Зачем обводить свои ошибки в сердечки

Часто ли вас ругали за ошибки в детстве? Стояли ли вы в углу за очередную двойку? Возможно, тогда подобные методы казались взрослым единственно верными. Быть родителем или воспитателем — значит нести ответственность за другого человека. Именно поэтому неудачи детей в чем-либо вызывают у взрослых такую бурную реакцию.

Многие думают, что послушные и хорошие (читать как «тревожные») дети должны воспитываться в строгости и дисциплине. Но по-настоящему мудрые родители наоборот — хвалят детей за проступки. Они с улыбкой смотрят на случайно разбитую чашку и говорят: «на счастье!». Ведь только в позитивной среде ребенок вырастет спокойным и уверенным в себе. Он знает, что ошибка — это не конец света. Подрастая, не боится пробовать новое и сложное.

Я стараюсь придерживаться этого принципа в воспитании своего ребёнка и пропагандирую такой подход среди учителей и учащихся в своей школе «Стартория», призывая любить свои ошибки.
Дружелюбная и комфортная атмосфера дома и на занятиях, в школе, располагает к обучению гораздо лучше напряженной и полной стресса. Как ее добиться — попытаюсь рассказать в этой статье.

Страх перед ошибками формируется в детстве

Чего только взрослые ни высказывают детям в порывах злости. «Забыл учебник дома? А голову ты не забыл?», «Разбил чашку? Руки кривые!», «Опоздал на урок? Иди спи дальше!» и т. д. Конечно, все это говорится взрослыми из лучших побуждений. Как еще научить непослушного ребенка уму-разуму, если не через наказание?

Однако слишком частое использование «кнута вместо пряника» вселяет в ребенка страх ошибиться. Запуганный, он больше не будет браться за сложные задания или начинать что-либо новое. Прекратит общаться со сверстниками и разучится отдыхать без чувства вины.

Важно понимать, что страх перед ошибками в детстве грозит тревожностью и нездоровым перфекционизмом в будущем. Человек, который боится совершать ошибки, не может адекватно воспринимать критику. Это может привести к конфликтам на работе и в личной жизни.

Почему на ошибках учатся, а не наоборот?

Как говорил швейцарский психолог Жан Пиаже: ошибка — это критический момент и мощный толчок для дальнейшего обучения. Родителям и учителям необходимо осознать данный факт, заменив критику обратной связью. Не осуждать, а наоборот хвалить детей за исправления. Только без страха получить плохой фидбек ребенок обратит внимание на свою ошибку и впредь постарается ее не совершать.

В любом деле и в любом возрасте необходимо разбирать недочеты с профессионалами, постепенно наращивая навыки, доводя их до совершенства. Именно поэтому так важно не бояться критики на любом этапе обучения или работы.

Учителя моей школы используют разные практики, нацеленные на снижение тревожности и поддержание мотивации учеников.

Но главное, с чего нужно начинать, — благоприятная атмосфера, в которой могут расцветать сто цветов. На занятиях мы поддерживаем уважительное отношение к каждому ребёнку. Наши уроки — это пространство, где каждый чувствует себя комфортно и уверенно и может свободно выражать свои мысли и идеи.

Как не бояться ошибок?

Для того чтобы учиться на ошибках, их нужно полюбить. Это сложно, потому что с детства нас убеждают в том, что двойка — это плохо. Хороший же учитель будет обводить ошибки в сердечки, объяснять и разбирать их на уроке, использовать различные тактики для того, чтобы каждому ребенку было комфортно.

Например, с самого первого занятия преподаватель может объяснить свою позицию по поводу ошибок. Обозначить, что будет поощрять тех учеников, которые сознаются в том, что чего-то не понимают. Давать более сложные задания сильным учащимся, дабы и у них была возможность совершать ошибки и учиться на них.

Лучше не ругать детей за низкие оценки, а постараться исправить пробелы в знаниях. Объяснить, что ошибки и неудачи бывают у каждого, от них никто не застрахован. Нельзя наказывать ребенка за такие проступки, в которых тот не виноват. Например, что-либо сломалось по неосторожности. Взрослые люди почти так же часто что-либо ломают или теряют.

Относиться к собственным и чужим ошибкам нужно с любовью и уважением. Любой исправленный недочет — это подарок для учащегося. С помощью него тот встанет на ступень выше. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Жизнь полна сюрпризов, и многое от нас не зависит, но из любой, даже самой неудачной ситуации можно извлечь урок.

А что делать людям в профессиях, где ошибаться, казалось бы, нельзя?

Чтобы доказать пользу ошибок, приведу примеры таких профессий, где ошибки недопустимы. Это пилоты, врачи, строители и т. д. Действительно, ошибка в такой сфере может повлечь за собой серьезные последствия.

И все же их совершают. Человеческий фактор играет большую роль в любой профессии. Важно культивировать среди сотрудников адекватное отношение к ошибкам, чтобы они не вызывали панику и не мешали работе.

Поэтому за проступки сотрудников авиакомпаний не увольняют, а наоборот поощряют. Бортовой компьютер записывает большинство ошибок, но некоторые остаются не зафиксированными. Важно, чтобы экипаж добровольно сознавался в выявленных недочетах. Если этого не делать, ошибки будут накладываться одна на другую, что может привести к трагическим последствиям.

И мотивационное

Я считаю, что обучение — это всегда про выход из зоны комфорта. Тот, кто не боится совершать ошибки, исправит их, улучшив свои навыки. Многие люди учатся на опыте. Это касается любой сферы: иностранных языков, программирования и даже таких точных наук, как архитектура и медицина. В искусстве, более того, ошибка может стать авторским стилем.

На ошибках учатся, неудачи нужно принимать. Нельзя стыдиться того, что чего-то не знаешь или не умеешь, потому что страх мешает развитию. Его нам внушают в детстве. Поэтому многие боятся совершать ошибки уже будучи взрослыми и самостоятельными.

Любите свои ошибки, обводите их в сердечки и ставьте в рамочки. Потому что это ценный опыт, который сделал вас теми, кем вы являетесь сегодня.

11
2 комментария

Зачем обводить свои ошибки в сердечки - так они не такие горькие))

1
Ответить