Можно ли использовать чужой логотип в своем приложении

Можно ли использовать чужой логотип в своем приложении

Всем привет.

Хочется написать приложение, но у меня возникают некоторые юридической вопросы.

В качестве примерной аналогии: можно ли делать навигатор по Ленинской библиотеке или карту метрополитена Москвы, и при этом в качестве логотипа для своего мобильного приложения использовать логотип Ленинской библиотеки и Московского метрополитена соответственно?

Насколько легально использовать логотипы в чистом виде или с использованием стилизации: обрамления, изменения цвета, перерисовки и так далее?

Каковы могут быть юридические и экономические последствия? Не засудят ли индивидуального разработчика за это на миллион рублей?


Отвечает Владимир Беляев, координатор «Центра управления законом»

Привет, Юзернейм.

Я вижу в вашем вопросе несколько тонких мест, и одно из них — «примерная аналогия». Опыт научил меня, что больше всего проблем возникают из-за:

  • Подписанных договоров, которые никто не удосужился прочитать.
  • Гениальных идей, о которых никто раньше не догадался за всю историю человечества.
  • Примерных аналогий, из-за которых люди путают опционы с опционными договорами.

Дьявол кроется в деталях: если вы действительно делаете навигатор, в первую очередь решите проблемы с ответственностью (например, что будет, если пользователь заблудится в трёх стенах), геолокацией (не забудьте о разрешении пользователя), а ещё персональными данными, чистотой прав на исходные коды и элементы дизайна — и только тогда переходите к товарным знакам.

Что касается товарных знаков, то единственный способ хоть как-то застраховаться от юридических и экономических последствий их незаконного использования, в том числе в виде иска на миллион рублей — это заручиться согласием правообладателя. Всё остальное, к сожалению, полумеры.

Несмотря на то, что, на мой взгляд, ваши действия укладываются в статью 1487 ГК РФ (не без некоторой натяжки), не факт, что юрист правообладателя со мной будет согласен.

4 комментария

Мой опыт использования зарегистрированного товарного знака.
Было разработано мобильное приложение для покупки и бронирования билетов для одной известной компании. Написал письмо по всем официальным email адресам. Уведомил, что мол так и так, вот для вас неофициальное приложение, люблю вашу компанию, хочу чтобы вы росли и развивались. Никто не ответил, а через 2 месяца моё приложение заметила эта компания и попросила убрать их логотип и упоминание, а то подадут в суд. Убрал, сказали спасибо, извинились за то что на мои письма не ответили.

То есть, как бы использовать можно, если не несёт ничего негативного, но будьте готовы убрать.

В 12 году работали над проектом мобильного приложения для Чемпионата Европы (ЧЕ) по футболу. В качестве логотипа использовали кубок ЧЕ в своем стилистическом оформлении. Через неделю пришло предупреждение, что это является товарным знаком некого лица. Предложили убрать в течении 2-х суток, а если не уберем - иск в суд/жалоба в гугл.

В качестве примера - Facebook подробно описывает, что можно и чего нельзя делать с их брендом и логотипами. См. "Using Facebook Brand Assets" и "Brand Guidelines for Facebook Developers".