлен запрос). Когда приехал наряд полиции, я написал заявление на его начальницу по признакам самоуправства. С работника банка взяли объяснения, в которых тот подтвердил выдачу копии платежного поручения (чего я, собственно, и добивался), но настоял на том, что это собственность банка (а это мы ещё посмотрим).

Возврат положенной половины

Я пытался добиться от Альфа-банка внятного ответа на мои вопросы, но так и не смог. Больше всего меня впечатлила отписка, которая пришла в шесть утра по Москве и в которой в первом же предложении было четыре (!) опечатки. Остальное — копипаста, в которой банк настаивает на том, что отсутствие кода дохода позволяет ему производить подобные списания. При следующем походе в отделение я решил записать разговор.

Работник банка объясняет, что если я не отправлю заявление через канцелярию, то получу отписку

Работник банка подтверждает, что другие клиенты обращаются с той же проблемой

16 августа от пристава Пугачёвой наконец пришёл долгожданный ответ. Она постановила удовлетворить ходатайство о возврате положенной половины.

Заключение

Фактически моя зарплата была задержана на две (!) недели. Уже есть постановление пристава о возврате излишне взысканных средств. Очевидно, что произошедшее — косяк Альфа-банка. У моего работодателя давно зарплатный проект в Альфе и у меня самого счёт там же. Все документы на перевод были поданы в том виде, в котором Альфа-банк требует их по зарплатному проекту. У банка были все данные и все основания для того, чтобы перевести приставам только положенную по закону половину. Доводы банка в его ответах — чушь собачья. В соответствии с пунктом 5 статьи 70 Федерального закона "Об исполнительном производстве", банк обязан обеспечивать соблюдение требований, предусмотренных статьями 99 и 101 этого закона. Якобы отсутствие кода дохода в платежном поручении не является законным основанием для взыскания всей суммы. Да, работодатель обязан (пункт 5.1. ст. 70) проставлять код в платежных документах. Но нигде не указано, что банк должен принимать решение только на основании содержимого этого поля.

На этом история ещё не закончена. Поскольку мне стало известно, что подобные нарушения происходят систематически, я буду добиваться решения регулятора. Об этом будет во второй части.

Если вы или кто-то из ваших знакомых пострадал от подобных действий Альфа-банка, обязательно напишите мне на alpha-nightmare@dannote.net для дальнейших коллективных действий. Ну или хотя бы отпишитесь в комментариях.

P. S. На Банки.ру работник банка ушёл за ответом и не вернулся.

P. P. S. Если в чью-то светлую голову придет идея удалить статью, она появится на других площадках.

Все материалы по истории можно найти тут.

2929
22
11
реклама
разместить
14 комментариев

Данила, ещё раз внимательно всё изучили, возвращаемся с ответом. Прежде коллеги дали верную информацию, поэтому сейчас других новостей нет.

Зарплата поступила на счёт без указания нужного кода вида дохода, именно поэтому сумма списалась полностью. Для возврата денег в таких случаях советуем обращаться к приставам.

Порядок заполнения кода, о котором идёт речь, регулирует Указание Банка России от 14.10.2019 г. №5286-У «О порядке указания кода вида дохода в распоряжениях о переводе денежных средств».

Аплодирую стоя, просто и по делу, запили ещё в прокуратуру по ФЗ Об обращении граждан!

7

Душновато, но надо их и в хвост и в гриву, так их

5

Классно написано, спасибо что поделились информацией.
А деньги списыаают по банкротству или как? Какой процент капает на сумму долга в таких ситуациях?

2

Спасибо! Не, не по банкротству. Просто задолженность по потребительским кредитам. Банки требуют всю сумму с процентами плюс сверху ещё нужно заплатить исполнительский сбор 7% в казну. А так больше долг не растет.

5

Приветствуем!

Во всём разберёмся, а после вернёмся с решением 👌