Гайд: как создать эффективное ценностное предложение за 6 шагов

Практическая статья от редакции Kaiten о том, как составить ценностное предложение, которое принесет продажи, а не просто уйдет в стол. Разбираемся вместе с проектным менеджером Ариной Барловой и руководителем отдела маркетинга Анной Власенко.

Гайд: как создать эффективное ценностное предложение за 6 шагов

Эта статья — понятная пошаговая инструкция, с помощью которой каждый маркетолог или менеджер сможет создать ценностное предложение. В ней мы подробно разберем все нюансы этого непростого процесса. Также разберем примеры эффективных и бесполезных ценностных предложений.

Содержание:

Что такое ценностное предложение и как оно помогает бизнесу

Ценностное предложение (от англ. Value Proposition) — это краткое и неоспоримое объяснение, зачем ваш продукт или услуга нужны потребителю: какая в нем польза для клиента, какие трудности он решит и почему для покупателя выгодно приобрести ваш товар или услугу.

Если ваша команда уже на старте будет понимать ценность идеи, то и процесс доставки полезности клиенту будет эффективнее.

Чтобы его сформировать нужно подготовиться:

  • узнать целевую аудиторию бизнеса :нужды и боли клиентов;
  • проанализировать конкурентов :что они предлагают покупателям;
  • выделить сильные стороны продукта или услуги;
  • собрать доказательную базу: отзывы, кейсы или исследования.

Как ценностное предложение поможет вашему бизнесу

Рассказываем о трех основных причинах, зачем его формировать.

  • Вы сможете увеличить прибыль. На выручку влияют клиенты. Чтобы их привлекать или удерживать, вам надо понимать, что именно вы предлагаете. В перспективе ценностное предложение поможет выстраивать стратегию продаж и управлять ценами на продукт.
  • Маркетологу будет проще понимать и продвигать продукт. Реклама ваших услуг будет убедительнее, а контент — цепляющим. Также вся команда поймет, для чего она работает: какую ценность получит конечный потребитель.
  • Продакт- и проджект-менеджеры будут эффективнее развивать процессы: презентовать их внутри компании, управлять разработкой и вовлекать команду.

Некоторые компании не продумывают ценностное предложение, а ограничиваются статусом бренда и слоганом. Но у этих тезисов разные функции, поэтому они не могут заменять друг друга. Посмотрите примеры, как по-разному они доносят смыслы.

Гайд: как создать эффективное ценностное предложение за 6 шагов

Краткое описание продукта или услуги — это позиционирование, слоган — продающий девиз. А ценностное предложение — это понятная выгода от покупки. Чтобы ничего не упустить и донести до клиента всю пользу, можно использовать эту формулу:

Гайд: как создать эффективное ценностное предложение за 6 шагов

С чего начать разработку ценностного предложения

На старте нужно понять, какой продукт вы представляете рынку, — новый или уже существующий. От этого будет зависеть алгоритм ваших действий.

Если продукт новый, то нужно изучить:

  • объем рынка;
  • готовность аудитории к покупке;
  • ситуацию на рынке и в стране в целом.

Далее сегментируйте аудиторию и выделите ее потребности, которые будете закрывать через ценности продукта. После реализа MVP проведите исследования, чтобы собрать обратную связь от клиентов. Также тест первых прототипов поможет вам построить новые гипотезы для усовершенствования продукта.

Идеи для эффективного продвижения начнут появляться уже в процессе работы.

Если ваш продукт уже на рынке:

  • Пересмотрите его ценности.
  • Поменяйте или освежите маркетинговую стратегию, основываясь на первом пункте.
  • Раскройте преимущества вашего продукта: опишите его доработки или новые функции, которые будут полезны клиенту.

Переходим к самому интересному — пошагово разберем, как создать ценностное предложение. Для примера возьмем уже существующий сервис, который управляет задачами и организовывает работу команды, — таск-менеджер.

Шаг 1. Находим нужды и боли клиентов

Если ваш продукт уже знаком вашим клиентам, значит нужно актуализировать ценностное предложение. Поэтому на этом этапе ваша задача — понять, что по-настоящему важно пользователям в продукте.

На помощь приходят исследования: качественные и количественные.

Гайд: как создать эффективное ценностное предложение за 6 шагов

Качественные исследования

  • Интервью. Выявляем мнение клиентов о продукте: что нравится в товаре или услуге, чего не хватает и как продукт смог закрыть потребность.

Пример: В интервью мы выяснили, что клиенты часто работают вместе над проектом внутри системы. Но обновления, которые вносил один сотрудник появляются в документе у другого с задержкой. Это замедляет процесс работы.

Итог: в новом ценностном предложении мы расскажем, как удобно работать вместе над проектом в системе, и сделаем акцент на улучшении синхронизации изменений, если разработчики исправят все ошибки.

Но если программисты не успеют к выходу нового предложения исправить недочеты, то мы создадим другое ценностное предложение, которое отразит реальную пользу текущей конфигурации продукта.

  • Фокус-группы. Собираем группу примерно из 8 клиентов и задаем те же вопросы, как и в интервью.

Пример: на этой встрече мы поняли, что пользователям нравится интуитивно понятный интерфейс, но им не хватает интеграции с календарем, документами и таблицами.

Итог: мы передаем разработчикам мнение клиентов, и они добавляют интеграции. Когда новые функции заработают, мы обновим ценностное предложение.

Количественные исследования

  • Анкеты и опросы: задаем разные вопросы большому количеству клиентов, а потом оцифровываем итоги.

Продолжение примера: мы хотели узнать, какие возможности приложения наиболее востребованы среди потенциальных покупателей. Из опроса выяснилось, что 80% респондентов отметили пользу уведомлений, а 60% — совместную работу над задачей.

Итог: добавили в ценностное предложение тезис про командную работу и рассказали в нем про доработанные уведомления.

  • Анализ данных веб-аналитики и CRM: оцениваем, насколько эффективно работает приложение.

Пример: мы вычислили, что крупные компании чаще всего продлевают подписку. Еще аналитика показала, что пробный период не цепляет клиентов и они не покупают лицензию. Зато страница с описанием бизнес-кейсов удерживает пользователей, а отзывы мотивируют на продление подписки.

Итог: акцентируем реальные успехи наших клиентов и подсвечиваем значимость приложения для крупных компаний в ценностном предложении.

Шаг 2. Группируем аудиторию

Чтобы ценностное предложение попадало в цель, нужно как можно точнее понимать своих клиентов и разрабатывать узконаправленные предложения. Для этого мы можем их сегментировать по нескольким признакам:

  • демографические: аудиторию можно делить по возрастным категориям, гендерной принадлежности, уровню дохода, образованию и так далее. Мы разделили по возрасту и типу деятельности;
  • поведенческие: группировка клиентов в зависимости от того, какими инструментами таск-трекера они пользуются чаще, как выбирают и оплачивают продукт. В примере мы выявили пользователей, склонных к покупке платной подписки, так как часто пользуются функцией совместной работы.

Какие сегменты мы получили в итоге:

  • Средние компании с численностью до 50 человек. Чаще всего бюджет таких организаций ограничен. Также для них важно интегрировать сервис с другими платформами. Поэтому в ценностном предложении мы подсветим удобство различных интеграций и доступную стоимость сервиса.
  • Крупные компании с численностью от 100 человек. Такой целевой аудитории важны более новые и современные функции: качественные интеграции с другими системами, автоматизация привычных действий, инструменты для совместной работы, глубокая аналитика и возможность оперативно получать клиентскую поддержку.
  • Частные клиенты, которые работают на себя. Они нуждаются в простом и гибком инструменте, чтобы управлять своими задачами. Такой группе пользователей важно рассказать о приемлемой цене, о простом и функциональном интерфейсе и о возможности подключения к сервису с мобильного устройства и ПК.

Шаг 3. Оцениваем конкурентов на рынке

Цель этого этапа — отстроится от оппонентов ниши. Поэтому сначала надо понять, как ваши конкуренты преподносят ценность продуктов, какими преимуществами они цепляют и какие выгоды предлагают пользователям. Что нужно сделать:

  • собрать общую информацию о соперниках: проанализировать их сайт, изучить соцсети, рекламные материалы, отзывы. Например, у основного конкурента низкая стоимость продукта, но поддержка клиентов, судя по отзывам, — на троечку. Значит мы укрепим позиции, если в ценностном предложении расскажем о качественном и быстром решении вопросов пользователей;
  • сравнить ценностные предложения: изучить тарифы, функциональность и характеристику сервисов, уникальность инструментов. Ваш продукт можно выделить за счет более продвинутых доработок, сложных интеграций и качественного обслуживания клиентов;
  • оценить рыночные возможности: насколько заполнена ниша, какие тренды вы наблюдаете в своей сфере и какие запросы аудитории не закрываются. Например, вы можете начать привлекать клиентов бесплатным пробным периодом, если заметите, что ни один из конкурентов на рынке этого не предлагает.
Гайд: как создать эффективное ценностное предложение за 6 шагов

Шаг 4. Анализируем данные, создаем УЦП

Чтобы создавать предложение было удобнее, все полученные данные желательно собрать в одном месте. Для этого выберите любой удобный фреймворк: проектировщик ценностного предложения А. Освальда, FAB или 4P's of Value Proposition. Разместите на нем ваши заключения и гипотезы по продвижению продукта, все инсайты после проведения опросов, подсветите проблемы и откройте доступ к фреймворку всей команде.

Чтобы структурировать информацию перед работой с фреймворками, заполните mind-карту или такую таблицу:

Гайд: как создать эффективное ценностное предложение за 6 шагов

Теперь это можно переносить на любой фреймворк. Мы расскажем про две формулы: FAB (Features, Advantages, Benefits) и 4P's of Value Proposition (Problem, Promise, Proof, Proposal).

Гайд: как создать эффективное ценностное предложение за 6 шагов

FAB (Features, Advantages, Benefits)

FAB-фреймворк фокусирует на главных составляющих продукта, а исходя из этого формирует ценностное предложение:

  • Features, или возможности: характеристики и функции продукта;
  • Advantages — преимущества: чем ваше предложение отличается от конкурентных;
  • Benefits — выгоды: какую пользу получит клиент, если будет пользоваться вашим продуктом.

Для сегмента с частными пользователями мы можем сформулировать предложение так:

Features: доступный и настраиваемый интерфейс, широкая функциональность, доступ с мобильных телефонов и с компьютера.

Advantages: возможность работать над проектом в любой точке мира, в любое время и с любого устройства.

Benefits: результативное управление проектом и сэкономленный бюджет.

Итоговая формулировка по FAB: наше решение с множеством функций поможет вам решать задачи любого уровня сложности с любого устройства. Это повысит вашу продуктивность без больших финансовых вложений.

4P's of Value Proposition (Problem, Promise, Proof, Proposal)

Если составлять предложение по этой формуле, то в результате вы подсветите клиенту пользу и укажете на конкретные решения его болей:

  • Problem, или проблема: какую боль клиента закрываем;
  • Promise — обещание: что гарантируем клиенту при выборе нашего продукта;
  • Proof, или доказательство: как подкрепляем свои обещания;
  • Proposal — предложение: что именно мы даем клиенту.

Например, для сегмента крупных компаний мы можем разложить потребности клиента и решение через наш продукт с помощью фреймворка 4Р так:

Problem: сложно управлять большими проектами, проблема с масштабируемостью.

Promise: ориентир на работу с крупными проектами. Повышенный уровень поддержки.

Proof: приложением успешно пользуются лидеры рынка с командами от 1000 человек. Ссылка на кейсы.

Proposal: платформа, которая помогает создавать и настраивать прозрачные и понятные бизнес-процессы.

Итоговая формулировка по 4P's of Value Proposition: развивайте свой бизнес с помощью нашего многофункционального сервиса: масштабируйте свои проекты, интегрируйте свои системы, внедряйте и автоматизируйте любые процессы и получайте поддержку на всех этапах.

Плохие примеры определения целевой аудитории и ценностного предложения

Для сегмента с частными пользователями: «У приложения есть параметр офлайн-доступа, и оно может синхронизировать данные, так вы можете управлять задачами на ходу».

Да, офлайн-доступ и синхронизация — это важные функции, но в такой формулировке вы не объясняете клиенту, почему это выгодно для него и как повлияет на работу. Поэтому тут лучше подчеркнуть возможность работы где и когда угодно.

Для сегмента некрупных компаний: «В нашем сервисе можно сократить время на рутинные ежедневные задачи и автоматизировать их».

Опять нет понятной выгоды, несмотря на то, что мы говорим про экономию времени. Лучше рассказать, как автоматизация текущих задач освободит руки для задач по развитию бизнеса или увеличению прибыли. Если это не уточнить, то предложение потеряет силу.

Частые ошибки при подготовке ценностного предложения

Между функциями, преимуществами и выгодами (FAB) и между обещаниями, доказательствами и предложениями (4P's) важен баланс. Его можно нарушить, если:

  • делать упор только на функциях и не указывать конкретные выгоды;
  • давать слабые, противоречивые и невыполнимые обещания, подрывая репутацию компании и доверие клиента;
  • не подтверждать обещания примерами, кейсами или результатами.

Если правильно пользоваться формулами, вы сможете создать сильное цепляющее ценностное предложение, сохранить текущих и привлечь новых клиентов.

Шаг 5. Тестируем предложение, собираем ОС

Перед финальной интеграцией ценностного предложения в бизнес-процессы, его еще можно протестировать и скорректировать согласно мнению аудитории.

Способы проверки предложения на релевантность:

1. А/В-тестирование. Вы показываете разным сегментам разные варианты предложения (A и B) и определяете, на какой из них лучше отреагировала аудитория. Какой из вариантов лучше доносит ценность и выгоды от покупки продукта.

Если вы хотите протестировать призывы лендинга:

  • вариант A: «Автоматизируйте ежедневные задачи и погрузитесь в развитие бизнеса»;
  • вариант B: «Вы можете развивать бизнес и автоматизировать рутину с помощью нашего сервиса».

По итогам теста можно будет оценить количество кликов, конверсию в заявки и время, которое клиент провел на лендинге.

2. Опросы — метод, с помощью которого можно выяснить, насколько клиенты считывают посылы, формулировки и все прелести продукта. Проводить такое исследование можно по электронной почте, в соцсетях или на сайте.

Например, вы можете показать респонденту новое предложение и спросить, за что цепляется его внимание, насколько понятно выделенное преимущество продукта, что привлекло внимание.

После проведения опроса нужно получить обратную связь и обработать ее. Вы поймете, справляется ли ваше предложение с решением задач клиентов, совпадает ли с их ожиданиями. Например, результаты показали, что продукт удобен для клиентов, хотя они не знакомы со всеми его функциями и возможностями. Тогда в предложении можно рассказать про полезные функции и сделать акцент на понятном интерфейсе и простых настройках.

Шаг 6. Внедряем во все процессы бизнеса

При введении нового предложения в работу донесите обновленные ценности до всей команды, которая работает над продуктом.

Гайд: как создать эффективное ценностное предложение за 6 шагов

Куда нужно внедрить ценностное предложение:

  • во все маркетинговые платформы: на сайт или лендинг, во все рекламные кампании, соцсети и рассылки;
  • в клиентский сервис: отдел продаж и служба поддержки должны доносить до аудитории одинаковые смыслы и подчеркивать главные особенности продукта;
  • в корпоративную культуру: сотрудники начнут разделять ценности компании и будут разрабатывать продукт, который отвечает обещаниям из ценностного предложения.

Спустя время все шаги можно пройти заново, потому что аудитория, конкуренты, тренды и особенности вашего продукта могут поменяться. С таким гибким подходом вы сможете укрепить доверие текущих клиентов, заинтересовать новых и уверенно продвигать ваш продукт на рынке.

Полезные статьи, которые упростят работу над продуктом

Делитесь вашими ценностными предложениями в комментариях, чтобы другие участники и эксперты могли поделиться своим мнением и дать полезную обратную связь о них.

77
33
6 комментариев

Хороший материал.
Есть еще метод «Золотого круга» Синека, который позволяет строить коммуникацию на глубинных убеждениях бренда и ценностях, которые он желает донести.
УЦП строится по схеме: «Почему? Как? Что?»
«Почему?» - демонстрация ценностей (мы считаем, что в любой точке мира человек должен иметь возможность оставаться на связи);
«Как?» - способ достижения (поэтому установили вышки с максимальным покрытием на территории всей страны)
«Что?» - представление продукта (чтобы вы имели доступ в интернет, где бы вы ни находились)

2

Да, фреймворк хороший, но используется не так часто. Спасибо за дополнение!

Спасибо за статью!

1

Всё для вас)

Согласен с тем, что ясность и простота — ключ к успеху. В своей практике я заметил, что слишком сложные предложения часто пугают клиентов.

Потому что нужно потратить слишком много ресурсов, чтобы в них разобраться)