Некоторое время назад я прочитала об эксперименте Элизабет Лофтус (Elizabeth Loftus), который несколько примирил меня с некоторыми разногласиями относительно воспоминаний о прошлом. Эксперимент заключался в следующем: группе добровольцев рассказали, что когда-то в детстве они потерялись в торговом центре (якобы эту информацию передали исследователям родственники добровольцев), и попросили вспомнить этот эпизод как можно подробнее. В основном добровольцы сообщили, что ничего такого не помнят, и справедливо, ведь никто из них в торговом центре не терялся (эту информацию на самом деле передали исследователям родственники). Затем их отпустили домой, а через некоторое время пригласили снова лабораторию и спросили: «А не удалось ли вам припомнить что-нибудь про тот самый день, когда вы потерялись в торговом центре?» Самое интересное в том, что добровольцам удалось. Некоторые из них смогли даже вспомнить, что некоторая доброжелательная незнакомка утешила их и помогла им найти маму (напомним, что ничего такого на самом деле не было). Что же произошло?
Мы вскоре вернемся к этому вопросу, а пока рассмотрим еще пару экспериментов. Таких экспериментов со времен первых публикаций Лофтус накопилось немало, и у меня нет цели проанализировать их все. Здесь лишь приведена небольшая иллюстрация общей идеи.
Итак, еще один очень известный эксперимент – эксперимент про ДТП. Задачей этого эксперимента было оценить, насколько хорошо (или плохо) люди запоминают детали происшествий: скорость, с которой двигались автомобили до момента аварии, длительность инцидента и так далее. Если точнее, то насколько воспоминания людей зависят от того, как поставлен вопрос об инциденте, который предлагается вспомнить.
Сначала испытуемым показывали видеозапись ДТП, а затем предлагали ответить на несколько вопросов об увиденном. Формулировка вопросов отличалась: одну группу участников спрашивали, как быстро двигались автомобили, когда произошло столкновение (‘when they hit each other’), вторую – когда произошла авария (‘when they smashed into each other’). Здесь возможно подобрать более удачные варианты перевода, но смысл в том, что слово hit по эмоциональной окраске слабее, чем smashed. И если вопрос задавался об аварии, участники эксперимента оценивали скорость движения автомобилей как более высокую, чем когда их спрашивали о столкновении.
В общем, нужно вспомнить древнее изречение: "Познай себя"...