10 мифов о маркетплейсах и одна реальность

10 мифов о маркетплейсах и одна реальность

Написать этот текст меня спровоцировала статья на БС, собственно, про 10 мифов о маркетплейсах. Я 9 лет предприниматель, год на как селлер и до этого делал разное в крупных компаниях. Поэтому пару слов скажу про реальность.

Когда начал писать комментарий, прям подгорало, но по ходу текста получились конструктивные выводы.

Миф №1 – нет смысла выходит на маркетплейс, если бюджет меньше 1 млн

В оригинальном тексте читателю сообщают: «начать торговать можно с суммой 100 000 ₽». В принципе, если фразу воспринимать дословно, то все в порядке – начать торговать и правда можно. Однако, стоит подумать чуть шире и в комментарии я выделю тут две части.

Первая – расходы. При небольшой партии на всех этапах будет дорого: цена товара будет выше, чем для конкурентов, цена упаковки также будет выше, затраты на логистику на единицу товара и его упаковку будут выше, стоимость приемки и хранения будет выше (хранение и приемка товара в коробах дороже в пересчете на единицу). И, конечно, ничего уникально для небольшой партии сделать невозможно, придется брать, что есть, таким, как оно есть.

Вторая – доходы. В среднем, наверное, пока еще можно считать доходность в 10% примерной правдой. Даже если считать в лоб – на 100 000 затрат можно заработать 10 000 за период. Как расти в таком случае? А на что делать следующую закупку, если бюджет уже в товаре? Как в принципе продать товар без бюджета на рекламу? Короче, начать торговать можно, но следующим вопросом будет – как это все закончить? Отпусти, отпусти меня *** WB

Какой бюджет реально стоит рассматривать для старта?

Для начала нужно точно определиться с товаром и примерно с диапазоном цены для покупателя. Далее собираем поставщиков, производителей всех комплектующих – самого товара и упаковки. И по их предложениям уже можно оценить минимальные партии, при которых цена будет приемлемой, чтобы на выходе попасть в планируемый диапазон. И да, на этом этапе станет понятно, от каких сумм с нами готовы разговаривать в принципе) Селлеры для многих производителей нифига не золотая жила, они им надоели.

А еще можно запросить комитменты на дилерство – посмотреть, нет ли чего на 100 000)

На нашем примере носков вышло так: минимальная партия требовала бюджета 1,2 млн и 800 000 у нас оставалось на 2-ю партию сразу в виде дополнительного бюджета.

С маржинальностью в 10% возврат инвестиций примерно год, если все пошло примерно по плану. И это только возврат, еще 0 заработанного.

В текущих реалиях депозиты выглядят привлекательнее.

Торговля на маркетплейсах – это про большие обороты и низкую маржинальность.

Миф №2 Много возвратов и это разоряет продавцов

Как по мне, проблема тут не в самих возвратах как таковых. По каждой категории процент выкупа можно узнать заранее и если он у вас примерно такой же, как у других, то все в порядке. Если процент возвратов сильно выше – скорее всего товар чуть лучше мусора, а может и хуже. И проблема не в стоимости логистики. Проблема может быть в том, что вам нужно много товара в размерной матрице и все это требует бюджета. А бюджет, мы помним - 100 000)

Миф № 3. У кого большой бюджет на рекламу, тот и будет в топе

Статистика и эксперименты, которые мы проводили на WB в рамках наших проектов, доказывает, что это действительно миф. Во-первых, только ставкой в ТОП не попадешь. Во-вторых, большинство конкурентов считает затраты. Есть часть отчаянных, кто будет удивлять ставками, но это не критично, мест в выдаче достаточно, чтобы свой рабочий объем продаж забирать при адекватных ставках, которые позволят продавать с прибылью. Просто рекламные кампании нужно настроить с умом и оптимизировать.

Миф №10 Большинство селлеров уходят с маркетплейсов через год

Речь, конечно, в первую очередь про перспективность такого бизнеса, а не сложности его ведения, возможные ошибки и прочие причины закрытия бизнеса. В других сферах тоже много бизнесов закрывается.

Авторы приводят краткий вывод исследования PRO Wildberries и банка «Точка»: 43% селлеров к концу первого года работы выходят на ежемесячный заработок до 10 000 ₽.

Более подробно, статистика выглядит так: 6% новых селлеров зарабатывают к концу первого года от 500 000 до 1 млн рублей в месяц, 17 % — от 100 000 до 500 000, 23 % — от 10 000 до 100 000. Только 1 % предпринимателей на Wildberries за последний год вышли на миллионный оборот с нуля за месяц. Только тут есть доля лукавства, когда используют термин «заработок». Речь тут идет про оборот – доход на счете, с которого считается налог! Есть ли в этом заработок, если селлер в самой большой категории 43%? Скорее всего - нет.

В оригинале статьи 10 мифов, но остальные мне показались скучными, но кому интересно, оригинал тут

Миф №0 Маркетплейсы – это убытки

По данным Mediascope 70% пользователей в России посещают хотя бы раз в месяц маркетплейсы, 33,2% посетителей бывают на маркетплейсах ежедневно.

В топ-15 площадок России с наибольшими охватами аудитории входят Ozon и Wildberries.

Тройка лидеров по аудитории выглядит так: аудитория Wildberries выросла до 120 млн пользователей, Ozon - 30,7 млн пользователей, Яндекс.Маркет - 11,4 млн активных пользователей.

По данным рейтинга АиП, лидерами в поисковых системах в рейтинге E-commerce, на текущий момент, являются Ozon, Яндекс.Маркет, WB. И это все коммерческая выдача: купить, заказать и т.д.

По данным Datainsight за 2023 год на WB было продано товаров, более, чем на 2,1 трлн руб, Озон почти 1,6 трлн руб, Яндекс.Маркет 370 млрд руб. В исследовании Инклиент есть прогноз на 2024 год – объем продаж на маркетплейсах достигнет 10,6 трлн руб.

Сначала маркетплейсы забирали часть аудитории интернет-магазинов, теперь они забирают аудиторию и у офлайн-торговли. Просто сейчас маркетплейсы не про «селлерство», а по полноценную часть бизнеса.

Если для вас маркетплейсы – это бизнес, оставьте заявку, мы поможем с продвижением. Не курсами, а делом.

8 комментариев

Факты:
1. У WB, Ozon и пр. есть точные, актуальные и всеобъемлющие данные, какие товары являются "жирными", т.е. дают максимальную маржу и наибольшие обороты. Торговлю этими товарами они подгребают и рано или поздно окончательно подгребует под себя.
2. Для перепродажи ВСЕХ на свете низкомаржинальных или низкооборотистых товаров более чем достаточно 10,000 продавцов.
3. На WB и Ozon сейчас под 400 тыс. продавцов на каждом и каждый год приходит по 150 тыс. новых. Даже если половина из них продает свою собственную уникальную продукцию, остается по 200 тыс. текущих перепродавцов и по 100 тыс. новых в год. Т.е. в 20-30 раз больше, чем требуется.

Вопрос. Какова вероятность того, что имея 20-30 кратную избыточность спроса на "торговое место", маркетплейсы не разденут продавцов до трусов? Абсолютно наплевать, если 95% будут разоряться - оставшихся 5% хватит с запасом. А тут еще каждый день приходят сотни новых буратин :)

2
Ответить

Сейчас внутри маркетплейса работают 4 варианта: собственные продажи МП (они с них все и начинали как обычные интернет-магазины), крупные продавцы – они, конечно, интереснее для МП, мелкие – с которых доход небольшой, но когда их полмиллиона – уже неплохо, СТМ (тут Яндекс.Маркет лучше всех зашел пока).

Все варианты сосуществуют, любой сильный перекос поломает бизнес-модель, а когда на рынке 4 крупных игрока и еще с десяток помельче, довольно быстро из условного WB перейдут туда, где условия получше.

Насчет рисков я бы настороженно относился к выходу с товаром российских брендов или имеющих официальное представительство. Начнётся все с РРЦ, а закончится может запретом продаж на МП.

Ответить

Агрегаторы это априори развод. Кто эти долбоёбы, работающие на маркетплэйсах и мечтающие заработать миллионы? Почему вы понимаете, что, например, работая таксистом в агрегаторе вы никогда ничего не заработаете, а что маркетплейс это то же самое - не понимаете?

Когда начал писать комментарий, прям подгоралоА, ну понятно кто.. Вы сфинкторы сначала свои в порядок приведите, а потом уже что-то думайте про бизнес, "предприниматели 9 лет" блять.

Ответить

Содержательно, наверное. 500 000 + продавцов - вероятно, вы о них

Ответить