Каждое решение — удачное: как добиться успеха предпринимателю

Каждое решение — удачное: как добиться успеха предпринимателю

Платить подрядчику или справиться своими силами? Запускать новое направление или инвестировать в развитие того, что уже есть? Сколько вкладывать в рекламу? Выходить ли на новый рынок?.. Составление ассортимента, выбор поставщиков, кадровые вопросы, расстановка приоритетов — в бизнесе приходится принимать решения на каждом шагу. А цена ошибки высока. Следует помнить: от принятых бизнес-решений зависит, насколько рационально используются ресурсы и куда движется компания: к успеху или упадку.

Почему принимаются неэффективные решения

Наиболее частой причиной ошибок предпринимателей при принятии управленческих решений является недостоверная информация. Данные, на которые вы опираетесь могут быть неполными, неверными или неактуальными. Выводы, сделанные на их основе, оказываются далёкими от истины, а управленческие решения — нежизнеспособными.

Приведём пример

Предприниматель планирует выходить на маркетплейс и работает над ценообразованием. При расчётах он использует неполные данные — не учитывает комиссии и налоговые платежи. Из-за этого он назначает слишком низкие цены, при которых продажи нерентабельны. Если бы предприниматель располагал полными финансовыми данными, то смог бы заложить в стоимость товаров все издержки, и торговля на маркетплейсе приносила бы прибыль.

Методы принятия качественных решений

Как мы видим, основная проблема — это недостоверность информации, её неполнота и неактуальность. Что с этим делать? На помощь приходят методы аналитики, прогнозирования, моделирования и сбора качественных исходных данных.

Анализ рынка и конкурентной среды

Не бывает «бизнеса в вакууме»: на любую компанию влияют тенденции отрасли, деятельность других игроков рынка, настроения аудитории. Исследование ключевых трендов и определение угроз со стороны конкурентов помогают объективно оценить окружение бизнеса. Понимая, в каких условиях придётся работать, вы сможете принять более эффективное решение.

Чем больше ситуация зависит от внешних факторов, тем подробнее нужно изучать окружение. Пример решений, которые не стоит принимать без глубокого анализа информации:

  • вывод нового продукта;

  • запуск маркетинговой кампании;

  • определение цен на товары и услуги;

  • открытие торговой точки, филиала, офиса в новом регионе.

Через фильтр аналитики желательно пропускать все новые идеи: это оградит бизнес от вложений в проекты, которые окажутся неконкурентоспособными или неинтересными для аудитории. Так, в рекламе мониторинг рынка помогает сформулировать актуальные УТП и построить грамотное позиционирование бренда. При запуске новых направлений — заранее оценить перспективы с учётом конкуренции и потенциального спроса.

Прогнозирование и моделирование

Прогноз — это аргументированное предположение о будущем развитии событий в области исследования. В бизнесе объектом прогнозирования может быть экономика проекта, позиции компании на рынке, спрос, конкуренция, репутация, лояльность персонала.

Для качественного прогнозирования нужно:

  • изучить текущее состояние компании и окружения;

  • формализовать объект исследования — выделить факторы, влияющие на его состояние и развитие;

  • разделить факторы на управляемые и неуправляемые;

  • определить, как повлияет ваше решение на управляемые факторы;

  • смоделировать ситуацию при реализации решения.

Моделирование показывает, каких результатов возможно достичь при разных действиях. Сравнение вариантов помогает понять, какое решение может оказаться оптимальным для вашей компании

Собираем и обрабатываем информацию системно

Для построения максимально точных прогнозов, лучше использовать данные из нескольких источников. Можно опираться на статистику, исследования рынка, опыт конкурентов, а также учитывать внутренние показатели: прошлые достижения компании и текущие данные по продажам, кадровому учёту, маркетингу, финансам.

Для постоянного доступа к актуальной бизнес-информации разработано специальное ПО — системы управленческой информации (СУИ). Его внедрение требует инвестиций и больше подходит крупным организациям. А что делать малым и средним предприятиям? Им достаточно наладить сбор отчётности от всех подразделений. Тогда у предпринимателя всегда будут под рукой свежие данные по ключевым показателям, на основании которых он сможет принимать взвешенные управленческие решения.

Точность в отчётах во многом зависит от специалистов, которые отвечают за свои направления. Поэтому важно нанимать руководителей с высоким уровнем профессионализма — или делегировать процессы экспертам. Например, обеспечить полноту и своевременность финансовых данных помогает аутсорсинг бухгалтерии.

Используя сервис «Моя Бухгалтерия Аутсорсинг», вы уменьшаете риски ошибок в налоговом учете и избежите штрафов. Наша команда экспертов возьмет на себя ведение бухгалтерии, а также налогового и кадрового учета, что позволит вам сосредоточиться на развитии вашего бизнеса. Первый месяц обслуживания стоит всего 1 ₽.

Разработка стратегии

После того как решение принято, нужно формулировать цель, например, по методу SMART.

SMART — этот метод позволяет сформулировать реалистичную и измеримую цель, определить сроки и необходимые ресурсы для её достижения. Аббревиатура SMART расшифровывается как:

  • Specific (Конкретность): Цель должна быть четкой и конкретной, чтобы вы ясно понимали, чего хотите достичь.
  • Measurable (Измеримость): Важно, чтобы цель была измеримой, чтобы вы могли отслеживать свой прогресс и убедиться, что вы движетесь в нужном направлении.
  • Achievable (Достижимость): Цель должна быть реалистичной и достижимой с учетом имеющихся ресурсов и ограничений.
  • Relevant (Уместность): Цель должна быть значимой для вас или вашей организации. Она должна соответствовать более широким целям и задачам, чтобы иметь смысл и приносить пользу.
  • Time-bound (Ограниченность по времени): Необходимо установить четкие сроки для достижения цели.

Затем необходимо составить чёткий план действий по её достижению. Нужно заранее рассчитать, сколько и каких ресурсов потребуется на каждом этапе плана. Это облегчит процесс принятия промежуточных решений на пути к цели. Пошаговая стратегия поможет вам и вашей команде не отклоняться от выбранного вектора, не расходовать деньги, время и силы на неважные задачи.

При этом важно сохранять гибкость, особенно при долгосрочном планировании. Можно заложить в план варианты действий при разном развитии событий. Например, при выпуске нового продукта можно задать такую цель: за N недель продажи должны достичь показателя M. Тогда в стратегии можно предусмотреть два пути:

  • если через N недель цель достигнута, то расширять направление;

  • если рынок реагирует плохо и цель не достигнута — инвестировать до суммы Х, ждать ещё N недель и сворачиваться, если выйти на желаемую прибыль не удастся.

Аналитика

Вы сформировали стратегию, поставили цели и чётко следовали им. А как оценить эффективность ваших решений, чтобы быстро отработать проблемные места? На помощь приходит аналитика. Важно сразу устанавливать KPI, а после запуска решения в работу — регулярно отслеживать динамику и замерять промежуточные показатели. Это позволит вовремя скорректировать стратегию, обнаружить недочёты в изначальном плане, принять меры: сориентировать команду, выделить дополнительный бюджет, перераспределить ресурсы.

Анализировать нужно все решения: и удачные, и неэффективные решения. Это позволяет найти закономерности, актуальные именно для вашего бизнеса. Чем лучше вы знаете слабые и сильные стороны своей компании, тем больше у вас информации для принятия будущих решений. А полнота информации — основа качественных управленческих решений и залог устойчивого развития.

77
4 комментария

Для селеров есть много готовых сервисов аналитики маркетплейсов, что очень упрощает жизнь собственникам и экономит время на принятие решения.

1

Вообще в идеальном мире, нужно основываться на аналитике, а не на интуиции при выборе ниши и принятии решений по развитию бизнеса. А у нас бизнесмены не любят много времени тратить)) им давай готовые решения, послушали вебинар, за какую-то мысль ухватились и побежали вкладывать деньги в товар, который может никому не нужен, или у конкурентов качество и цена лучше и за ним не угнаться. Но даже если заняться все таки аналитикой, далеко не все умеют с нею работать. В теории звучит все понятно и логично, но когда начинаешь работать с конкретными данными, зачастую все не так однозначно, корреляция может быть не явная, и куча каких еще нюансов. Так что тут еще нужен талант правильно интерпретировать и делать выводы из аналитики)

1

чрезмерная аналитика может быть стопором тогда когда это не нужно,во всем как говорится нужна мера ) анализ конечно нужно проводить ,но и понимать что все равно пока не попробуешь не узнаешь

Конечно! Погруженность в чрезмерные размышления может еще сильнее затормозить развитие бизнеса. Как вы нашли баланс в процессе принятия решений?