Кейс: как снизить среднюю стоимость лида с 1966 до 146 рублей в нише дополнительного детского образования

Владимир Колосов, частный специалист по интернет-рекламе, делится опытом ведения рекламной кампании для детской киношколы с миллионным бюджетом.

Задача и ресурсы

В ноябре 2019 года ко мне обратился заказчик - детская киношкола. Заказчик поставил передо мной следующую задачу: закрыть зимний набор на обучение в 17 городах России с максимальной ценой лида - 200 рублей. Работать предстояло с платным трафиком в 4 каналах: Яндекс.Директ, Вконтакте, Facebook, Instagram. Рекламу предстояло крутить 10 недель: с декабря по февраль.

В отделе продаж на стороне клиента был установлен ещё один KPI - не более 3000 рублей рекламного бюджета за заключённый и оплаченный договор. Так что СPL в 200 рублей был рассчитан заказчиком именно исходя из конверсии лида в продажу, на основе опыта предыдущих запусков.

На рекламный бюджет заказчик выделил 1,46 млн рублей.

Маркетолог заказчика распределил бюджет по 17 городам и 4 каналам. Распределение было неравномерным и зависело от результатов прошлой рекламной кампании. Например, рекламу на Facebook было решено крутить только на 6 городов, тогда как Instagram - на все 17.

Бюджет распределился таким образом:

  • Вконтакте - 498000 руб.
  • Яндекс.Директ - 364000 руб.
  • Facebook - 176000 руб.
  • Instagram - 422000 руб.

У заказчика был многостраничный сайт. Для приёма трафика решили использовать страницу с контактами, а также формы заявок Вконтакте, которые уже были готовы с предыдущего запуска.

Сквозной аналитики не было, что доставило определённые неудобства в дальнейшем при подсчёте заявок и сведении данных в отчёт. Данные по каждой заявке собирались с сайта и отправлялись письмами на отдельный почтовый ящик. Заявки из форм Вконтакте пришлось считать вручную.

Бот WordPress перенаправлял все данные по заявкам из контактной формы напрямую в почтовый ящик
Бот WordPress перенаправлял все данные по заявкам из контактной формы напрямую в почтовый ящик

Дополнительной приятностью стало наличие статистики по прошлым запускам, которыми занимался другой подрядчик. Я изучил статистику и получил ценную информацию: какая конверсия была по какому городу, какие объявления работали хорошо, какая была средняя стоимость заявки по каждому городу.

Этап 1. Подготовка

Первые 3 недели я занимался подготовкой запуска:

  • совместно с маркетологом заказчика провёл мозговой штурм, определились, какая нам нужна аудитория,
  • спарсил аудитории в Таргетхантере для Вконтакте,
  • собрал ключевые слова для Яндекс.Директа,
  • разработал единый стандарт UTM-меток под весь проект,
  • написал тексты объявлений (задачу по написанию текстов для промопостов взял заказчик, я подготовил по этой задаче подробное техзадание),
  • подготовил подробное техзадание для дизайнера заказчика на отрисовку рекламных креативов,
  • залил рекламные креативы в кабинеты,
  • загрузил аудитории из Таргетхантера в списки ретаргетинга Вконтакте,
  • настроил отдельные рекламные кампании под каждый город,
  • распределил бюджеты по каждому городу согласно плану,
  • указал первоначальные ставки,
  • грамотно расставил время работы рекламы под каждый часовой пояс (от Калининграда до Хабаровска), с 7 утра до часу ночи по местному времени.
Ключевые слова для кампании в Яндекс.Директе
Ключевые слова для кампании в Яндекс.Директе

В Яндекс.Директе я настроил поисковые объявления, текстово-графические объявления в РСЯ и баннеры. Общее количество ключей - немного больше 200, учитывая вариации под гео.

Всего было настроено по 2 кампании на каждый город:

  • для показа в поиске Яндекса (текстовые объявления)
  • для показа в Рекламной Сети Яндекса (текстово-графические объявления).
Рекламный кабинет Яндекс.Директ
Рекламный кабинет Яндекс.Директ

Для показов на Поиске Яндекса я выбрал стратегию:

  • Только на поиске, ручное управление ставками с оптимизацией.

Для показов в Рекламной Сети Яндекса:

  • Только в сетях, ручное управление ставками с оптимизацией.

Загрузил список минус-слов.

Кейс: как снизить среднюю стоимость лида с 1966 до 146 рублей в нише дополнительного детского образования

Для каждого объявления в каждом городе настроил Яндекс.Визитку с указанием названия компании, номера телефона, адреса.

Кейс: как снизить среднюю стоимость лида с 1966 до 146 рублей в нише дополнительного детского образования

Чтобы заранее ограничить перерасход бюджета, я выставил в рекламном кабинете дневные лимиты по каждому городу. Минимальный дневной лимит, который можно выставить в Яндексе для каждой рекламной кампании: 300 рублей. Соответственно, получилось минимум по 600 рублей на каждый город.

Кейс: как снизить среднюю стоимость лида с 1966 до 146 рублей в нише дополнительного детского образования

Всю работу по заливке рекламных кампаний я провёл через Директ.Коммандер.

Примеры объявлений в Яндекс.Директ:

Для показов в социальных сетях мы решили сделать 2 варианта рекламных креативов до запуска, чтобы в процессе ведения больше не возвращаться к дизайну. Также запланировали А/В-тест по типам объявлений:

  • промопосты-лонгриды,
  • короткие промопосты с картинкой,
  • промопосты с видео,
  • сторис,

- и по типам аудитории:

  • родители с детьми и активные участники интернет-магазинов детских товаров (Facebook/Instagram),
  • аудитории родителей, собранные в Таргетхантере и аудитории по интересам (Вконтакте).
Примеры настройки объявления Вконтакте
Примеры настройки объявления Вконтакте

Кампании я сегментировал по названию города, а также по типу контента, чтобы их было удобно тестировать, массово останавливать и запускать.

Кейс: как снизить среднюю стоимость лида с 1966 до 146 рублей в нише дополнительного детского образования

Примеры объявлений в Вконтакте:

Пример объявлений в Facebook:

Я изначально настоял на том, чтобы собирать в ходе ведения рекламной кампании как можно больше данных, чтобы можно было анализировать результаты и принимать тактические решения на ходу. UTM-меток получилось очень много. Под каждый тип объявления был задан свой параметр. Наши метки передавали следующую информацию:.

  • тип источника (Яндекс, Вконтакте, Facebook, Instagram),
  • название кампании, которое содержало аббревиатуру города, дату запуска и тип канала трафика,
  • тип контента (промопосты-лонгриды, короткие промопосты с картинкой, промопосты с видео, сторис, баннеры),
  • тип аудитории.

Для массового копирования и заливки кампаний Вконтакте я использовал сервис PostMonitor. Рекомендую сервис, хороший инструмент по автоматизации рутинных операций. Впрочем, одну задачу мне решить в PostMonitor всё равно не удалось. Рекламу Вконтакте на разные города требовалось запустить из-под разных сообществ, созданных специально под каждый город. Я обнаружил, что в процессе массового копирования объявлений в PostMonitor сообщество, из-под которого рекламируешься, поменять было нельзя. Отправил пожелания разработчикам сервиса. Ответили мне оперативно, что весьма порадовало. Написали, что включат мои предложения в список доработок.

Разработчики Вконтакте, конечно, внедрили за последние несколько лет немало приятностей, ускоряющих работу, но пока Facebook лично для меня выигрывает по функционалу. Работать в рекламном кабинете Facebook Ads с большими проектами для меня - одно удовольствие.

К слову сказать, подготовка рекламных кампаний для двух десятков городов оказалась весьма трудоёмким делом, которое потребовало много времени.

25 декабря мы решили запустить рекламу в Яндексе и Вконтакте на 2 города, чтобы протестировать работу рекламы и скорректировать возможные огрехи или недочёты, а 5 января - запустить всё остальное.

Настало 25 декабря. Поехали!

Этап 2. Пробный запуск, лиды по 1966 рублей, аналитика и корректировка курса

Статистику по первому запуску мы собирали около двух недель, сначала по двум городам и только в Яндексе и Вконтакте, а 5 января подключили оставшиеся города и каналы. Запуск пришёлся на последнюю неделю перед Новым годом и Новогодние каникулы.

В процессе открутки тестового бюджета лиды получались чересчур дорогими. Их стоимость колебалась в рамках 200-2000 рублей. Например, 30 декабря из Яндекс.Директа мы получили 5 лидов по 200 рублей каждый, а 31 декабря вообще ни одного.

Средняя цена клика в Яндекс.Директе с 1 по 2 неделю упала с 15,13 до 9,33 рубля, тогда как средняя стоимость заявки выросла в 3 раза: в первую неделю (с 25 по 29 декабря) согласно статистике она составила 1006,15 р. Во вторую неделю (с 30 декабря по 5 января) уже 1966,84 р.

В конце декабря/начале января заказчик инициировал переезд проекта в Битрикс. После Нового года письма с заявками перестали приходить ко мне на почту, что сделало процесс подсчёта CPL ещё более неудобным: мне приходилось запрашивать у заказчика скриншоты с данными по заявкам. Около половины ключевых слов, которые приносили заявки, Битрикс распознать не смог.

По этим ключам в первые две недели были получены заявки. Ещё 10 ключей Битрикс не определил.
По этим ключам в первые две недели были получены заявки. Ещё 10 ключей Битрикс не определил.

9 января мы временно остановили рекламу, и я углубился в аналитику с целью найти способ оптимизировать расходы и выйти на требуемый KPI в 200 рублей за заявку.

В результате анализа выяснилось много интересного.

  • Женщины реагировали на нашу рекламу в 3 раза лучше, поэтому было решено остановить рекламу на мужскую аудиторию и показываться только на женщин.
  • Больше всего заявок Вконтакте дал формат "короткий текст + видео + кнопка" с аудиторией по интересам: женщины с детьми 7-12 лет. Получили среднюю цену заявки 335,15 рублей, что было сильно ниже показателя из Яндекс.Директа, но всё равно дороже KPI в 200 рублей. Я скорректировал текст и формат объявлений: добавил эмоджи, триггерные элементы текста выделил большими буквами и добавил кнопку "Записаться". Мы перераспределили бюджеты на этот тип объявлений.
  • С 25 по 28 декабря на одном из городов я тестировал с небольшим бюджетом конверсию в зависимости от режима показов. Реклама крутилась с 7 утра до 1 ч ночи без выходных. В результате выяснилось, что заявки приходят преимущественно в вечерние часы, когда люди едут с работы домой и могут уделить время интернет-сёрфингу. Режим показов был скорректирован: с 17 ч до 1 ч ночи без выходных. Я исходил из соображений, что рекламный бюджет на каждый город ограничен и логично показывать рекламу в то время, когда больше всего вероятность получить заявки.
  • Реклама в сторис набрала высокий CTR, но лидов не дала. Решено было её отключить совсем.
  • Помимо манипуляций с рекламой я решил заодно проверить, насколько сайт влияет на конверсию. И это было верное направление мысли. Я измерил скорость работы сайта заказчика в сервисе https://developers.google.com/speed/pagespeed/insights/. Получил неожиданные результаты: десктопная версия сайта набрала всего 7 баллов из 100, а мобильная так вообще 0 из 100.
  • Юзабилити сайта очень сильно страдало. Я просмотрел визиты в Вебвизоре и увидел, как один пользователь не мог целую минуту справиться с капчей, а другой пользователь не мог попасть, куда хотел, он кликал по ссылке в подвале сайта на группу Вконтакте, но ссылка не работала.
Люди просто не будут ждать по 10-15 секунд, пока загрузится страница сайта
Люди просто не будут ждать по 10-15 секунд, пока загрузится страница сайта
В Вебвизоре видно, что человек борется с капчей и не может оставить заявку на сайте
В Вебвизоре видно, что человек борется с капчей и не может оставить заявку на сайте

Из самых критичных моментов, негативно повлиявших на конверсию, мне виделся именно сайт, который медленно работал и имел плохое юзабилити.

Я расписал подробное техзадание для программиста по улучшению юзабилити, но решил сперва поинтересоваться, есть ли у него уже готовая посадочная страница, чтобы перенаправить туда трафик. Времени у нас было в обрез, а доработки сильно тормозили процесс. В условиях жёстких дедлайнов всегда приходится, в первую очередь, оперировать тем, что имеешь. У заказчика уже имелся лендинг, который быстренько доработали. Мы запустили рекламу на лендинг, и конверсия тут же подскочила вверх. В первые дни повторного запуска получили такой шквал заявок, что отдел продаж перестал справляться с их обработкой.

Была ещё гипотеза, что часть заявок не попадает в CRM из-за некорректной интеграции с сайтом, но мы её проверили, и она оказалась несостоятельной.

Плюсом я попросил заказчика вновь подключить отправку писем с заявками для удобства подсчёта CPL, поскольку прямых доступов в Битрикс мне так и не предоставили. :)

Как я считал CPL

Напомню, что все данные по каждому лиду, учитывая UTM, высылались ботом из контактной формы WordPress на почтовый ящик.

Чтобы была возможность быстро свести данные по каждой метке UTM, посчитать количество заявок и их среднюю стоимость, предстояло решить следующую задачу:

  • выгрузить все данные писем из почты в Excel,
  • свести в Excel данные по расходам из рекламных кабинетов с данными из почты.

Я установил почтовый клиент Mozilla Thunderbird. Подключился к почте и выгрузил все данные писем в CSV: Клик ПКМ > Сохранить выделенные сообщения > Таблица CSV.

Выгружаем содержимое писем в CSV
Выгружаем содержимое писем в CSV

Письма были очень тяжёлые, так что я выгружал их поэтапно, примерно по 2000 писем в одну таблицу. Если пробовал больше, то почтовый клиент начинал тупить и зависал на середине операции.

У меня получилось две Excel-таблицы, которые я свёл в одну. Теперь при помощи фильтра по UTM я мог определить количество заявок по конкретному каналу, например, сколько принёс Facebook. Да, таким способом можно быстро отфильтровать данные по UTM, но отфильтровать по датам уже сложнее. Для расчёта CPL в разрезе конкретного периода (например, первого месяца), потребовалось использовать команду Найти: последовательно проверять все нужные даты и вручную складывать данные по этим датам. В макросах и программировании я, к сожалению, не силён. Возможно, можно было отфильтровать данные более простым способом. Если кто решил подобную задачу макросом или как-то ещё, пожалуйста, поделитесь в комментариях, буду благодарен.

Применяем нужный фильтр
Применяем нужный фильтр

Таким образом, я смог вычислить количество заявок по каждому каналу. Данные по расходам я скопировал из рекламных кабинетов в Excel вручную и применил простую формулу расчёта CPL. Задача была решена.

Результаты после повторного запуска

Реклама приносила лиды в скорректированном режиме до конца февраля. Мы продлили её работу ещё на неделю, чтобы компенсировать простой в январе.

Средняя стоимость лида упала по отдельным городам до 81 рубля. В целом CPL держался в диапазоне 80-220 рублей (сильно зависело от города). В отдельные периоды мы получали лиды даже по 60-70 рублей. Вконтакте заявок было сильно больше, и они получились дешевле, потому что мы собирали их сразу в форму, минуя сайт. Чем меньше звеньев в цепочке - тем выше конверсия.

Всего за 10 недель работы рекламной кампании мы получили:

  • 2387 заявок с Instagram,
  • 308 заявок с Facebook,
  • 6504 заявки с Вконтакте,
  • 811 заявок из Яндекс.Директ.

Итого мы потратили на рекламу 1460000 рублей и получили 10010 лидов со средней стоимостью лида - 146 рублей. В KPI уложились! Думаю, поработали весьма продуктивно, учитывая, что вначале мы дико не укладывались в план.

Какие можно сделать выводы?

Не стоит недооценивать силу аналитических методов. Собирайте как можно больше данных. Систематизируйте, автоматизируйте, анализируйте, и будет вам и вашим заказчикам счастье. Не забывайте, что помимо рекламы стоит работать и над сайтом. Не бойтесь ставить смелые гипотезы и проверять их. В этом и состоит работа интернет-маркетолога.

Чего мне не хватало в этом кейсе?

Сквозной аналитики и возможности быстрого подсчёта CPL... Заказчик, у которого грамотно настроена аналитика и корректно собираются все данные, дорогого стоит.

Высоких вам конверсий!

P.S. Жду ваших комментариев! Можете писать в Телеграм. :)

44
5 комментариев

То есть получается можно довольно быстро выйти на результат? Я к тому спрашиваю, что если спустя 3 месяца маркетолог не увеличивает показатели, то значит он просто ничего не делает? 

1

Смотря какой ожидается результат. Конечно, важно постоянно мониторить работу рекламы. Тут много рутинных задач. То сломалось, это надо подкрутить, тут остановить, то запустить, заменить креативы, потому что аудитория "выгорела" и так далее... Приходится держать руку на пульсе. Если со стороны клиента/руководства нет быстрой, адекватной обратной связи, маркетолог может расслабиться, это правда.
Например, в описанном кейсе я уже понимал, что поставленная мне задача адекватна и её можно достичь теми ресурсами, которыми мы располагали. Я кайфую от работы с "жирными" бюджетами и адекватными клиентами (есть отдел продаж, выстроены процессы и т.д.), потому что с 5000 рублей много не наэкспериментируешь. А я человек опыта, я пробую и оцениваю результат.
Ситуация в проекте зависит от множества факторов: от адекватности поставленной задачи и KPI, от ниши, от ситуации на рынке. Очень много зависит от уровня знаний и опыта маркетолога, его способности оценить ситуацию и найти те решения, которые могут вытянуть проект. Моё мнение, что важнее всего в работе маркетолога уделять время именно аналитике, всевозможным тестам, собирать данные и постоянно их анализировать.

Какая вышла цена лидов по источникам?

1

Написал чуть ниже)

CPL Вконтакте  498000 руб./6504 = 76,57 руб.
CPL Яндекс.Директ  364000 руб./811 = 448,83 руб.
CPL Facebook  176000 руб./308 = 571,43 руб.
CPL Instagram  422000 руб./2387 = 176,79 руб.

Это данные за весь период, и до, и после оптимизации. По ходу ещё подкручивали, что-то отключали/добавляли.
Конверсию в Facebook/Instagram можно было ещё существенно поднять, используя формы заявок, наподобие тех, что у нас были Вконтакте. Трафик ВК сливался на формы, весь остальной трафик сливался сначала на многостраничник, который впоследствии заменили на лендинг. Facebook у нас получился сильно дороже Инсты, думаю, не в последнюю очередь потому, что мамочки, в основном, залипают в Инсте) А Яндекс.Директ сам по себе недешёвый.