Как смотреть позиции сайта в Яндекс в 2024 году

Сервисы для сбора позиций перестали быть актуальными в Яндекс в 2023-2024 г. Cайт может расти, seo-компания скидывают красивые отчеты. Но трафика нет, вы вбиваете запрос, который на 7 месте в Яндекс, и не находите свой сайт. Мы подробно объясним – почему так происходит и как посмотреть реальные позиции.

Как смотреть позиции сайта в Яндекс в 2024 году

Что такое XML-выдача Яндекс

В Яндекс можно получить позиции сайта при обращении к XML-выдачи. Это некий аналог «живых» результатов поиска для сторонних сервисов. Чтобы не нагружать реальную выдачу запросами ботов, Яндекс создал выдачу для ботов. То есть бот может отправить по API запрос и получить результаты выдачи, «которые должны соответствовать реальной» в заданном регионе.

Пример такого запроса через сервис xmlstock.com для запроса «окна».

https://xmlstock.com/yandex/xml/?user=4086&key=a26c1729938803c7f517606e39399953&query=окна&groupby=attr%3Dd.mode%3Ddeep.groups-on-page%3D100.docs-in-group%3D1&lr=213
Как смотреть позиции сайта в Яндекс в 2024 году

Эти данные «распарсивают» сервисы и получают информацию о составе выдачи.

Почему меняется выдача в Яндекс

Выдача поисковика динамичная. Существуют факторы, которые изменяют позицию для конкретного пользователя.

Персонализация – результаты с учетом истории ваших запросов. Обычно, её исключают, используя режим инкогнито в любом браузере. Сервисы по сбору позиций не имеют персонализированных результатов. Если есть персонализация, то ссылки, которые вы посещали ранее, подсвечиваются другим цветом.

Как смотреть позиции сайта в Яндекс в 2024 году

Десктопная и мобильная выдача – результаты для разных типов устройств различные. С этим нет проблем, и XML-сервисы имеют настройки по сбору позиций для десктопов и смартфонов.

Рандомизированная выдача – Яндекс постоянно «перемешивает» сайты, поэтому для одних и тех же людей, находящихся в одном здании, результаты могут быть очень разные. Настолько разные, что когда-то ваш сайт будет на 5-10 месте, а когда-то на 45. Поэтому, когда XML-сервисы собирают выдачу в конкретный момент времени, результат может отличаться на 30-50 позиций и скакать каждую минуту.

Пример постоянных скачков позиций из сервиса topvisor.com
Пример постоянных скачков позиций из сервиса topvisor.com

Наличие рандомизированной выдачи – основная проблема, из-за которой сервисы по сбору позиций не могут отображать реальную картину. Самый простой вариант решения – снимать результаты 5-8 раз в день и считать среднюю позицию. Но это затратный по бюджету метод, который повысит точность, но не до конца.

Как оценить seo-результаты в Яндекс

В Яндекс Вебмастер есть 2 инструмента для сбора реальных позиций: «Статистика запросов» и «Мониторинг запросов».

Статистика запросов – на графиках отображаются данные за последний квартал:

  • Средняя позиция
  • Показы
  • Клики
  • CTR
  • Ср. позиция клика
Как смотреть позиции сайта в Яндекс в 2024 году

Именно там можно посмотреть реальную среднюю позицию по запросам в заданном регионе на конкретном типе устройств. У сервиса есть пара недостатков:

  • Запоздание данных идет на 3-9 дней

  • Показываются запросы, по которым были переходы (нч-запросы на 30-70 местах не покажет)

Это удобный инструмент, в котором «почти» реально можно оценить картину поискового продвижения.

Мониторинг запросов – также отображает идентичные данные, но в другом формате. Этот инструмент важен для аналитики тем, что он показывает отношение доли показов к доле спроса.

Тут кроется краеугольный камень. Смотрим внимательно на скриншот. Ваш сайт в среднем находится на 3 месте, но показывается в 55% случаев (1 сентября). А когда сайт находится на 5 месте, то доля показов к доле спроса – 85% (26 августа). То есть позиции упали, а доля показов выросла, пользователи стали видеть вас чаще.

Как смотреть позиции сайта в Яндекс в 2024 году

Это происходит по 2-ум причинам:

  • Сайт находится на 3-10 месте, пользователи не видят вас, так как сразу уходят в рекламу или в колдунщики. То есть трафарет поисковой выдачи (расположение/состав рекламных блоков, колдунщиков и результатов SERP) построен так, что 5 место – это 7-8 экран. Это реальные данные в Яндекс. Показа вашего сайта не происходит. Трафареты могут меняться в течении дня: становится больше/меньше рекламных блоков.
  • Вашего сайта нет в выдаче совсем или он находится далеко за 1-ой страницей (хотя в среднем вы на 4 месте)

Обратный пример – когда доля показов выше доли спроса. Это можно объяснить наличием расширенного сниппета у сайта по данному запросу. Именно так оценивается доля показов в Яндекс Директе, когда она превышает 100%. Бывает у сайтов на 1-2 местах.

Как смотреть позиции сайта в Яндекс в 2024 году

Мы привели сравнение позиции в сервисе topvizor.com с данными по Яндекс Вебмастер. Ниже на 2-ух скриншотах видно, что позиции в сервисе кардинально отличаются от данных Яндекс Вебмастера

Данные по topvizor.com
Данные по topvizor.com
Позиции этого же запроса в Мониторинге запросов
Позиции этого же запроса в Мониторинге запросов

Управление группами

Для удобства мониторинга конкретных запросов в ручном режиме можно использовать «управление группами». Заранее назвать группы и закинуть туда несколько ключевых вч/сч-фраз. В компании «СЕО-Импульс» обычно делим группы по страницам. Можно смотреть видимость конкретной группы и оценивать результаты по всему URL-адресу.

Как смотреть позиции сайта в Яндекс в 2024 году

Алгоритм сбора позиций в Яндекс

1. Для мониторинга позиций в Яндекс сторонние сервисы использовать нужно. Ничего другого нет для оценки позиций в зонах 50-100 мест.

2. Заранее необходимо подготовить группы по 3-30 ключей в каждой. Добавить данные в сервис «Управление группами» в Яндекс Вебмастер. Мы привязываем группы к URL-адресам, но это можно сделать как угодно.

3. При попадании запросов ближе к ТОП-10 использовать инструмент «Статистика запросов» в Яндекс Вебмастере. Оцениваем среднюю позицию и CTR. Не забывать, что CTR здесь оценивается только для тех случаев, когда вы показывались, а не для всего спроса.

4. Дополнительно оцениваем долю показов к доле спроса в инструменте «Мониторинг запросов». При уменьшении этого показателя при неизменных позициях необходимо смотреть реальную выдачу. Возможно, изменился трафарет или появились расширенные сниппеты конкурентов. Если этого нет, то Яндекс просто стал занижать вашу долю, перемешивая результаты с конкурентами. А это уже сигнал, что доверие к сайту падает.

77
33
5 комментариев

Тут возникает вопрос – "а зачем".
Яндекс выбирает сайты для показа в зависимости от аудитории. Обезличенная выдача неинтересна от слова совсем: там кроме ботов нету никого.
Намного интереснее понять, где находит сайт в выдаче ЦА - чтобы не было как с накрутчиками ПФ. Там чаще всего сайт в топах для ботообразной аудитории, а ЦА сайт не видит. И по итогам топы формально есть - а продажи падают. персонализация решает.

1
Ответить

есть товарные карточки - ты в топе по коммерческим запросам чаще, нет - на** с пляжа, вот и всё seo в следующем году уж точно.

Кто потупее и в шлеме, как мандалорец :_) нейросетей поисковика, которые помечают уже даже для таких отбитых сайты словом "товар" продолжает заполнять кейвордс и дескрипшен, писать тексты, ибо "таков путь".

Ответить

сколько цифр - голова кругом

Ответить

У бота? Не верю.

Ответить

почему сервис с api никто еще не сделал?

Ответить