Главный редактор компании PRslon Екатерина Яковлева: основная ценность – наши сотрудники
В 2024 году количество авторов в соцмедиа в России выросло до 69 млн человек, что стало рекордным показателем за все время наблюдений. Но далеко не каждого из этих авторов можно назвать настоящим журналистом, и уж тем более не все способны возглавить полноценную редакцию.
О пути в пиар, «внутренней кухне» команды журналистов и адаптации новичков поговорили с главным редактором компании PRslon Екатериной Яковлевой.
- Екатерина, с чего начался твой путь в сферу пиара?
- До прихода в компанию PRslon я руководила небольшим отделом маркетинга в онлайн-школе. Поскольку обороты были небольшими, многое приходилось осваивать самой на практике и делать своими руками – от написания текстов до верстки сайтов и настройки рекламных кампаний. Благодаря этой работе я получила опыт в самых разных областях интернет-рекламы и маркетинга, который впоследствии помог мне быстро вникнуть в сферу PR-продвижения.
В 2022 году в связи со сложными экономическим и политическими событиями в стране онлайн-школа начала терпеть убытки и приостановила деятельность, и мне пришлось искать новую работу.
Тексты я на тот момент уже почти не писала, в основном организовывала бизнес-процессы и, честно говоря, устала от этих задач. Хотелось вернуться к той специализации, которой я обучалась в университете и которая мне больше всего нравилась – журналистика, а именно – написание материалов в СМИ. И я стала искать работу в этой сфере.
После коротких продающих постов для онлайн-школы мне хотелось создавать серьезные экспертные материалы, поэтому я искала вакансии с прицелом именно на такие задачи. Предложения на рынке труда были, я на них откликалась, но практически везде получала отказ.
Поскольку отказы происходили почти сразу после отправки отклика, то я сделала вывод, что, возможно, многих работодателей отпугивает мое резюме (15-летний опыт) или возраст (у многих вакансий стояло ограничение до 35 лет).
Тогда я расширила базу потенциальных вакансий, включив в нее не только журналистов, но и копирайтеров, и администраторов различных блогов, и даже литературных негров в издательствах. И вдруг среди этого потока «нет, вы нам не подходите» я получила «да, приглашаем на собеседование» от компании UP business по вакансии SEO-копирайтера. Тема, на которую предлагалось писать, показалась мне интересной – подбор персонала.
Меня впервые пригласили на групповое онлайн-собеседование. После этого я поняла, насколько может быть удобным такой формат, если он организован по-настоящему профессионально. Потом оказалось, что в компании вообще очень грамотный подход ко многим бизнес-процессам – как выстроена удаленка, как происходит взаимодействие сотрудников, как ведется работа с клиентами и исполнителями.
Собеседование я прошла и готова была приступать к задачам, но работа пошла не сразу – в SEO-отделе происходили разные пертурбации, так что начать я смогла только через несколько недель. За это время мне могло бы подвернуться какое-то другое предложение или обстоятельства бы изменились, но все произошло в рамках «закономерных случайностей» – работа в UP business стала моим основным проектом.
Команда мне понравилась с самых первых дней – здесь действительно знают свое дело, соблюдают договоренности, просто и по-человечески общаются. Сложностей с адаптацией у меня не возникло.
Я начала работать SEO-копирайтером, потом оказалось, что компания развивает не только SEO, но и PR-направление, и туда тоже требуются тексты. Так что я проявила инициативу, и мой круг задач пополнился еще и клиентским статьями. И это оказалось именно то, чего я искала – написание серьезных интересных и полезных экспертных материалов для разных отраслей бизнеса.
- Сложно было начинать работу в новом для себя направлении?
- Можно назвать удачей, что я попала в компанию на старте развития PR-направления, ведь там было «непаханое поле» самых разных задач – бери и делай.
Сначала я писала тексты как журналист, затем начала проводить интервью с клиентами, потом взяла на полноценное ведение несколько компаний, а через пару месяцев стало понятно, что силами одного и даже двух журналистов весь объем задач не закрыть.
Благодаря активной работе отдела продаж и PR-специалиста стали массово подключаться новые клиенты и возникла потребность расширять штат. Так появилась редакция PRslon – и к моим журналистским задачам добавились не менее интересные организационные: подбирать, собеседовать, тестировать, обучать журналистов работе с клиентами.
За год мы выросли примерно в два раза – с трех текстовиков и пиар-менеджера до восьми журналистов. А еще за полгода нас стало порядка 20 человек – с полноценным штатом журналистов и несколькими сотрудниками PR-отдела.
В этом, конечно же, не только моя заслуга. В UP business уже работал опытный и талантливый PR-менеджер Борис Ломовский, который фактически развивал этот проект с нуля, а многие процессы были протестированы и выстроены на основе работы первого направления – по подбору персонала.
Что-то мы развивали совместными усилиями, перенимая опыт основателя и руководителя группы компаний UP business Алексея Галицкого, который всегда щедро делится знаниями.
- Чего уже удалось достичь за время работе в компании?
- Можно сказать, что за три года работы полноценно сформировалась компания PRslon – PR-агентство полного цикла с подготовкой контента «под ключ». Мы интервьюируем экспертов, собираем фактуру, пишем статьи и договариваемся со СМИ о публикации.
Сформирован PR-отдел, специалисты которого выполняют разные задачи. Сейчас редакция включает 14 журналистов и двух редакторов. Также работает контент-отдел с дополнительным штатом копирайтеров, редактором и специалистами по публикациям в СМИ-блогах.
На сегодняшний день с компанией PRslon сотрудничает свыше 60 клиентов из разных отраслей бизнеса, со своими целями и запросами.
- Как вы смогли достичь такого высокого результата?
- Мы двигались планомерно, отрабатывая опыт пиар-продвижения сначала на себе, потом на своих друзьях и партнерах, и постепенно, повышая качество работы и улучшая результаты, наращивали объемы.
Компания стремилась максимально четко отрегулировать основные бизнес-процессы: от взаимодействия с клиентом до расширения редакционного штата. И продолжает уделять этому внимание.
Мы строим систему обучения новых сотрудников так, чтобы они как можно быстрее входили в работу и чтобы им было интересно расти и развиваться вместе с нами. У нас есть собственная пополняемая нами база знаний, на ее основе мы проводим внутреннее обучение, планируем развивать систему наставничества, обмена опытом.
Мы наладили взаимодействие внутри компании так, чтобы это было удобно и для текущей работы, и для достижения целей наших клиентов.
Компания тщательно отбирает специалистов в редакционный, копирайтерский и пиар-отдел – мы проводим тестирование на реальных задачах и всегда рады поддержать тех, кто хорошо делает свое дело. Ведь качество нашей работы определяет и общий, и индивидуальный финансовый результат.
Сегодня мы продолжаем расти, развивать новые направления, расширять спектр услуг, чтобы это было интересно и нашим заказчикам, и нам самим. Готовим материалы не только для СМИ и блогов, но и для соцсетей, телеграм-каналов. Прокачиваем профессиональные навыки в PR-продвижении личных и HR-брендов клиентов, обучаемся и обучаем, а главное – делаем классный контент, который интересно читать.
- Как вы помогаете адаптироваться к работе новичкам, которые пополняют ряды редакции PRslon?
- Переход от стажировки к полноценной работе занимает примерно месяц. В это время нового сотрудника сопровождает более опытный наставник или редактор. Куратор помогает новичку разобраться во внутренних процессах и отладить взаимодействие с клиентами так, чтобы начать работать самостоятельно.
Но даже когда работа уже идет по накатанной, новичков без поддержки мы не оставляем – коллеги всегда могут обращаться друг к другу или к старшим по должности с любыми вопросами.
Чтобы быть в курсе дел во всех проектах, я как редактор провожу скрамы – ежедневные короткие планерки с журналистами. Оказывается, для того чтобы понимать, как движется рабочий процесс, где необходима большая включенность и поддержка, совсем не обязательно проводить отнимающие много времени совещания – это тоже одно из моих открытий в PRslon. Здесь умеют грамотно организовать контрольные точки, чтобы всем было удобно.
По необходимости мы устраиваем совместные мозговые штурмы, стратегические сессии. Еженедельно организуем 30-минутный обучающий вебинар на актуальную тему или с разбором важных рабочих моментов, а также собираемся в конце недели для обмена самыми важными новостями, как внутренними, так и клиентскими.
В рабочее время все сотрудники редакции поддерживают связь и при необходимости могут подключиться к решению того или иного вопроса. Но не могу сказать, что мы отвлекаем друг друга по пустякам. Большинство ситуаций решается в удобное время по предварительной договоренности.
И конечно, мы стараемся поощрять заинтересованных сотрудников. Для журналистов у нас разработана бонусная система, есть конкретные плановые показатели – вполне реалистичные и достижимые.
Недавно мы внедрили систему грейдов, чтобы еще усилить обмен опытом между сотрудниками и наладить взаимное обучение. Есть ощущение, что это поможет нам выйти на уровень саморазвивающейся компании, способной одновременно и к росту, и к равновесию, стабильности без потрясений и кризисов. Мне кажется, работа в такой компании может быть интересной и по функционалу, и по финансам.
И главное, грамотно организованный рабочий процесс сможет привлекать к нам по-настоящему талантливых специалистов – в таких творческих профессиях, как журналистика, это тоже важный момент.
На примере наших сотрудников я неоднократно убеждалась, что уровень мастерства можно поднять в любых задачах – и в творческих, и в рутинных. Главное – совпадение желания, действий и тех возможностей профессионального развития, которые мы можем им дать.
А у нас таких возможностей на данный момент предостаточно – это и собственный опыт, и профессионализм, и формируемая база знаний, и подключение отраслевых экспертов при необходимости. И я вижу, что все это работает.
Мне нравится наблюдать за профессиональным ростом моих коллег и мне важно, чтобы они были довольны и чтобы лучшим сотрудникам было интересно у нас работать. Ведь как бы банально это ни звучало, наша основная ценность – наши сотрудники, потому что бизнес делают люди.
Про возраст - в точку. У нас в РФ любят 25-летних с 3 взрослыми детьми, 2 ВО, 20 опытом работы и готовностью работать первые 2 года на минимальной зп и инициативе
что мешает поменять вам РФ на другую страну, если у вас там такие дикие условия для грамотных людей?
Обожаю читать чей-то путь! Возможно это обусловлено тем, что не могу ничем существенным похвастаться - 15 лет на должности экономиста в небольшой компании куда пришла после 11 класса на 1 курсе универа просто на подработку. Так гордилась собой, только студентка а уже на 1/2 ставки работаю по профилю будущего образования. А дальше болото.
красивая девушка а главное умная и знает куда идет. Вот только интересно почему пиар а скажем не промышленность? В наше время в пиарщики шли те кого не взяли на архитектурное и юрфак
У вас неправильные представления о пиаре ))
Я тоже пробовалась копиартером. Писала ночами за 40 руб/1000 знаков. Потом бросила это дело. Не знала что тут есть карерная лестница и перспектива