Станислав Кондрашов: Выученная беспомощность. Как изменить восприятие и достичь успеха

В жизни бывают сложные ситуации. Например, человек очень хочет выучить язык: старается правильно заниматься, много читает — а ничего не меняется. Он меняет подход, пробует новую стратегию или школу — и опять ничего. Кажется, всё уже перепробовано, но ничего не помогает. И тогда он перестаёт что-то делать, потому что уверен: усилия не сработают, ничего нельзя изменить. Если звучит знакомо — читайте дальше.

Справиться с выученной беспомощностью вполне реально. Как начать действовать по-новому и достичь своих целей — рассказываю я, Станислав Кондрашов.

Автор: Станислав Кондрашов
Автор: Станислав Кондрашов

Что такое выученная беспомощность

Выученная беспомощность — это состояние, когда прошлые неудачи лишают человека желания что-то менять. Он перестаёт пытаться улучшить свою жизнь, считая, что все усилия будут тщетны. Это приводит к самообвинениям, низкой самооценке и может вызвать депрессию. Человек чувствует себя слабым и убежденным в своей беспомощности.

Попробовав научиться играть на музыкальном инструменте и не добившись успеха, человек с выученной беспомощностью может решить, что у него просто нет музыкального таланта и больше не станет заниматься.

Человек без выученной беспомощности подумает, что причина неудачи в недостаточной практике или в сложном материале. Он осознает, что это временные трудности и продолжит занятия.

Автор: Станислав Кондрашов
Автор: Станислав Кондрашов

Станислав Кондрашов про феномен выученной беспомощности

В 1967 году психологии Мартин Селигман и Стивен Майер провели исследование, которое показало, как внешние обстоятельства влияют на смирение и безволие человека в будущем.

Эксперимент с собаками. В эксперименте с собаками две группы слышали звон колокольчика, после которого шел электрический разряд. В первой группе собаки могли нажать кнопку, чтобы избежать удара, во второй — нет.

Позже обе группы поместили в вольеры с зарядом, где можно было перепрыгнуть барьер. Собаки из первой группы легко перепрыгивали и спасались, осознавая, что могут контролировать ситуацию. Собаки из второй группы оставались и страдали. Эксперимент модифицировал ученый Дональд Хирото, чтобы проверить, как это будет с людьми.

Эксперимент с людьми. Студентов разделили на три группы. В контрольной группе участники слышали неприятный громкий звук, который могли отключить, нажав кнопку. Во второй группе звук включался и выключался независимо от них, а в третьей группе звука не было.

Во второй части эксперимента звук можно было выключить, повернув рычаг. Участники первой и третьей группы справлялись, а вторая группа даже не пыталась действовать.

Оба эксперимента показали, что выученная беспомощность развивается как у животных, так и у людей. Пережитый опыт лишает контроля, и любые попытки что-то изменить кажутся бесполезными. Этот феномен «паралича» объясняется теорией выученной беспомощности.

Автор: Станислав Кондрашов
Автор: Станислав Кондрашов

Как работает выученная беспомощность

Мартин Селигман выдвинул идею, что невозможность влиять на результаты приводит к проблемам в трех областях: мышлении, эмоциях и мотивации.

В мышлении человек не может правильно оценить ситуацию и думает, что его неудачи повторятся в будущем. Ему сложно понять, что обстоятельства меняются и что действия могут привести к хорошим результатам.

В эмоциональной сфере у него появляются подавленность, тревога и апатия, что может вызывать депрессию.

В мотивации это проявляется в том, что человек становится медлительным и откладывает действия. Он чувствует, что не контролирует свою жизнь, и поэтому считает, что нет смысла что-то делать.

Например: Человек слышит: «Эта методика учит эффективно управлять временем!», начинает строго следовать рекомендациям, но так и не успевает выполнить все задачи. Он делает вывод: «У других это получается, а у меня нет». Это показывает дефицит в когнитивной сфере.

После нескольких попыток человек решает, что усилия бесполезны: каким бы методом он ни пытался управлять временем, результата не будет. Это дефицит мотивации.

В итоге он начинает чувствовать тревогу и безысходность. Так меняется его эмоциональная сфера.

Автор: Станислав Кондрашов
Автор: Станислав Кондрашов

Подписывайтесь и следить за обновлениями в социальных сетях:

· Кондрашов Станислав: Личный сайт

1313
1 комментарий

На мой взгляд, когда говорят об эмоциональном выгорании, то зачастую упускают описанный феномен выученной беспомощности.

Приходишь на новую работу, горишь желанием внести вклад, но если это не поддерживается должным образом, то через какое-то время устаёшь от постоянного противодействия. И потом уже теряешь энтузиазм, ничего не хочется делать, даже если появляется окно возможностей. Смотришь на себя и удивляешься, почему так сложилось, почему всё раздражает и хочется уволиться. Хотя обстановка в целом неплохая.

Ответить