Andrey Zagoruiko
36 995

7 советов по поиску программистов в стартап

Об авторе


Макс Ищенко - создатель проекта DOU.ua (сообщество в основном украинских разработчиков, 40 тыс. участников). Недавно запустил djinni.co, сервис для поиска программистов. Макс нашел или помог найти не одну сотню программистов, поэтому знает о чем говорит.



Жизнь любого стартапа можно разделить на две части: 1) поиск своей ниши и 2) масштабирование.  В английском языке популярно выражение product-market fit. Стратегия поиска сотрудников и советы на этих этапах принципиально разные.



Стадия product-market fit


Главная задача – создать минимально работающий прототип (MVP), который подтвердит ваши гипотезы о рынке, пользователях, продукте, бизнес-модели.



Совет №1. Не нанимайте


Хороший программист умеет решать сложные технические задачи и делает это хорошо. Вот только самые главные вопросы на старте совсем не технические. Существует ли проблема, которую мой продукт будет решать? Смогу ли я найти пользователей, для которых она критична? Достаточно ли этих пользователей, чтобы построить успешный бизнес?


Я уверен, что MVP можно сделать и без найма дорогостоящих программистов. Интервью с пользователями, Facebook, MailChimp и куча других инструментов, которыми способен воспользоваться даже cпециалист по SMM. Программистов и дизайнеров можно привлечь для “точечных” задач, через  oDesk или dribbble.



Совет №2. Программист как инвестор


Начиная общение с потенциальным сотрудником, не стоит рассказывать о своей гениальной идее и о том, как у вас будет компания на миллиард.  Ваша задача №1 – доказать, что вы не “наивный стартапер”.


Расскажите о своих успехах. Чего вы уже добились. На основании чего я (как программист) могу поверить в вас, в первую очередь и потом уже в идею.


Это как поиск инвестора. Покажите цифры. Traction. Напишите на бумаге и вычеркните все прилагательные.


Если вы маркетолог, покажите фейсбук страничку на 10 тыс. лайков вашей идеи. Если сейлз – подписанные контракты на покупку пока еще несуществующего продукта. Если вам не 17 лет, расскажите какие успешные проекты вы уже сделали, пусть и в качестве наемного сотрудника.




[caption id="" align="aligncenter" width="400"] Ленивец заставляет котана писать валидный код (отсюда: http://devopsreactions.tumblr.com/)[/caption]

МАСШТАБИРОВАНИЕ


Итак, у вас есть продукт, есть первые пользователи, возможно даже денежный поток. Поздравляю, 9 из 10 стартапов закроются раньше, чем дойдут до этой точки. Время нанимать!



Совет №3. Хорошие специалисты стоят денег


Настолько очевидный совет, что просто глупо об этом говорить, не так ли? Не совсем.


Как фаундер вы вероятно убеждены, что ваш продукт изменит мир, а значит люди будут готовы работать практически “за еду” ради шанса принять участие в таком проекте. Не будут. У хороших специалистов всегда есть выбор и другие “интересные проекты”, но с рыночной зарплатой. И перспектива “рискнуть” низкой зарплатой сейчас ради теоретических миллионов понимания у наемного сотрудника, как правило, не вызывает. Что логично – иначе он бы уже был фаундером своего стартапа.



Совет №4. Не пугайте кандидатов опционами


Очень маленький процент программистов понимают, что значит vesting with 1-year cliff и чем отличается “опцион” от "стока". Если вы начинаете рассказывать об этом на собеседовании вы скорее всего только напугаете кандидата – "это какой-то непонятный развод, чтобы не платить мне рыночную зарплату".


Сохраните доли и опционы для ключевых сотрудников, которые с вами уже несколько лет и которые верят в вас и продукт. Для остальных сотрудников есть зарплата. Зарплата понятна и точно работает.



Совет №5. Сайты по трудоустройству не работают


У “больших” сайтов, типа HeadHunter, есть огромный минус с точки зрения стартапа. Это “шум”.


На любую более-менее хорошию вакансию придет гора резюме от “горе-программистов” и, если повезет, 1-2 “нормальных”. Причем по резюме нереально оценить кто перед вами – люди которые неделями и месяцами ищут работу часто имеют шикарное резюме.

В итоге вы тратите огромное количество времени на отсев и собеседования с очень низким КПД. А время это как раз то, чего в стартапе всегда не хватает. Как, вероятно, не хватает и выделенного ейчар (рекрутера), так что на “отсев” тратится ценное время СТО или техлида.

Мой рекорд – 50 собеседований за неделю при нуле адекватных.


Где же искать? Знакомые и друзья, LinkedIn, Хантим.ру, форумы и, само собой, наш djinni.co (прим. редактора: мы на этом не специализируемся, но слышали много хороших отзывов и про наши вакансии)



Совет №6. Проверьте мотивацию и ожидания кандидата


Даже если кандидат с блеском прошел техническое интервью это еще не значит, что можно делать оффер.  Для стартапа очень важно чтобы мотивация кандидата и его ожидания совпадали с тем, что ваша компания может (или не может) дать.


Если у кандидата есть, например,  кредит на квартиру, то ему гораздо важнее стабильность и гарантии того, что компания не закроется через 6 месяцев, когда закончатся инвестиции.


Часто кандидаты, поработавшие несколько лет на хорошей должности в крупной компании, не могут перестроиться на ненормированный рабочий ритм стартапа. У многих бывают иллюзии того, как “круто” работать в стартапе.


В итоге человек от вас все равно уйдет через несколько месяцев, а вы потеряете время и деньги.


Совет: обсудите причины поиска работы и ожидания кандидата. Попытайтесь оценить, насколько он готов работать и что им движет.



Совет №7. Сделайте так, чтобы искали вас


В стартапе каждый день возникают критичные задачи, помимо поиска кадров. У вас нет “бренда” на рынке труда. У вас нет эйчара, которого можно посадить прочесывать сайты с вакансиями и LinkedIn.


Сделайте так, чтобы потенциальные сотрудники искали вас, а не вы их.


Способов масса. Написать скандальную статью для Цукерберг Позвонит. Разбрасывать из офиса пятитысячные купюры. Провести хакатон или крутой конкурс. Сделать продукт, аналогов которому нет в мире.


У Питера Тиля был отличный вопрос для фаундера – зачем к вашему стартапу присоединится сотрудник №20? Что такого уникального вы делаете, что программист не найдет ни в одном другом проекте? У большинства стартапов ответа нет. Зато если он есть – у вас есть шансы привлечь самых лучших.




[caption id="" align="aligncenter" width="360"] Программист в инновационном нано-стартапе[/caption]

#Стартап #совет #макс_ищенко #поиск_программистов #а_давай_мы_тебе_опцион_и_300_зарплаты

{ "author_name": "Andrey Zagoruiko", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f","\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442","\u043c\u0430\u043a\u0441_\u0438\u0449\u0435\u043d\u043a\u043e","\u043f\u043e\u0438\u0441\u043a_\u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432","\u0430_\u0434\u0430\u0432\u0430\u0439_\u043c\u044b_\u0442\u0435\u0431\u0435_\u043e\u043f\u0446\u0438\u043e\u043d_\u0438_300_\u0437\u0430\u0440\u043f\u043b\u0430\u0442\u044b"], "comments": 0, "likes": 43, "favorites": 5, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "1592", "is_wide": "1" }

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]