ActualizeBot: первые полгода работы, локдаун, краудлёрнинг

Автор мэтчингового Telegram-бота ActualizeBot Андрей Селин — о проекте, преодолении локдауна и пайвоте — открытии маркетплейса для преподавателей и учеников в актуальных сферах знания.

ActualizeBot: первые полгода работы, локдаун, краудлёрнинг

Достижения

С момента публичного запуска ActualizeBot прошло полгода и я хочу поделиться некоторыми важными пунктами — ошибками и удачами, испытанными за это время.

Число наших пользователей выросло до 8000.
До локдауна мы успели сделать больше 600 мэтчей и помогли найти работу 150 нашим пользователям.

Почти все наше внимание в это время было посвящено завершению разработки: мы запустили 11 новых сфер рекрутинга: от тестирования и дизайна до перевода и бухгалтерии.

Ошибки

Нашей главной ошибкой была классическая — некоторая наивность в ожидании соблюдения стандартного пути стартапа, состоящего на первых порах из PreSeed (разработка продукта) и Seed (маркетинг и нахождение product market fit) раундов.

Наше программное решение довольно нестандартно по сравнению с большинством веб-сервисов — поэтому большая часть PreSeed-расходов ушла на его доработку и подготовку к полноценному боевому режиму и презентации инвесторам. Маркетинговую активность мы планировали уже на этапе Seed, для чего на лето были запланированы поездки в святая святых и элегантные выходы на правильных людей.

Сейчас, не имея возможности выехать на локацию и получая безучастное молчание на онлайн-запросы, мы встали перед дилеммой: продолжать удаленно искать n-го инвестора, которого заинтересует наш проект или попробовать начать минимально зарабатывать на том, что есть. Делать это одновременно мы не можем в силу компактности команды, что является, кстати, существенным ограничением во многих вопросах.

Глядя на то, как потенциальные инвесторы наслаждаются своей онлайн-недоступностью и как кончаются деньги в кармане, мы выбрали светлую сторону силы и работу над аскетичным и въедливым поиском product market fit на свои деньги.

Можно сказать, что итог локдауна и этой ошибки для нас позитивен: мы смогли сделать выводы и, пессимизировав вариант миллионных инвестиций, стали предъявлять к проекту коммерческие требования раньше первого миллиона пользователей — и более критично относиться к планированию.

Semi-pivot

Во время самоизоляции я обратил внимание на то, как активизировалась сфера онлайн-образования и повышения квалификации. Рабочий класс, оставшийся на месяц наедине с неопределенностью, принялся придавать форму своему будущему и изучать все, на что раньше хватало времени и решимости.

Глядя на это я вспомнил свой опыт обучения своих коллег внутри производственных команд и друзей, пожелавших сменить специальность на разработку и проблему, с которой невольно столкнулся — и в итоге решил запустить в боте параллельно рекрутингу сферу краудлернинга — чтобы каждый пользователь мог стать преподавателем или учеником в той или иной сфере. Ведь каждый из нас является профессионалом в чем-то.

Получился такой частичный pivot: не отказываясь от изначального направления мы решили попробовать другое. Сейчас в боте действуют три сферы обучения: разработка, дизайн и маркетинг.

Проблема: цена и качество на рынке обучения

Известные онлайн и оффлайн образовательные сервисы в Москве и Санкт-Петербурге держат рэйты на свои курсы из серии «Product Owner за полгода» от 50 до 100 тысяч за курс.

Я далек от порицания и скорее близок к радости за компании, продающие такие вещи за такие деньги, но не скрою, для меня эти рэйты выглядят не единственно возможными.

Кстати, было бы интересно узнать у вас, покупали ли вы курсы с таким ценником или готовы ли их купить, так как ваш покорный слуга — в принципе, человек, обучающийся только в бою и поэтому далекий от таких покупок не только из соображений экономии.

С ценами понятно, но когда мои друзья после обучения на подобных конвейерах знания приходили ко мне и просили помощи с довольно простыми и базовыми вещами, я укреплялся в понимании, что на рынке существует перекос в сторону больших игроков, и малым игрокам, способным давать более качественную услугу с индивидуальным подходом, нужен инструмент для доступа к клиентам, а клиентам нужна такая услуга.

В качестве исчерпывающей иллюстрации приведу пример: во время написания этой статьи один из лидеров онлайн-образования активно ищет product-менеджера с зарплатой от 300.000 р. То есть, 5-6 покупок курса в месяц будут уходить только на его зарплату…

В крупных онлайн школах сегодня работают помимо преподавателей product-менеджеры, программисты, пишущие автоматизацию процесса обучения и постановку его на широкий и обезличенный поток, маркетологи, таргетологи, управленцы, дизайнеры.

Это все выглядит избыточно для потребителя, ведь среднестатистическому вам, желающему выучить JavaScript или Python, нужен только преподаватель. Простые преподаватели вытеснены с рынка.

Итак, наша гипотеза:

Те, кто сегодня переключается с предыдущей специальности на более актуальную и высокооплачиваемую, вряд ли делают это от избытка денег и вряд ли хотят получить чисто формальную услугу. Им необходимо предоставить возможность найти преподавателя:

  • Не за тысячу или две тысячи долларов.
  • Дающего качественную, не массовую услугу.

Из моего рассказа может сложиться ощущение, что я противопоставляю наш сервис другим крупным игрокам, но это не так — это всего-лишь инструмент, уравнивающий на какое-то время в шансах простых преподавателей и крупных игроков и оживляющий рыночную ситуацию.

Как и простых преподавателей, я приглашаю присоединяться к нам и давно присутствующие на рынке компании и стартапы — у нас вы все равны перед лицом потребителя.

Как это работает

Описанный функционал предоставляется в виде мэтчинга, как и в изначальной сфере рекрутинга:

  • Все как в Тиндере, только про обучение. Ученик размещает объявление о том, что хочет изучить React.JS
  • В течение секунд преподаватель, разместивший соответствующее объявление позавчера или полгода назад, получает уведомление, что у него есть потенциальный ученик. Он откликается на него (лайкает)
  • Ученик получает оповещение об этом отклике/предложении и тоже лайкает (или дизлайкает).
  • В случае, если обе стороны лайкнули, им открываются контакты друг-друга и они могут перейти к обсуждению. Наша фишка заключается в том, что это может произойти в течение 10-15 секунд с того момента когда вы изъявили желание. Как будто вы мгновенно оказываетесь на площади, где все кроме вас — преподаватели JavaScript.

Спасибо за внимание.
Увидимся через полгода, на нашей первой круглой дате!

PS: во время написания этой статьи я ощутил необходимость структурировать для себя другие сделанные нами ошибки, а также их глобальные предпосылки в отдельной статье, которая выйдет в скором времени. Если интересно — подписывайтесь, жмите колокольчик.
Ну и попробуйте наш бот!

2222
37 комментариев

Краудпёрнинг

20
Ответить

Вы пишите что на вас повлиял локдаун. Разве он вам не в помощь? Люди остались без работы, стали ее активней искать.

5
Ответить

Он повлиял скорее изнутри чем снаружи. Источники доходов сделали хрю и это сказалось на проекте.

Ответить

Снаружи, конечно, началась свистопляска, но и у нее есть своя специфика. Специалистов на рынке много, нанимателей — мало. Одна из наших гипотез в HR споткнулась о внезапное изменение ситуации на рынке труда.

Ответить

Сколько уже можно учиться — кажется, все ринулись в программирование!

4
Ответить

До локдауна мы сделали мэтчи
И кто такой этот пайвот?

3
Ответить

Спасибо за статью. Некоторые абзацы даже на русском.

3
Ответить