OKR: чек-лист, как ставить цели, которые хочется достигать

OKR: чек-лист, как ставить цели, которые хочется достигать

Как определить цели в OKR? Проверить, отвечают ли они задачам компании и условиям рынка или их пора скорректировать? Этот обзор поможет разобраться с основными понятиями, а полезный чек-лист в конце статьи сформировать качественные цели и всегда держать руку на пульсе.

Почему все говорят об OKR?

OKR (Objectives and Key Results) — это система постановки целей, которая давно завоевала популярность во всем мире и используется в глобальных компаниях любых отраслей: Google, Intel, Airbnb, Sears, Nike, Walmart и др. В чем же секрет такого успеха?

Никакого секретного ингредиента нет © На самом деле всё просто:

  • Применимость. OKR помогает быстрее и эффективнее достигать целей в местах, где нужны улучшения, хочется достичь прогресса. Т.е. почти везде
  • Доступность. OKR-подходу можно быстро научиться и сразу начать применять. Ставим Цели (Objectives) — каких именно изменений нам нужно достичь, и Ключевые результаты (Key Results) — как будем измерять прогресс и ориентироваться, что движемся в выбранном направлении.
  • Гибкость. Работая с OKR, команды ставят цели на квартал и в ритме 1-2 недели мониторят прогресс, уточняя параметры OKR по ходу. Так получается учитывать постоянно меняющийся контекст и быстро адаптироваться, оставаться гибкими и реагировать по ситуации, сохраняя при этом выбранный фокус внимания.
  • Высокая вовлеченность. Всем хочется быть частью успешной истории, и OKR помогают в этом. Амбициозность и приоритетность целей — один из главных принципов OKR. Также на вовлеченность работает прозрачность OKR, OKR компании — это открытая для всех информация.
  • Измеримость успеха: благодаря Ключевым результатам (Key Results) команда может объективно оценивать прогресс и эффективность усилий.
  • Согласованность со стратегией. OKR поддерживают и реализуют стратегические вызовы, благодаря им команды четче видят, как их усилия непосредственно влияют на будущее компании.

Это лишь некоторые преимущества OKR, которые делают подход востребованным во многих организациях и командах.

OKR в теории и на практике

В первом же пункте я указала, что методика OKR проста для применения. Она состоит из следующих элементов:

OKR: чек-лист, как ставить цели, которые хочется достигать

В свою очередь, Цели и Ключевые результаты должны соответствовать следующим критериям:

OKR: чек-лист, как ставить цели, которые хочется достигать

Рекомендация: поскольку Objective — это лаконичное предложение, в нем может быть не полностью понятен ход ваших мыслей и предпосылки. Но наша задача — вовлечь, поэтому опытные OKR-практики дают еще письменное пояснение: «Почему это важно сейчас?».

Давайте рассмотрим несколько примеров.

Пример 1 для ИТ-команды

🎯 Objective: Улучшить наш процесс онбординга ИТ-специалистов и не терять классных кандидатов.

⚡ Почему это важно сейчас: мы ежемесячно берем на борт около 20 новых ИТ-специалистов. Процесс онбординга всегда работал хорошо, пока мы медленно росли, но судя по обратной связи за последние 2 квартала, процесс нужно сделать более эффективным. 40% новых ИТ-специалистов оценивают онбординг ниже ожиданий. Поскольку мы собираемся наращивать найм, важно в самое ближайшее время улучшить процесс онбординга.

🚀 KR1 Увеличить % позитивно оценивающих онбординг новичков с 60% до 80% к концу квартала.

🚀 KR2 Устранить 50% выявленных замечаний к концу квартала.

🚀 KR3 Cнизить до 0% текучесть новичков на испытательном сроке к концу квартала.

Пример 2 для команды маркетинга

🎯 Objective: Увеличить качество лидов, обеспечив эффективность затрат на них.

Почему это важно сейчас: мы проводим множество маркетинговых мероприятий, однако, не замеряем их эффективность. Финансисты считают, что стоимость лида ограничивает масштабирование. Команда продаж говорит, что качество лидов плохое.

🚀 KR1 Рассчитать целевой ROI маркетинговых событий на основе 5 конференций с бюджетом выше Х, которые мы организовали за последние 1,5 года.

🚀 KR2 Снизить итого затраты на лида с Х до Y к концу квартала.

🚀 KR3 Удвоить качество лидов, которые конвертируются в возможность в течение 6 месяцев после их появления – с 20% до 40%.

На старте применения OKR нужно научиться ставить Objectives и определять Ключевые результаты (Key Results) к ним.

Не пугайтесь, если у вас не сразу будет получаться ставить цели в новом OKR формате. В первое время работы с инструментом OKR могут возникнуть такие сложности:

— Слишком много OKR. Попытка установить слишком много Целей и Ключевых результатов, как правило, приводит к рассеиванию усилий и потере фокуса. Руководствуйтесь правилом «лучше меньше, да лучше».

— Неизмеримые цели. Если цели не имеют ясных и измеримых ключевых результатов, то их прогресс и успех очень трудно оценить.

— Слишком легкие цели. Установка слишком простых и достижимых целей не мотивирует команду стремиться к выдающимся результатам. Аналогично не всегда понятно, какой результат можно считать выдающимся. Если это слово к вашему контексту не очень подходит, используйте «заметные» результаты.

— Команда не может повлиять на достижение целей. Если Цели и Ключевые результаты не являются общедоступными и не обсуждаются с членами команды, это может привести к недопониманию и низкой вовлеченности.

— Цели больше похожи на набор задач. Иногда проще определить, что нужно сделать для достижения цели, и трудно определить, что же изменится в результате того, когда мы это сделаем. Продолжая рассуждать и обсуждать, вы постепенно найдете подходящую метрику или хотя бы выработаете подход к ней.

Чек-лист для качественных OKR

Для того чтобы вам было легче формировать или улучшать ваши OKR, мы подготовили специальный чек-лист с критериями оценки.

Чек-лист включает в себя 3 раздела:

  • качество Цели (O),
  • качество Ключевых результатов (KR),
  • взаимосвязь Цели и Ключевых результатов (KR).

В каждом разделе есть список вопросов, ответив на которые вы сможете проверить ваши OKR и получить оценку в баллах. Полученный результат подскажет, насколько вы близки к желаемому результату или необходимо пересмотреть имеющиеся OKR. Кроме того, рекомендую обращать внимание на сами вопросы — они подскажут направления, которые нуждаются в улучшении.

Используйте этот чек-лист, чтобы обсуждать, формировать или улучшать ваши OKR. Помните, что правильные ( = амбициозные, мотивирующие, простые) OKR помогают компании сфокусироваться на действительно приоритетных направлениях, быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства и добиваться выдающихся результатов.

Подписывайтесь на наш ТГ-канал, чтобы не пропустить интересные материалы из мира современного менеджмента.

Автор: Елена Мигунова, эксперт по организационному развитию, вознаграждению и HR Agility и партнёр ScrumTrek

4 комментария

как ставить цели, которые хочется достигать - все очень просто, принимать правильные антидепрессанты

Ответить

А еще лучше - навести порядок в жизни и не принимать их вообще

Ответить

Супер понятно, благодарю за статью 🙏
Также у автора статьи, упомянута экспертиза "по вознаграждению", было бы полезно увидеть модель расчета заработных план, по вашей системе OKR

Ответить