• Как обеспечить плотную работу по каждой сделке? • Как фокусировать внимание на перспективных клиентах? • Как системно выстроить работу менеджера и увеличить продажи? В этой статье я постарался интересно и вдумчиво описать свой опыт за 14 лет внедрения CRM в отделах продаж Кадр из фильма «Назад в будущее»Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды руководителей отделов продаж и маркетинга). В продажах давно — ровно 30 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги.Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и познакомьтесь с книгой «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.ДивертисментСмотреть со звуком, если вам уже есть 18 летКоварство CRMCRM — такой же опасный инструмент, как и полезный. Существует масса вредных привычек, из-за которых менеджеры не видят деньги лежащие прямо перед носом. Перечислить их всех — не реально. Это как в случае с Анной Карениной: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Поэтому проще перечислить принципы, соблюдая которые менеджер точно получит результат. 1 принцип: CRM — зеркало реальностиЛюбая CRM состоит из двух больших частей: операционной и аналитической. Операционная часть — это все данные, которые вводятся пользователями и просматриваются без обработки: контактная информация, история взаимоотношений и т.д.Аналитическая часть — это обработанные системой данные, выданные в виде отчетов: воронки, выборки, отчеты и т.д.Менеджеры по продажам и руководитель отдела каждый день используют аналитические отчеты, чтобы определять и корректировать действия. Поскольку аналитика строится на данных, введенных пользователем, то корректность ввода напрямую отражается на качестве отчетов и характере предпринимаемых решений.CRM — это единственный источник информации о клиентах, о контактах с ними, об условиях сотрудничества, о принятых и выполненных обязательствах, о движении денежных средств и пр.Поэтому для решения любых вопросов нужно обращаться в CRM. Если менеджер ведет клиента, он должен быть заведен в CRM, иначе его могут отдать другому. Если делает звонки, они должны быть отражены в CRM, иначе нужно исходить из того, что их не было.Варианты, когда менеджер кого-то вносит, кого-то нет, означает один из трех вариантов:Либо менеджер ведет мало сделок и действительно все помнитЛибо менеджер растеряет договоренности, контакты и прочееЛибо он ведет две CRM — одну в экселе или блокноте, вторую где положеноВ любом случае это более длинный путь к выполнению плана продаж, чем методичное ведение CRM. 2 принцип: Сделка — это намерение продатьОснованием для создания сделки в CRM является появление у менеджера намерения продать. По той же логике основанием закрытия сделки является тот факт, что намерения больше нет.Его (намерение) может не быть, потому что сделка успешно реализована, либо потому что у менеджера есть более интересные сделки. Нужно регулярно скорить сделки, чтобы продавать тем, кто в итоге купит. Подробнее о об этом процессе я писал в статье «Скоринг сделок в CRM — 20 признаков, которые позволят выбирать клиентов, чтобы работать с прибылью и в удовольствие».Из этого принципа есть два следствия:Намерение продать подразумевает запланированную задачу. Если ничего не запланировано, то очевидно, что менеджер по этой сделке работать не планирует, намерения нет.Если намерения нет, сделку нужно оправлять в архив, чтобы руководитель мог передать ее другому менеджеру. Поэтому возможно только два варианта: либо намерение есть и по сделке ведется плотная работа, либо она отправляется в архив.Нет смысла заводить отдельную воронку для лидов, нужно заносить сразу в основную воронку. Если менеджер делает звонок, значит у него есть намерение продать. Если после звонка намерение пропало, значит сделку нужно оправить в архив.Во втором случае сделка передается в архив. Из архива руководитель может передать сделку другому менеджеру. Лучше, чтобы продавец сам передавал сделки в архив. Однако, если по сделке нет активной работы, то это может сделать и руководитель.3 принцип: Пиши чего хотетьБольшинство менеджеров по продажам легко получат нужную договоренность, если будут держать в голове чего хотеть от конкретного звонка или встречи. Процесс продажи — это метаморфоза. Сначала клиент согласился, чтобы ему просто перезвонили через месяц, а потом он перевел на счет подрядчика 5 млн рублей. Как это превращение могло произойти? Все, что делает менеджер по продажам — это постепенно меняет договоренности. Если он знает о чем договориться во время очередного звонка, он соответствующим образом строит разговор и получает результат. Послушав звонки можно смело сказать правильно менеджер планирует задачи в CRM или нет. Если нет, он озвучивает бессмысленные вещи из разряда: «Звоню узнать как у вас дела» и в ответ слышит ответ из сегодняшнего дивертисмента. Но если он знает чего хочет, то повод для звонка звучит как: «Звоню договориться о...». Разумеется менеджер начинает о погоде и о природе, но заканчивает звонок конкретной новой договоренностью. В этом ему помогает CRM. Менеджер с ее помощью общается с собой в будущем и помогает сам себе сохранить фокус. Для этого он закончив один разговор сразу планирует задачу на следующий контакт с клиентом. При этом формулирует эту задачу с глаголом в повелительном наклонении. Например: «Договориться о встрече». Через неделю, когда он снова будет звонить клиенту, CRM подскажет чего хотеть и менеджер обязательно это получит. Бывает, что менеджер пишет бесполезные глаголы: спросить, рассказать и т.д. Это тоже нужно, но главная задача, которая стоит перед каждым звонком — это получить новую договоренность. Излишне будет говорить, что в отчете по звонку или встрече нужно написать о чем договорились. При этом новая договоренность должна приближать к цели (оплате) и мяч должен оставаться на стороне менеджера. 4 принцип: Сразу пиши бюджетБюджет — это финансовая амбиция продавца. Многие не заполняют поле «Бюджет», объясняя тем, что они еще не выясняли потребности и не знают какой продукт и в каком объеме будут продавать. Но бюджет нужен не для этого. Цифра в бюджете говорит о том, ради чего менеджер прилагает усилия. Когда заполнение этого поля вызывает затруднения, я спрашиваю: «Ради 1000 рублей выручки ты готов работать с этим клиентом?». Ответ отрицательный. «А за 10 000? А за 20 000?». Менеджер говорит, что не готов, тогда я прошу его написать ради какой суммы имеет смысл начинать полноценную работу с конкретным клиентом. Впоследствии, по мере накопления данных, благодаря заполненному полю бюджет, появится т.н. индивидуальная форма воронки. Это характеристика по каждому этапу. Она содержит две цифры: суммарный бюджет и количество сделок. Обе цифры можно увидеть в воронке в любой CRM. Благодаря этому воронка получит прогностическую способность и будет подсказывать конкретному менеджеру на каком этапе нужно и в каком объеме нужно приложить усилия. Подробнее о воронке продаж и писал в статье «Воронка продаж — опыт и ошибки создания правильной воронки для отдела продаж».5 принцип: Работай в паре с асессоромАсессор — это удаленный сотрудник, который регулярно прочитывает записи в CRM. Это нужно, чтобы вовремя напомнить о забытой сделке, предупредить о «снежном коме» (это когда на какой-то день запланировано слишком много задач), своевременно актуализировать этап сделки и т.д.Работу асессора часто путают с отделом контроля качества, но его роль другая. Асессор выполняет по отношению к менеджеру такую же функцию, как в раллийных гонках штурман по отношению к пилоту. Важно выстроить этот тандем и вносить данные в CRM так, чтобы асессор мог помочь менеджеру. Работа асессора — это большая и важная тема, которой посвящена отдельная статья: «Как одна хрупкая скромная девушка может удвоить результаты всего отдела продаж».Давайте общатьсяПодпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.А еще познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.
О, какое название статьи) кажется, мы близки к статье про жопу😁
меньше года ждать надеюсь.... хотя кто его знает
Да, тенденция налицо))
Скрестим пальцы
ахахаах
что с названием? *** простите, вырвалось?)))
У меня клавишу заело на клавиатуре. Сок пил. Виноградный)