Как работать с сотрудниками, когда они испытывают эмоциональное выгорание?

Что делать, если успешный сотрудник, отличный специалист вдруг начинает меньше и хуже работать? Если «душа компании» замыкается в себе или провоцирует конфликты? Если вы получаете заявление об уходе от человека, на которого возлагали большие надежды? А на вопрос: «Что случилось?» — вы получаете ответ: «Я устал(а)»? Как быть в этих ситуациях рассказала Ирина Михеева, заместитель генеральногодиректора NMi Group, а также сертифицированный бизнес-коуч, с международной квалификацией Master Coach ICI.

<i>«Я устал(а)» – это максимально обобщенное описание эмоционального выгорания. Это не попытка вызвать жалость, не кокетство, не манипуляция, а психологический синдром</i>
«Я устал(а)» – это максимально обобщенное описание эмоционального выгорания. Это не попытка вызвать жалость, не кокетство, не манипуляция, а психологический синдром

Как проявляется и к чему приводит эмоциональное выгорание?

Эмоциональное выгорание накапливается со временем, и если оно кажется внезапным, просто раньше на его симптомы не обращалось должного внимания.

В первую очередь, это проявляется в эмоциональной усталости, истощенности, которая становится хронической. Сотрудник приходит на работу без настроения, выполняет задачи без прежнего энтузиазма, машинально, не генерирует новые идеи, с чем-то не справляется. Это приводит не только к ухудшению физического самочувствия сотрудника, но и к снижению продуктивности какой-то отрасли, к ухудшению отношений с клиентами и, возможно, к подрыву репутации компании.

Далее – это ухудшение его взаимоотношений с коллективом. Он становится раздражительным или замкнутым, не участвует жизни коллектива: не решает общие проблемы, не разделяет общие радости. Все это рано или поздно приводит к межличностным конфликтам, и снижению эффективности работы, так как люди перестают договариваться друг с другом, совместно решать поставленные задачи, делиться опытом, помогать. Раздражение или апатию по отношению к окружающим людям он переносит и на семью, что также не способствует развитию здоровых отношений.

Ну и наконец, у сотрудника повышается уровень самокритики, в нем формируется чувство вины, потому что он понимает, что не работает как раньше, не оправдывает ожиданий руководства, коллектива и своих собственных.

Еще одной причиной эмоционального выгорания может быть личная трагедия человека, напряжение в семейных отношениях. Все это часто приводит к желанию сотрудника сменить работу, а часто – и сферу деятельности, просто отдохнуть, «перезагрузиться».

<i>Понимание сотрудником целей своей работы может не совпадать с поставленными перед ним задачами. Особенно это чувство обостряется, когда руководство «заворачивает» его идеи, когда клиенту не нравится то, что он сделал</i>
Понимание сотрудником целей своей работы может не совпадать с поставленными перед ним задачами. Особенно это чувство обостряется, когда руководство «заворачивает» его идеи, когда клиенту не нравится то, что он сделал

Почему появляется эмоциональное выгорание и что делать руководителю?

Ключевым словом в ответе на этот вопрос будет «несоответствие». И принятые меры во многом должны обусловливаться понимаем, что же именно чему не соответствует в понимании или сознании сотрудника. Руководитель должен постараться смягчить этот внутренний конфликт, помочь достичь гармонии.

«Даю» VS «Беру». Человек тратит много сил на работу, и интеллектуальных, и эмоциональных, и физических, но при этом не получает желаемой отдачи. Рано или поздно он ставит вопрос: «А зачем я все это делаю?» Это во многом происходит из-за нечетко поставленных целей, из-за отсутствия внимания, признания со стороны руководства – того, что называется «позитивный фидбек». В таком случае руководитель должен больше внимания уделять сотруднику, признавать значимость его работы в деятельности компании, повышать мотивацию, давая ему понять, насколько он ценен. Это может быть просто разговор, это может быть поручение ему нового важного проекта, повышение (при адекватной оценке его возможностей), положительная оценка его деятельности в присутствии коллектива и т.д.

«Надо» VS «Хочу». Понимание сотрудником целей своей работы может не совпадать с поставленными перед ним задачами. Особенно это чувство обостряется, когда руководство «заворачивает» его идеи, когда клиенту не нравится то, что он сделал. В таком случае может помочь просьба представить свое видение решения проблемы, свои предложения по какому-то вопросу, можно поручить ему разработать план по развитию какого-то направления. Важно реализовать его «хочу» таким образом, чтобы это способствовало развитию компании.

«Новые стремления» VS «Старые обстоятельства». Это встречается, когда человек долго занимается чем-то рутинным, когда он приобрел опыт, но ему негде его применить. Нужно вовремя разглядеть в сотруднике это «профессиональное взросление» и вовремя дать ему реализовать себя: повысить по службе, дать новые задачи.

«Чувствую» VS «Показываю». Не всегда сотрудник может быть естественным на работе и показывать негативные эмоции. А они могут быть вызваны не просто плохим настроением, но и проблемами в семье, личными трагедиями, кризисами. С клиентами, с руководством и с коллективом часто приходится «носить маску». Когда часто эмоции запираются внутри, это может привести и к появлению проблем со здоровьем, и к ухудшению работоспособности, и к ухудшению психологического климата в коллективе. В сфере рекламы частой причиной может быть творческий кризис. В этом случае хорошим решением будет дать сотруднику время на перезагрузку, на решение своих личных проблем. Это может быть отпуск, перевод его на деятельность, требующую подключения новых ресурсов.

<i>Желательно не просто помогать справиться с выгоранием, но и предотвращать его. Для этого нужно грамотно организовывать рабочее время и пространство сотрудников, давать им возможность делать передышки, общаться друг с другом</i>
Желательно не просто помогать справиться с выгоранием, но и предотвращать его. Для этого нужно грамотно организовывать рабочее время и пространство сотрудников, давать им возможность делать передышки, общаться друг с другом

Легче предотвратить, чем «лечить»

Ну и, конечно, желательно не просто помогать справиться с выгоранием, но и предотвращать его. Для этого нужно грамотно организовывать рабочее время и пространство сотрудников, давать им возможность делать передышки, общаться друг с другом; приглашать бизнес-коучей в и психологов для работы с коллективом в целом, уделять должное внимание каждому и создавать условия, при которых они будут понимать, что и зачем они делают (давать четкие задачи, ставить реальные сроки), и будут уверены, что их труд будет замечен и по достоинству оценен (выстроить систему поощрений и «наказаний», давать возможность обсудить важные вопросы с руководством, проводить планерки и т.д.).

В таких профилактических мерах важно не забывать о себе, ведь эмоциональному выгоранию подвергаются и руководители. А этого допустить нельзя, иначе сложно будет создать здоровый микроклимат в компании.

33
1 комментарий

Нужно ещё пару картинок, где человек плачет, закрыв лицо руками.

1
Ответить