Неспортивное поведение: как фитнес-клубы обманывают клиентов

Самовольно обнуляют абонементы, предлагают заключить договор на невыгодных условиях и не возвращают деньги.

Неспортивное поведение: как фитнес-клубы обманывают клиентов

За полгода сервис Т-Банка по оспариванию покупок и других операций (ранее - Тинькофф Возврат) помог отстоять потребительские права более тысячи клиентов, которых обманули в фитнес-клубах, и вернул деньги за неоказанные услуги. Общая сумма компенсации с помощью сервиса — почти 7 млн ₽. Рассказываем, почему владельцы клубов неохотно возвращают оплату за аннулированные абонементы и как технологии, усиленные искусственным интеллектом, помогают клиентам добиться справедливости.

Закрывают зал и отказывают в компенсации

Это довольно частая практика в индустрии спортивных услуг — у фитнес-клуба появляются проблемы, меняются владельцы, арендодатели и в итоге клуб закрывается, оставляя своих клиентов без компенсаций.

В июле в Москве закрылся фитнес-центр “Кимберли”, по данным из открытых источников, задолженность перед клиентами составила свыше 180 млн рублей, а количество пострадавших — более 3 000 человек.

Неспортивное поведение: как фитнес-клубы обманывают клиентов
Владельцы абонементов в один из дней увидели вот такую записку на дверях закрытого фитнес-клуба, сообщает <a href="https://life.ru/p/1672096" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Life.ru</a>
Владельцы абонементов в один из дней увидели вот такую записку на дверях закрытого фитнес-клуба, сообщает Life.ru

Стоимость абонементов достигала 80 000 рублей, администрация клуба на сайте обещала изыскать возможности для выплаты задолженностей.

Сайт <a href="https://www.kimberly.ru/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Kimberly.ru</a>
Сайт Kimberly.ru

Клиенты не могли получить ответа от администрации. Кто-то писал заявления в полицию, кто-то в Роспотребнадзор, некоторые готовили иски в суд, образовывались инициативные группы и чаты в мессенджерах для подготовки коллективных претензий и исков.

Сервис оспаривания усилен технологиями искусственного интеллекта, что позволяет вовремя выявлять аномалии в транзакционном поведении клиентов. Система подсветила, что сразу несколько клиентов подали претензии на возврат средств. Тогда представители Т-Банка связались с остальными 150 клиентами, у которых также были покупки в этом клубе, и предложили им помощь. На текущий момент клиенты Т-Банка уже получили возврат в общей сумме почти 3 млн рублей, и работа ещё ведется.

Отзыв клиента на <a href="https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/11641480/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Banki.ru</a>
Отзыв клиента на Banki.ru
Отзыв клиентки на <a href="https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/11662810/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Banki.ru</a>
Отзыв клиентки на Banki.ru
Отзыв клиента на <a href="https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/11641480/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Banki.ru</a>
Отзыв клиента на Banki.ru

Похожая ситуация произошла и в Казани: после новогодних праздников в городе закрылся фитнес-центр премиум-класса Iron Bull. Из зала вывезли оборудование, персонал исчез, руководство не выходило на связь. В соцсетях — лишь короткое объявление, что клуб «временно не функционирует, все новости о возобновлении работы будут в Телеграм-канале».

Клиенты долго не могли вернуть свои деньги, а после получения сообщения о возможности возврата через сервис Т-Банка, подали претензии. В итоге через сервис 280 человек смогли вернуть 2,8 млн рублей.

Клиенты Iron Bull обсуждают во внутреннем чате, кому удалось вернуть деньги за абонемент 
Клиенты Iron Bull обсуждают во внутреннем чате, кому удалось вернуть деньги за абонемент 

Заключают невыгодный для клиентов договор

В феврале 2024 года популярный фитнес-клуб SKALA в Ижевске закрылся — владелец помещения, как писали местные СМИ, не продлил договор аренды. Тогда посетители потребовали вернуть деньги за неоконченные абонементы. Но руководители заведения отказали в компенсации, ссылаясь на договор.

В договоре с клубом был пункт об условной стоимости каждого дня с момента покупки абонемента, которая была сильно выше, чем реальная стоимость дня посещения клуба, исходя из цены и срока абонемента. Пункт вступал в действие при расторжении договора одной из сторон. Таким образом, если на момент закрытия фитнес-клуба клиент “отходил” уже всю сумму, положенную по договору, то на возврат он рассчитывать не мог, даже если фактически абонемент был рассчитан на год, а клиент посещал зал лишь несколько месяцев.

SKALA после <a href="https://vk.com/spskala18?z=photo-192761756_457246439%2Fwall-192761756_12702" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">закрытия</a>
SKALA после закрытия

Обманутые клиенты обратились в Роспотребнадзор — 12 человек в итоге получили компенсацию. Т-Банк Возврат помог вернуть деньги еще 123 спортсменам — всего 526 тысяч рублей.

Владельцы фитнес-клуба нарушили закон о защите прав потребителя. По закону у клиента есть очень ценное право — отказаться от услуг в любое время без объяснения причин. При этом все пункты договора, которые ухудшают его положение, недействительны. Единственное, что фитнес-клуб мог сделать после закрытия, — удержать деньги за фактически оказанные услуги. Но владельцы SKALA решили использовать свою “математику”, чтобы вовсе не возвращать деньги клиентам. Не вышло.

Отзыв клиента на<a href="https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/11545790/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> Banki.ru</a>
Отзыв клиента на Banki.ru

Как работает Т-Банк Возврат

Т-Банк Возврат — бесплатный сервис по оспариванию операций и юридической помощи. Он поможет, если клиенты банка купили бракованный товар, по ошибке перевели деньги не тому человеку, банкомат не зачислил наличные на счет, обманули мошенники или продавец не оказал услугу. Клиенту не нужно разбираться, как вернуть деньги, — сотрудники банка примут претензию и решат вопрос за него

В особо сложных ситуациях сервис окажет юридическую поддержку и поможет добиться справедливости в рамках закона. Например, составить досудебную претензию или подскажет, как отстоять свои права в суде, если продавец отказывается признать вину.

«У сервиса есть технология предиктивной аналитики, которая позволяет нам помочь клиенту еще до его обращения. Она анализирует рисковые правила по тысяче паттернов и передает данные сотруднику. Например о том, что обанкротилась компания, банкомат зажевал деньги или сразу несколько клиентов оспаривают транзакции у одного и того же юрлица, что может указывать на недобросовестность компании и даже мошенничество. Сотрудник анализирует полученную информацию и ищет закономерности. Например, если кто-то из клиентов Т-Банка попытался оспорить оплату билета за отмененный рейс, скорее всего другим пассажирам тоже понадобится консультация. А если фитнес-клуб закрылся и не вернул деньги на карты клиентов, значит им нужна помощь. В истории с казанским фитнес-центром Iron Bull произошло именно так».

Алексей Дианов, руководитель управления претензий и возвратов Т-Банка
2424
22
11
42 комментария

Кстати. Была ситуация с непонятной подпиской в онлайн-школе. Саппорт школы какими-то отписками и завтраками кормил. В итоге деньги банк тоже вернул

4
Ответить

Вот так покупаешь абонемент, заключаешь договор. Кажется, что подстраховался и не обманут. А не тут-то было

2
Ответить

А если договор почитаете, то будете удивлены, что там пишут эти фантазеры, лишь бы не возвращать деньги. Например в одном клубе было написано, что первые 5 занятий стоят 100% от суммы договора, а остальные идут в подарок.
На дураков и лентяев рассчитано, но их оказывается 90%. Отредактировать досудебную претензию, скачанную с интернета, под себя и отправить заказным письмом - это титанический труд

Ответить

Кстати, по поводу первого примера. 100% фитнес клубов во всем мире работают по схеме "ленивые платят за активных". Реальная стоимость 1 посещения клуба составляет, например, 500 руб, с учетом аренды, коммуналки, тренеров, налогов, амортизации оборудования, прибыли 25% и пр. Точка безубыточности - 400р. В расценках клуба черным по белому написано: "Разовая тренировка: 500руб", без обмана.

Человек, который идет в фитнес клуб, обычно планирует ходить 3 раза в неделю, 160 посещений за год. Соответственно, годовой абонемент должен стоить 80,000. Но продают ему его за 20,000, т.е. по 125р за тренировку - с теоретическим убытком для клуба 275р с каждом тренировки. С каких щей? А с тех, что 40% отходит в среднем 10 тренировок, еще 40% - в среднем 50 тренировок, и 20% - в среднем 100 тренировок. Т.е. средняя "выхаживаемость" абонемента составит 44 тренировки, а не 160.

Экономика сходится, все счастливы. При этом в договоре прописано, что если договор будет прекращен раньше, то расчет использованной части будет идти по цене разового занятия, т.е. по 500р. Человек имел возможность разово платить по 500р за тренировку, если был не уверен, что выходит весь абоменент. Он понимал, что скидка 75% - это за безотзывный абонемент. Но он же хитрая жопа - полгода походил плотненько, т.е. уже является убыточным, а теперь верните ему еще половину уплаченного. Все 10% таких умников среди клиентов и любой клуб банкротится. Все свободны, катайтесь на другой конец города, пока и там клуб так же не закроют.

2
Ответить

Поэтому ходить нужно не в "100% фитнес-клубов", а в банальный тренировочный зал, бизнес-модель которого не строится на изначальном обмане и эксплуатации человеческой лени.

Ответить

Давно я так не смеялся!! При всем уважении, вы очень плохо представляете себе реальную работу фитнес-клуба. После "500 рублей за посещение" и "точки безубыточности" читал уже через строчку. Спасибо, повеселили, поделюсь с коллегами.

Ответить

Чарджбэк получается работает, это збс)

2
Ответить