Пиши, Сокращай 2025: Ваш текст прочитают до конца

Почему одна статья набирает 20 000 дочитываний, а другая — 200? Почему миллионные бюджеты на СММ не окупаются? Как доносить мысли так, чтобы вас слышали? Почему читатели упорно не хотят, чтобы их информировали?

Прочитал обновлённое издание «Пиши, Сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой.

Делюсь любимыми цитатами из книги. Почитайте и решите, покупать ли полную книгу.

Этот материал для всех, кто работает с текстом. Копирайтерам, дизайнерам и СММ-специалистам будет полезно в первую очередь.

Пиши, Сокращай 2025: Ваш текст прочитают до конца

Читаю длинные тексты, превращаю их в короткие заметки. 1 пост — 1 идея.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал

Лучшие цитаты

«Порядок начинается с ответа на вопросы «Для кого я пишу?», «Что этим людям нужно?» и «Чем я могу им помочь?». Заметьте, что это не вопрос «Что я хочу сказать?», скорее «Зачем люди будут читать?».

«Если грамотно определить полезное действие, текст уже станет намного более читаемым. Он может быть грязным, избыточным и плохо структурированным, но хотя бы в нем будет то, что человеку нужно.»

«Желательно без надобности не менять тему примера. В идеальной ситуации нужен один «кинофильм», с помощью которого мы доносим все свои тезисы.»

«Предложение говорит читателю: «Во мне заложена ровно одна единица смысла. Прочитай меня целиком, и в твою картину мира что-то добавится».»

Пиши, сокращай 2025: Максим Ильяхов, Людмила Сарычева

«Обычно отступления случаются в скобках или подчиненных предложениях — их можно заметить по словам «который», «кстати», «между прочим». Если к чему-то пришлось добавлять «кстати», скорее всего, это некстати.»

«Как проверить, нужно это отступление здесь или нет? Представьте, что вы посвящаете ему отдельный абзац. Если в этом абзаце будет важная информация — это не отступление, оставляйте отдельным абзацем. Если это просто дополнительный штрих и на абзац не тянет — режьте без сожаления.»

«Важная функция абзаца — это навигация. Читатели могут не читать текст подряд, а пробежать глазами по первым строчкам абзацев. Если в первой строчке они видят интересное, читают абзац целиком, если нет, идут дальше. «

«Полезное действие — это ответ на вопрос «Почему читатель сам захочет прочитать этот текст?» Это магнит, который притягивает внимание читателя. Можно представить, что полезное действие — витрина текста, наше обещание читателю.»

«Цель — это наше внутреннее понимание, что должно измениться в картине мира читателя. Можно представить, что цель — то, куда мы как авторы двигаемся в тексте, наш ориентир.»

«Задачи — это конкретные приемы, которые необходимо применить, чтобы мы с читателем достигли цели. Если цель — «куда идем?», то задачи — «как идем?»

«Чтобы у вас по­явилась опора, начните с ответа на вопрос «Для кого мы пишем?» Ответ «Для всех» не принимается: чем обширнее аудитория, тем тяжелее сделать хороший текст.»

«Главное — быть внимательным к читателю. Не «Я хочу сказать», а «Что им интересно?» Как только вы начнете об этом думать, ответ найдется.»

«К длинному тексту — договор с читателем. Если текст занимает несколько экранов, хорошо бы договориться с читателем на старте, о чем этот текст и зачем его читать. Это можно сделать несколькими словами, например «Вот как устроено то-то с разных сторон».

«Также в договоре полезно предупредить читателя об объеме, например: «Это длинный разговор», «Сейчас подробно расскажем» или «Здесь мы кратко изложим».

«Истории — это один из способов «откалиброваться», глядя на окружающих. Как живут другие? Как жить правильно? Истории — один из способов узнавать это.»

«То, что читатель не читает текст целиком, — еще одна причина постараться сделать введение захватывающим: на него еще хватает внимания.»

«Заключение — то место, где можно позволить себе расшатать устои, добавить изюминку, развлечься.»

«Тональность есть всегда, чаще всего над ней не задумываются специально, она появляется спонтанно, потому что у автора есть свои взгляды на мир, внутренние установки, кругозор.»

«Большая беда статьи — когда она адресована всем: и новичкам, и опытным.»

Пиши, сокращай 2025: Максим Ильяхов, Людмила Сарычева

«Особенно ошибке усложнения подвержены эксперты, когда они пишут статьи для начинающих. У таких авторов в голове вдруг возникают коллеги, которые будто бы станут читать эту статью и оценивать степень точности информации. Хочется не сплоховать перед коллегами, а текст превращается в назидательную лекцию, перегруженную подробностями.»

«Чтобы сделать страницу полезной, мы должны понимать, что читателю нужно, на кого он хочет быть похож, какой видит свою жизнь.»

«Можно представить, что страница состоит из четырех принципиальных блоков: знакомство, презентация, подробности и сделка.»

«Покупателю приятно увидеть, что продукт предназначен специально для него, отражает его сегодняшнюю жизнь или устремления. Похоже, что люди покупают не продукт, а мечту о своей хорошей будущей жизни с ним.»

«Если взять черную краску, написать на забо­ре «тэрмаc» и дальше телефон — однажды кто-то позвонит. Людям в принципе нужны товары и услуги. Мы покупаем термос не потому, что увидели рекламу, а потому, что любим напитки.»

«Посмотрите на текст чуть шире, чем просто на черные буквы на белом листе. Текст — это сценарий видеоролика; текст — это заметка в соцсетях; текст — это сюжет игры. Смешной мем — это тоже текст, даже если в нем нет ни слова. Фотография или рисунок — это тоже текст, потому что в любом изображении есть мысль и посыл. Технологии помогают нам доносить эти мысли во всё более сложных формах, но посыл и идея по-прежнему остаются. И читателю они неизменно интересны, в какой бы форме мы их ни доносили.»

Полная версия книги:

77
11
11 комментариев

Очень много текста, не осилил. ;( И кавычек.
"«Порядок начинается с ответа на вопросы «Для кого я пишу?», «Что этим людям нужно?» и «Чем я могу им помочь?». Заметьте, что это не вопрос «Что я хочу сказать?», скорее «Зачем люди будут читать?»"
Короче:
Перед написанием текста надо определить для кого пишу, что надо читателю и чем могу помочь.
Вопрос:
в чём разница между "что надо" и "чем помочь"?
Это называется интент. И интент соответствует обоим вещам. Т.е. вопросов остаётся два: для какого уровня пишется статья и какой интент расрывается. Ещё про цель было бы неплохо добавить, т.к. "что я хочу сказать" - это как бы цель, но не цель из контекста.
Пиши, сокращай.

1
Ответить

Не "интент", а "намерение"!

Берегите корни русского языка!

2
Ответить

Как вы считаете — нужно ли ставить авторский текст в кавычки или можно оставить одни в начале и одни в конце набора цитат?

Ответить

Даже тут, в саммари, — повторы на повторе. Но в целом да, ужато без потери смысла до оптимальных объемов для такого рода контента. Читать всю книгу, где одно да потому и куча ненужных примеров — будут только мазохисты. Но осторожнее. Некоторые петухи судятся из-за того, что из их "полуфабрикатов в виде книг" — делают готовые нормальные продукты в виде саммари ))

1
Ответить

Не «саммари», а краткое содержание/изложение, сводка, обобщение.

Не «контент», а содержимое.

Не «продукт», а произведение

Ответить

«Порядок начинается с ответа на вопросы «Для кого я пишу?», «Что этим людям нужно?» и «Чем я могу им помочь?»- определение своей целевой аудитории это база конечно

1
Ответить

Нахрена ставить эту всратую обложку из 2010-х?

1
Ответить