Как я придумываю и проверяю бизнес-идеи: делюсь способами, которые помогли открыть 4 компании
Я не буду описывать нудные критерии успешной бизнес-идеи и давать советы в духе «расскажите о своей задумке родственникам и друзьям». Вместо этого поделюсь реальным опытом запуска проектов, которые не просто тянут деньги создателя, а приносят прибыль. Об ошибках, которые обошлись мне в миллионы, расскажу тоже.
Привет! Меня зовут Максим Юрин. Я предприниматель и за 10 лет запустил четыре бизнеса в разных сферах. Еще несколько моих проектов отвалились при оценке на жизнеспособность, а десятки идей я даже не пытался выгрузить из головы и оформить в бизнес-план.
В моем телеграм-канале «Телеграмма от Максима Юрина» есть отдельная рубрика, где я рассматриваю и оцениваю идеи для бизнеса — чужие и свои. А в этой статье опишу пошаговый план по генерации и проверке идей. Поехали!
Этап 1: генерация идеи
По моему опыту, идеи зарождаются тремя способами. Вот моя авторская классификация:
- Закономерность
- Случайное озарение
- Долгосрочное вынашивание
Расскажу о каждом способе подробнее.
➡ Закономерность. Представьте человека, который долго работает в одной сфере. Он накапливает знания и опыт, получает повышения, двигается по карьерной лестнице. Если специалист амбициозен, со временем он приходит к тому, что открывает свое дело, — в той же области, где работал в найме. При этом часто уводит за собой и других сотрудников компании. Большая часть бизнесов открывается именно таким способом.
Похожая история бывает и с хобби. К примеру, если человек долго работает в маркетинге, но любит собак, много читает о них и занимается воспитанием, со временем он может открыть собственный центр дрессировки.
Пример из моего опыта. С 2009 года я работал в сфере рекламы и маркетинга, а в 2011 году устроился в агентство Red Keds на должность начальника SMM-отдела. Тогда продвижение в соцсетях только набирало популярность, и за три года я достиг карьерного потолка. Чтобы продолжать развиваться, оставалось только открыть свой бизнес.
Мысль о своем деле стала мелькать не только у меня, но и у еще пары коллег. Поэтому в конце 2014 года мы решили открыть агентство, которое специализировалось на SMM, — Little Big Agency. О нас и наших кейсах знали на рынке, и проблем с поиском клиентов не было — мы сразу выиграли несколько больших тендеров. Агентство устойчиво существует уже десять лет. Примерно полгода назад я продал свою долю и вышел из этого бизнеса, чтобы заниматься другими проектами.
Этот способ открытия бизнеса самый очевидный, но у него есть свои плюсы и минусы.
Совет. Бывает, что свое дело открывают, потому что бесит текущая работа. Но начинать бизнес в той же сфере стоит, только если горишь своим делом. Иначе может оказаться, что ты занимаешься теми же ненавистными вещами, но теперь навалилась еще бухгалтерия, финансы и другие обязательства.
➡ Случайное озарение. Бывает, хорошая идея приходит неожиданно. Например, что-то внезапно впечатляет, проскакивает искра, и ты, ничего не понимая в сфере, загораешься идеей открыть в этой области бизнес. Быстро, без особых предпосылок и исследований аудитории.
Пример из моего опыта. Моя жена обожает моду, и в 2018 году у нее был свой бренд одежды. В какой-то момент жена прислала мне фотографию прозрачных перчаток с вышивкой из старых коллекций Gucci, и у меня что-то щелкнуло.
Я ничего не знал о моде, но понял, что продукт может понравиться людям и стать вирусным в соцсетях, — видимо, сыграло маркетинговое чутье. Тогда я предложил адаптировать перчатки и вместо вышивки сделать татуировки. Жене понравилась идея, и в тот же день я накидал бизнес-план. Так появился бренд GLOVE.ME.
Мы сделали первую партию перчаток, и продукт резко выстрелил в сфере инфлюенсеров и селебрити — расходы окупились за два месяца. С 2019 по 2021 год кто-то из знаменитостей регулярно носил наши перчатки — в том числе стилист Зендеи и дочь Бейонсе.
Этот способ создания идеи используют реже, чем первый. Он более рискованный и требует больше усилий от предпринимателя: во многом придется разбираться с нуля и почти наверняка будут непредвиденные траты.
Совет. Реально жизнеспособные идеи с помощью случайного озарения приходят редко — возможно, только раз в жизни. Поэтому не стоит вкладываться в них без минимального исследования рынка и конкурентов. В то же время, если есть хоть небольшой шанс, что идея выстрелит, — стоит ее опробовать. Такой бизнес может быть потенциальной бомбой.
➡ Долгосрочное вынашивание. Этот способ генерации идей — гибрид двух предыдущих. В нем помогают рабочие навыки, общая насмотренность и кругозор.
Пример из моего опыта. С самого начала карьеры в рекламе я видел, как бизнесу трудно отобрать качественных блогеров для продвижения. А блогерам — найти рекламодателей. Несколько лет думал о том, как улучшить и автоматизировать этот процесс.
Потом на рынке стала популярна работа по бартеру — и у меня появилась идея сервиса Shar. С его помощью малый и средний бизнес и микроинфлюенсеры находили друг друга. Компания публиковала свое предложение, например бесплатный поход в кино за сторис с отметкой. А блогер отправлял заявку на выполнение задания.
Сервис быстро стал популярным и востребованным. О нас писали СМИ, всё больше блогеров и рекламодателей подключалось к платформе. К сожалению, проект пришлось закрыть после блокировки Instagram*.
Так как долгосрочное вынашивание — гибрид двух первых способов, плюсы и минусы у него будут те же. С его помощью генерируются относительно «безопасные» бизнес-идеи, которые интересно реализовать. А в процессе всегда открываешь что-то новое. В то же время разбираться в новых отраслях бывает сложно, а вкладываться — рискованно.
Этап 2: оценка
Сама по себе идея не стоит ничего, даже если она гениальна. Ее нужно оценить на жизнеспособность и провести базовые исследования — вот тогда она станет ценной.
Часто советуют рассказать об идее друзьям и родным. Но дело в том, что ваши друзья и семья любят вас (если вам повезло). Конечно, они скажут, что идея классная и они бы обязательно воспользовались продуктом. Просто чтобы не обидеть.
Многие говорят, что стоит обратиться за оценкой к профессионалам, но это не всегда выход. Существуют отрасли с оборотом в десятки миллиардов долларов, которые получают прибыль от того, что поощряют вас реализовывать свою идею. Юристы, агентства по разработке ПО, сайты, посвященные изобретениям. Многие из них живут в основном за счет тех, кто регистрирует товарные знаки и патентует идеи еще до их проверки. Попросите их работать за капитал и посмотрите, что произойдет. Если они будут готовы вложиться, возможно, вы действительно придумали что-то стоящее.
Другой вариант — провести серию интервью с целевой аудиторией продукта или услуги. Просите респондентов быть максимально объективными и не бояться вас обидеть, ведь на кону ваши деньги.
Следующий шаг после интервью — оценка рынка и конкурентов. В интернете есть много статей с инструкциями, поэтому не буду останавливаться на этом моменте подробно. Единственное, что я скажу: не бойтесь заходить на конкурентные рынки. Если в сфере совсем нет игроков, велика вероятность, что там нет прибыли.
После оценки отсеется 8 из 10 идей. Часто это происходит из-за юридических моментов или ситуации в мире.
Пример из моего опыта. Одна из моих «похороненных» идей — маркетплейс-дискаунтер. Я хотел создать платформу, с помощью которой продавцы на маркетплейсах могли бы предлагать покупателям товары со скидкой за отзывы. Изучил вопрос и узнал, что площадки борются с накрученными отзывами, поэтому идея не совсем законна. Так я и отказался от этого проекта.
Вывод: базовое исследование рынка важно, чтобы при запуске не столкнуться с проблемами. Идею стоит воплощать, если нет очевидных красных флагов — вроде нарушения законодательства или трудностей в выбранной отрасли.
Иногда на этапе оценки можно проколоться. Например, несколько лет назад я придумал бота, который бы помог бизнесу проводить опросы и исследования целевой аудитории. Проект не оценили инвесторы и эксперты, поэтому он не запустился. А через полгода появился похожий сервис, который продолжает существовать и сейчас.
Этап 3: проверка
Самый простой способ проверить идею — сделать MVP, минимально жизнеспособный продукт.
Вот примеры минимально необходимого набора активов, с которыми я запускал бизнесы:
- Для агентства Little Big Agency — лендинг стоимостью 100 тыс. рублей и анонсы в личных соцсетях.
- Для перчаток GLOVE.ME — лендинг, оформленные соцсети, первая пробная партия в несколько десятков экземпляров и фотосессия с моделями за 700 тыс. рублей.
Главное — не перемудрить. Первоначальный набор активов должен быть действительно минимальным, а MVP — простым.
Пример из моего опыта. Чтобы создать MVP Shar, мы с партнерами вложили в разработку приложения несколько миллионов рублей. После запуска выяснилось, что оно слишком сложное для пользователей, — пришлось убирать часть функций.
Уже потом знающие люди подсказали, что я просто мог собрать в две таблицы блогеров и бизнесы — и дать им контакты друг друга. Так бы проверил востребованность услуги практически без затрат.
Совет. Если MVP в сфере малого бизнеса стоит больше 1 млн рублей, скорее всего, он слишком сложный. Стоит подумать, как его упростить.
Учитесь на моих ошибках, проверяйте свои идеи на жизнеспособность и воплощайте их. Еще больше о бизнесе — в моем телеграм-канале про креативное предпринимательство и небанальный маркетинг. Это, кстати, еще один мой успешный бизнес-проект :)
В канале есть рубрика, где я рассматриваю креативные и громкие идеи для бизнеса. Рассказываю, как они пришли создателям и почему взлетели. Вот примеры постов:
- Об истории создания игрушки радуга-слинки — той самой пружинки, которую было так весело спускать по лестницам в детстве. Стартовый бюджет бизнеса был всего 500 долларов.
- О «Ресторане ошибочных заказов» — японском заведении, где официанты путают блюда и приносят не то. Место даже получило престижную международную награду.
- О том, как стартап поймал тренд на подделки и получил 2 млн пользователей за три месяца. При этом основатели почти не тратились на рекламу и продвигались благодаря вирусным роликам в соцсетях.
В общем, прокачиваю насмотренность сам и помогаю подписчикам. Присоединяйтесь, может, подхватите какую-нибудь идею и сможете адаптировать под наш рынок.
* Принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской в РФ.
Можно следующую статью на тему «Где взять уверенность в идеях»?
Я читала, что крутые идеи приходят, когда мозг ничем не занят - типа в душе или на пробежке. Не находили с этим связь? Или всё это придумали производители беговых кроссовок?))
Кстати, есть такое. В последнее время замечаю, что лучшие мысли приходят во время вечерней прогулки с собакой. Так что наверно виноваты производители собак. :)
Ооо моя боль — придумать идею, отказаться, а потом увидеть, что такое появилось и стрельнуло. Обожаю)))
да, у меня такое было три раза)
идей то много и даже есть инструменты для моделирования, но все равно стартовый капитал только снится
ну, всегда можно попробовать привлечь инвестиции. :)