Хобби ради светлого будущего: москвичи собрали первый российский электрофургон для покорения Европы

Российские электрокары можно пересчитать по пальцам одной руки, а отечественных электрофургонов и вовсе пока нет. Предприниматели из Москвы решили освоить нишу и собрали в свободное от работы время настоящий электрофургон, который уже на ходу. Самое интересное, что он опережает по характеристикам аналог от Volkswagen и стоит заметно дешевле. Рассказываем, как создавали первый российский электрофургон и что с ним собираются делать разработчики.

Хобби ради светлого будущего: москвичи собрали первый российский электрофургон для покорения Европы

Энтузиасты подали проект на форум “Сильные идеи для нового времени”, который проводит Агентство стратегических инициатив и Фонд Росконгресса, чтобы их разработка получила развитие и поступила в продажу.

Как все начиналось

“Я давно занимаюсь инновациями на стыке энергетики и экологии, – рассказывает Алексей Ащекин, один из инициаторов проекта. – Многие этого не замечают, но солнечные панели постоянно улучшаются и дешевеют, а также становятся легче и долговечнее. Несколько месяцев назад я познакомился с ребятами, которые купили старенький Fiat Ducato и переделали его в электромобиль. Это небольшая компания, которая уже несколько лет чинит и обслуживает электромобили в Москве. Я предложил им интегрировать в кузов солнечные панели. Мы вместе посчитали все за и против. Получилось, что это дает очень существенный прирост дневного пробега.

Хобби ради светлого будущего: москвичи собрали первый российский электрофургон для покорения Европы

Развозной фургон мы выбрали потому, что он идеально подходит для того, чтобы двигаться на электричестве. Он намного больше, чем легковой, в нем больше места.

На кузове достаточно места для солнечных панелей. Но, самое главное то, что он за день проезжает всего от 80 до 120 км. Больше он просто не успевает. Ему нужно загрузиться на складе и развезти товар по 10-12 точкам. На каждой точке он просто стоит от 10 минут до часа — сдает товар.


В это время расхода электричества нет, а солнечные панели его подзаряжают. Именно поэтому мы не тестировали его на длинных дистанциях – фургон для них и не предназначен”. Тесты проходили в пределах Москвы, маршруты были относительно короткими, как если бы фургоном пользовался курьер.

Технические детали

От сети 220 вольт электрофургон полностью заряжается за ночь, а от стандартной зарядной станции – несколько часов. Если электрокар оставить на воздухе, то за счет солнечных панелей, без подключения к сети, он зарядится за два дня.

“Мы можем использовать разные аккумуляторы, – поясняет Ащекин. – 150 км пробега достигаются как раз на самых дешевых. Можно взять более дорогие и более емкие, тогда будет еще больше. Нам кажется, что нет смысла увеличивать пробег за счет удорожания фургона, так как он больше 120 км за день никогда не проезжает. Но это вполне возможно, если будет на это спрос. Очень много аккумуляторов – это тоже не хорошо. Батареи — это вес. Чем больше мы поставим батарей, тем меньше останется для груза. Общий-то вес в 3,5 тонны никто не отменял. Если мы этот вес превысим, то это уже другая категория водителей”.

К сожалению, авторы не предоставили фото фургона. Солнечные панели на машине могут выглядеть примерно так, на фото немецкая электролегковушка от Sono Motors
К сожалению, авторы не предоставили фото фургона. Солнечные панели на машине могут выглядеть примерно так, на фото немецкая электролегковушка от Sono Motors

На то, чтобы просто переделать дизельный фургон в электрический, нужно немного времени, у команды ушло меньше месяца. Зато много времени понадобится на разработку программного обеспечения для контроллеров мотора и заряда. У Ащекина и его коллектива оно уже готово. Правда, название для проекта еще не придумали.

Над фургоном работали не в гараже (как можно было бы подумать). “У компании, которая обслуживает электромобили, есть хорошее помещение почти в центре Москвы, оборудованное всем необходимым”, – рассказал Ащекин.

Низкие цены и планы на Европу

Стоимость электрофургона составляет около 50-55 тысяч евро (4,5-4,9 млн рублей). Похожий Volkswagen e-Crafter в России стоит около 7 млн рублей, а в Европе около 69 тысяч евро.

“Срок окупаемости у e-Crafter по сравнению с дизельной версией составит 4,5 года, а у нашего фургона всего 2,5 года, – сравнивает Ащекин. – После этого срока стоимость километра пробега у нашего будет в 5 раз ниже, чем у дизельного фургона. По пробегу машина Volkswagen тоже уступает: “наш” фургон на одной зарядке дотягивает до 150 км против 100 км у e-Crafter.


Хобби ради светлого будущего: москвичи собрали первый российский электрофургон для покорения Европы

Цены в евро указаны неслучайно. Основным рынком для российского фургона команда Ащекина выбрала Европу. “Там чистые дороги, много зарядных станций, большая разница в цене на дизельное топливо и электричество, а также покупатели, которые готовы платить за более дорогой электромобиль, чтобы потом получать выгоду, – перечисляет изобретатель. – Чистые дороги – это очень важный фактор. Грязь покрывает солнечные панели и их эффективность падает”.

Еще одна причина кроется в ценах на топливо и электричество. Чем больше разница в цене между ними, тем быстрее окупается электромобиль. Авторы подсчитали, что в России он будет окупаться в три раза дольше, чем в Европе.

“В Европе почти все коммерческие автомобили покупаются в лизинг, – говорит Алексей Ащекин. – При лизинге электромобиля ежемесячный платеж будет всего на 100-140 евро больше, чем у дизельного. Срок окупаемости примерно 2,5 года, а потом еще 10 лет будет экономия 200 — 300 евро в месяц. Европейцы это ценят, а наши лучше сейчас купят дешевле. Европа — это идеальное место для электромобилей”.

Россию, конечно, из списка покупателей совсем не вычеркивают. Инженеры готовы продавать россиянам электрофургоны под заказ, но считают, что спрос будет низким, наплыва покупателей здесь ждать не стоит.

Хобби ради светлого будущего: москвичи собрали первый российский электрофургон для покорения Европы

Что дальше

На данный момент энтузиасты вложили в фургон около четырех миллионов рублей из собственных средств. Конечно, ушло много рабочего времени, которое никто в деньгах не оценивал. Теперь команда ищет инвестора, чтобы довести проект до конца. Нужно около миллиона евро на создание нескольких первых полноценных фургонов в новых кузовах, на прохождение европейской сертификации и на маркетинг в Европе.

“Мы прорабатываем возможность делать их в кузове «ГАЗель NEXT» и продвигать их на рынок Европы”, – говорит Ащекин. Были планы встроить батареи, солнечные панели и другое оборудование в машины Mercedes, Renault и других марок, но они могут не согласиться на предложение разработчиков, чтобы создавать конкурентов себе самим. У Renault уже есть собственные фургоны “на батарейках”, предназначенные как раз для доставки товаров в пределах города.

Будем следить за судьбой проекта, а пока смотрите на другие идеи из трека “Новые идеи для бизнеса”, предлагайте свои и голосуйте.

77
7 комментариев

отечественных электрофургонов и вовсе пока нет

А как же Газель next электро? Замечательно прокатился на ней на ВДНХ

Это случайно не та маршрутка которая возит людей от Москвариума до станции метро?

Это фотошоп.

Инициатива классная, но слова про полную зарядку от солнца за 2 дня выглядят как маркетинговый... пусть будет трюк :) Или там батарея от iMiev? 

А название у компании есть? Как следить за будущими успехами проекта?