Сэм Альтман о генерации идей для стартапов

Выдержки из речи экс-президента Y Combinator Сэма Алтмана на одном из мероприятий фонда в Китае.

Sam Altman
1616

Я в свое время пробовал пособирать мысли про то, как выбирается стартап. Вдруг кому полезно будет

Обязательные критерии
1. Проблема, а не решение. Большинство стартапов (больше 40%) проваливаются, потому что на самом деле не было какой-то явной проблемы, которую бы решал продукт. Поэтом, хоть нам и привычнее психологически двигаться от вещей типа вот такой бизнес был бы интересен или вот такой, правильнее двигаться от “вот такую проблему пока никто не решает”. Поэтому "давайте сделаем летающую машину" - плохо. "Давайте подумаем, как решать транспортную проблему мегаполисов" - хорошо.

2. Второй краеугольный камень - наличие экспертизы в индустрии, в которую лезешь. Да, ее можно оперативно и усиленно набрать. Но решение может стать успешным только после этого, а не до. Это кстати хороший пример, почему люди без глубокой экспертизы могут стартануть c2c или b2c, но не могут стартануть нормально b2b.

3. Третий - должно быть интересно. Например, порнуха и фан всегда будут востребованы. Но этим банально может быть неинтересно заниматься. Пример крайний и гиперболизированный, но логика сохраняется. Делать что-то, что меняет мир интереснее, чем мемогенератор или смузи-машину

4. Размер рынка. Есть ли вообще рынок, насколько он большой, насколько он жив, растет ли и так далее

Не обязательные, но полезные критерии
1. Можем ли мы создать технологию, которая существенно упростит жизнь, условно сделает процесс лучше в 10 раз (Slack улучшил коммуникацию vs emailing в 10 раз. Emailing в свое время улучшил факс/телефон общение)
2. Можно ли выделить непокрытую или плохо покрытую нишу, на которой можно сфокусироваться и под которую можно заточить продукт, а не конкурировать на том, что уже занято с ребятами, у которых денег намного больше
3. Сетевой эффект. Есть ли на рынке усиливающие циклы обратной связи. Например как в Авито - чем больше продавцов, тем больше покупателей, тем больше продавцов и так далее.
4. Эффект масштаба. Возникает ли economy of scale при масштабировании. То есть насколько низка доля фиксированных издержек в P&L и насколько низки переменные издержки относительно стоимости. В большинстве случаев цифровой бизнес тут в хорошем положении
5. Простота эксперимента. Насколько дешево можно проверить гипотезу проблемы и гипотезу решения
6. Простота выхода на рынок. Насколько легко можно сделать первую версию работающего продукта
7. Насколько быстро можно начать получать деньги

3

Спасибо, отличный комментарий!