Топ-5 советов по правильному применению концепции ситуационного менеджмента

Источник изображения: <a href="https://ru.freepik.com/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Freepik</a>
Источник изображения: Freepik

В чем заключается главная идея ситуационного менеджмента и почему он становится все более популярным? Стоит ли фокусировать управление на выгоде для компании/команды в текущем моменте? Как компании реагировать на изменения не только адаптирующими, но и опережающими действиями?

Обо мне

Привет, сообщество Vc! Я Артемий Прокопенко — бизнес-архитектор, эксперт по систематизации, цифровой и финансовой трансформации, развитию и масштабированию бизнеса.

Активно веду Telegram-канал Артемий Про Бизнес: там я рассказываю о том, как компаниям зарабатывать больше и тратить меньше через эффективное системное управление.

Приглашаю присоединиться:

Стартуем!

Многие современные эксперты в сфере менеджмента активно продвигают среди прогрессивных руководителей и собственников компаний тезис отказа от иерархического системного управления, основанного на соблюдении конкретных и прозрачных регламентов, в пользу так называемого ситуационного управления, предполагающего выбор решения управленческой задачи в зависимости от фактуры ситуации, где такая задача возникла.

Ситуационная модель управления набирает всю большую популярность, прежде всего, благодаря тому, что позволяет решать проблему «здесь и сейчас» и использовать именно те методы и инструменты, которые актуальны для проблемной ситуации.

Итак, ситуационный менеджмент — это технология управленческой деятельности, при которой руководитель принимает управленческое решение в зависимости от контекста сложившейся ситуации, где требуется это решение, а также актуальных целей и потребностей компании/коллектива.

Основополагающее понятие ситуационного управления — это уникальная ситуация, образовавшаяся в производственном процессе как совокупность взаимосвязанных обстоятельств — внутренних и внешних факторов, влияющих на функционирование компании/коллектива.

Главный посыл ситуационного менеджмента состоит в том, чтобы доминирующая ориентация при управлении всегда была сосредоточена на выгоде для компании/команды в текущем моменте, даже если эта выгодна не особо согласуется с выработанными правилами и традициями.

Такое поведение обусловлено тем, что компания как живой организм должна постоянного реагировать на изменения окружающей среды, реализуя не только адаптирующие, но и опережающие эти изменения действия.

Ключевое преимущество такой модели управления заключается в высокой степени гибкости при решении управленческих задач, когда руководитель в каждой отдельной ситуации может проявить свою экспертность, проактивность и интуицию, выбрав оптимальный вариант решения. Однако в этом же заключается и ключевой недостаток — в высокой вероятности несогласованности выбранного варианта с общей политикой / общими стандартами компании.

Чтобы правильно и эффективно применять идеи ситуационного менеджмента, обязательно изучите советы, представленные ниже.

Совет 1. Используйте ситуационное управления для роста и развития

Строить всю модель управления компанией только на ситуационном менеджменте — это неверный путь, так как такая модель будет эффективно действовать только для небольших коллективов.

В идеале необходимо разрабатывать такую управленческую модель, которая для обеспечения стабильного функционирования компании будет опираться преимущественно на системное управление, а для развития и масштабирования — в большей степени на ситуационное управление.

Почему так? У любой компании в текущем социально-экономическом ландшафте есть 2 цели: удержаться на рынке и расти. Для удержания нужны регламенты, чтобы бизнес-процессы реализовывались точно и прогнозируемо, но для роста в современных условиях постепенно меняющегося мира очень трудно обеспечить высокую прогнозируемость — здесь сильна неопределенность.

Ситуационный менеджмент позволяет компенсировать неопределенность будущего рациональным и креативным мышлением руководителей, обладающих проактивной позицией и хорошей интуицией, умеющих оперативно реагировать на изменения и видеть долгосрочные перспективы.

Совет 2. Разработайте стандарт

Чтобы ситуационный менеджмент действительно приносил компании ощутимую пользу, необходимо подготовить и внедрить в компании стандарт его применения, состоящий из набора конкретных принципов и процедур.

Такой стандарт, главным образом, должен формировать относительно универсальный алгоритм принятия управленческих решений в соответствии с концепцией ситуационного управления.

В данном алгоритме следует описать базовые инструкции и требования к прохождению ключевых этапов принятия решений в определенной ситуации: исследование контекста ситуации, выявление и приоритизация внутренних и внешних факторов, влияющих на ситуацию, формализация целей участников ситуации (заинтересованных сторон), описание потенциальных вариантов разрешения ситуации с указанием преимуществ и недостатков каждого, сценарий выбора оптимального варианта.

Совет 3. Устанавливайте рациональные ограничения

Ситуационный менеджмент не должен превратиться в управленческую методику, при которой руководитель принимает решения, ориентируясь исключительно на результаты своей интерпретации контекста ситуации.

Важно понимать, что ситуационный менеджмент не только предоставляет руководителю право на определенную свободу в выборе способа решения проблем, но и наделяет его серьезной ответственностью.

Любое управленческое решение, в том числе принимаемое в рамках концепции ситуационного менеджмента, должно соответствовать (иначе говоря, быть ограничено) корпоративной культуре компании/команды, а также ключевым требованиям действующих общих правил и стандартов.

Совет 4. Оценивайте экспертность руководителя

Эффективное применение ситуационного менеджмента требует от руководителя значительно развитых управленческих компетенций, высокой управленческой экспертности и интуиции.

Грамотно проанализировать контекст ситуации, сформулировать правильные выводы, продумать возможные варианты решения проблемы/задачи, отражающие выгоды разных заинтересованных сторон, и выбрать оптимальный вариант — эти действия способен выполнить отнюдь не каждый руководитель даже среднего уровня управления.

Я убежден, что ситуационный менеджмент должен быть разрешен только тем руководителям, которые имеют определенный авторитет в компании/команде, отлично разбираются в действующих правилах и стандартах и соблюдают их, демонстрируют высокую вовлеченность в производственный процесс и мотивацию достигать максимальных результатов.

Совет 5. Анализируйте результаты

Руководителям очень важно постоянно рефлексировать по результатам выполнения управленческих задач с помощью ситуационного менеджмента, оценивать успешность/неуспешность реализованных решений, собирать конструктивную обратную связь от персонала/клиентов.

Такая рефлексия позволит руководителям не только совершенствовать свои компетенции и значительно развивать свою управленческую интуицию, но и обмениваться друг с другом ценным опытом, актуальным именно для специфики компании.

Различные кейсы использования ситуационного управления можно оформлять в виде статей базы знаний компании.

11
1 комментарий

Статья хорошая! Мне понравилось. Речь не только о принятии решений здесь и сейчас, а про важность регламентов. С учетом компетенции руководство.

Быстро растущая компания всегда имеет варианты быстрых решений. А не санкций с 33 подписями.

1
Ответить