5 принципов делегирование полномочий: как делать это правильно

  • Как безболезненно передать задачи подчиненным?
  • Какие распространенные ошибки допускают даже опытные руководители?
  • В этой статье расскажу почему делегирование - это искусство
5 принципов делегирование полномочий: как делать это правильно

Всем привет! Меня зовут Артур Ткаченко, я руководитель веб-студии whiteQ. Вот уже более 5 лет моя компания создает вау-сайты для малого и среднего бизнеса, а я ей управляю и выступаю в роли арт-директора.

А еще у меня есть свой Telegram канал, там море полезностей для предпринимателей, маркетологов и дизайнеров - подписывайтесь.

Почему эта тема так важна?

Принцип делегирования полномочий в управлении: чем раньше, тем лучше. Когда человек становится руководителем, то, помимо своих основных задач — то есть того, в чём он эксперт, — он решает ещё и задачи управления, организуя работу своих сотрудников.

Многие делают так: продолжают работать как раньше, 40 часов в неделю, а в дополнение ещё и руководят. Это прямой путь к хронической усталости и выгоранию.

Искусство управления — это достижение результатов силами других людей. А делегирование полномочий — один из главных навыков эффективного руководителя.

При делегировании полномочий подчинённым важно постепенно ослаблять контроль, воспитывая в них самостоятельность. Нет никакой пользы от того, что руководитель передал задачи, если он продолжает следить за их выполнением и быть на связи 24/7, даже во время отпуска.

В этой статье я расскажу про 5 основных принципов, успешного и безболезненного делегирования.

1. Уровень задачи должен соответствовать уровню исполнителя

Запомните простое правило: если человек может выполнить 70% задачи, ему можно поручить ее целиком. А если задача совсем новая, соотносите ее сложность с навыками, способностями и уровнем мотивации человека, которому вы планируете ее поручить. Важно, чтобы работа не оказалась слишком сложной и человек мог с ней справиться.

У сотрудника для выполнения задачи должны быть:

  • соответствующие задаче компетенции;
  • ресурсы и полномочия для ее выполнения;
  • достаточное количество времени.

Уровень задания должен соответствовать уровню специалиста, либо чуть ниже, если вы планируете его обучить.

2. Не дайте навешать обезьян

Есть такой термин как обратное делегирование. Представьте: вы поручили подчиненному задачу, а он через время приходит к вам и говорит «Помогите мне», «У меня проблема», «А как лучше сделать…?». Вы соглашаетесь и обещаете подумать, как это решить. В этот момент вам вернули задачу — это и называется обратное делегирование.

Представьте, что когда вы согласились, вам на шею повесили обезьяну. Потом еще один сотрудник сделал так же. Потом еще один. Обезьян все больше, с каждым днем все тяжелее, многие дела вам все равно приходится решать самостоятельно.

3. Ожидайте конкретного результата

Подумайте, какой конкретный результат вы хотите получить при делегировании. Помогите подчиненным четко понять, чего вы от них ожидаете в итоге. Обязательно переспросите, как человек понял задачу и то, что от него ожидают.

Существует прямая зависимость между обсуждением и заинтересованностью в выполнении работы. Когда у людей есть возможность напрямую общаться с руководством — повышается стремление выполнить работу хорошо, а руководитель получает желаемый результат выполнения задачи.

4. Делегируйте полномочия и ответственность

Делегируйте полномочия соразмерно уровню ответственности. Если задача масштабная, сообщите сотрудникам, сколько времени на нее отводится и к кому они могут обратиться за дополнительной помощью. Распространенная ошибка, которую совершают руководители: они недооценивают, что может потребоваться сотрудникам для качественного выполнения работы, будь то время или деньги.

5. Оставьте исполнителя в покое

Предоставьте коллегам свободу в рамках их полномочий, даже если они делают незначительные ошибки: это способствует эффективности, профессиональному росту и самостоятельности сотрудников. Конечно, при серьезных ошибках стоит вмешаться и отозвать делегированные полномочия.

Распространенные ошибки делегирования

Делегирование полномочий руководителя не всегда идёт гладко. Тогда нужно разобраться в причинах. Вот самые распространённые из них:

  • нереалистичные сроки и результаты;
  • задача досталась сотруднику, у которого недостаточно опыта и навыков;
  • недостаточно ресурсов;
  • подчинённому делегировали функции, которые может выполнять только руководитель;
  • слишком жёсткий контроль или критика;
  • сотрудник не уяснил до конца суть задачи и её цели;
  • руководитель неверно оценил загрузку исполнителя;
  • руководитель делегировал задачу группе, не объяснив, кто и за что отвечает;
  • новому сотруднику никто толком не объяснил, как устроены процессы в компании;
  • исполнитель сообщал о проблемах, но к нему не прислушались;
  • в тайминг не заложили время на доработку и исправление ошибок.

Подведем итог

Руководителю, которые вырастили свою компанию с нуля, бывает очень сложно отдавать хотя бы часть функций, даже когда их ресурсы на пределе. Чтобы с этим справиться, можно нанять личного ассистента и передать ему мелкие и рутинные поручения.
Более сложные задачи можно поручить тем, кто вызывает больше доверия: например, партнёру по бизнесу или коллеге, который был в компании с самого начала.
Наконец, хороший способ немного разгрузить себя от рабочих задач — найти увлечение, которое требует регулярных занятий. Тогда придётся освободить хотя бы пару вечеров в неделю, а значит — найти того, кто будет выполнять рабочие задачи в это время.

  • Подписывайтесь на мой авторский Telegram-канал, там море полезностей для предпринимателей, в удобном формате
  • Заходите на сайт нашей веб-студии whiteQ.ru
  • А если хотите обсудить разработку вашего сайта, пишите нам в телеграм напрямую.
44
33
8 комментариев

Познавательно!

1

Интересно, спасибо)

1

Спасибо за обратную связь

Очень классная статья! Всё в точку!

1

Классная статья. Полностью согласна с тем, что делегирование - это ключ к успеху руководителя. Спасибо за полезные советы

1