Всем привет.
Хочется написать приложение, но у меня возникают некоторые юридической вопросы.
В качестве примерной аналогии: можно ли делать навигатор по Ленинской библиотеке или карту метрополитена Москвы, и при этом в качестве логотипа для своего мобильного приложения использовать логотип Ленинской библиотеки и Московского метрополитена соответственно?
Насколько легально использовать логотипы в чистом виде или с использованием стилизации: обрамления, изменения цвета, перерисовки и так далее?
Каковы могут быть юридические и экономические последствия? Не засудят ли индивидуального разработчика за это на миллион рублей?
Привет, Юзернейм.
Я вижу в вашем вопросе несколько тонких мест, и одно из них — «примерная аналогия». Опыт научил меня, что больше всего проблем возникают из-за:
- Подписанных договоров, которые никто не удосужился прочитать.
- Гениальных идей, о которых никто раньше не догадался за всю историю человечества.
- Примерных аналогий, из-за которых люди путают опционы с опционными договорами.
Дьявол кроется в деталях: если вы действительно делаете навигатор, в первую очередь решите проблемы с ответственностью (например, что будет, если пользователь заблудится в трёх стенах), геолокацией (не забудьте о разрешении пользователя), а ещё персональными данными, чистотой прав на исходные коды и элементы дизайна — и только тогда переходите к товарным знакам.
Что касается товарных знаков, то единственный способ хоть как-то застраховаться от юридических и экономических последствий их незаконного использования, в том числе в виде иска на миллион рублей — это заручиться согласием правообладателя. Всё остальное, к сожалению, полумеры.
Несмотря на то, что, на мой взгляд, ваши действия укладываются в статью 1487 ГК РФ (не без некоторой натяжки), не факт, что юрист правообладателя со мной будет согласен.
Нельзя
Мой опыт использования зарегистрированного товарного знака.
Было разработано мобильное приложение для покупки и бронирования билетов для одной известной компании. Написал письмо по всем официальным email адресам. Уведомил, что мол так и так, вот для вас неофициальное приложение, люблю вашу компанию, хочу чтобы вы росли и развивались. Никто не ответил, а через 2 месяца моё приложение заметила эта компания и попросила убрать их логотип и упоминание, а то подадут в суд. Убрал, сказали спасибо, извинились за то что на мои письма не ответили.
То есть, как бы использовать можно, если не несёт ничего негативного, но будьте готовы убрать.
В 12 году работали над проектом мобильного приложения для Чемпионата Европы (ЧЕ) по футболу. В качестве логотипа использовали кубок ЧЕ в своем стилистическом оформлении. Через неделю пришло предупреждение, что это является товарным знаком некого лица. Предложили убрать в течении 2-х суток, а если не уберем - иск в суд/жалоба в гугл.
В качестве примера - Facebook подробно описывает, что можно и чего нельзя делать с их брендом и логотипами. См. "Using Facebook Brand Assets" и "Brand Guidelines for Facebook Developers".