Теперь любой человек может зарегистрировать собственный товарный знак

«Физлицам разрешили регистрировать торговые марки на себя» — в том году эта новость мелькала везде только в положительном свете.
На практике же нововведения обернулись не только возможностями, но и рисками, которые коснулись каждого предпринимателя. Рассказываю, что произошло и как нам теперь с этим жить.

Закон вступил в силу 29 июня, и уже на следующий день в Роспатент пошли наши заявки на физлиц
Закон вступил в силу 29 июня, и уже на следующий день в Роспатент пошли наши заявки на физлиц

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей». Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.

Если у вас уже есть свое дело или когда-нибудь собираетесь начать, эта статья пригодится, чтобы защитить свой бренд и не попасть на миллионные компенсации и штрафы за нарушение чужих прав.

Что может стать товарным знаком — в двух словах

Сегодня в России охраняется более 800 000 товарных знаков, поэтому найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.

Если у вас есть свой знак, то во всей стране никто кроме вас не вправе использовать такой же или похожий бренд в своем бизнесе. А если рискнет, набор санкций внушительный:

  • взыскание компенсации в пользу правообладателя — до 5 миллионов рублей, иногда больше (п.4 ст. 1515 ГК РФ);
  • штрафы в пользу государства за нарушение закона о рекламе и недобросовестную конкуренцию — тут от 100 до 500 тысяч, а там как повезет (ч. 2 ст. 14.33, ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ)
  • конфискация товара, на который незаконно нанесен чужой знак (п.2 ст. 1515 ГК РФ)
  • иногда ответственность вплоть до уголовной (до шести лет, ст. 180 УК РФ)
  • ребрендинг — даже выплата компенсации не даст права использовать знак дальше

Товарный знак (он же торговая марка) — это зарегистрированное в Роспатенте обозначение.

Чаще всего регистрируют слова и словосочетания:

  • названия компаний, магазинов и заведений
  • названия товаров и услуг
  • слоганы
  • домены
  • настоящие и вымышленные имена.

Следующие по популярности — изобразительные знаки:

  • логотипы
  • этикетки
  • развертки упаковок
  • эмблемы
  • паттерны

Регистрация действует 10 лет, охраняется на территории всей страны, отмечается маркировкой ®. Продлевать ее действие можно сколько угодно. В результате регистрации выдают свидетельство. Вот пример из моей практики:

Теперь любой человек может зарегистрировать собственный товарный знак

Кому нужны товарные знаки, а кто может обойтись и без них?

Товарный знак точно не нужен тем, кто занимается обналичкой или получает клиентов только за счет личных связей или дружбы с чиновниками. Тут все равно, как называется очередное «ООО „Вектор“»: если что-то пойдет не так, компанию бросят и откроют новую, а смену названия никто и не заметит.

Если незатейливое название бизнеса прямо указывает на товар, например, «ремонт обуви» для ремонта обуви или «детская одежда» для магазина одежды, то товарный знак тоже не нужен.

Каждый магазин одежды может писать на вывеске «детская одежда», и никто не может ему этого запретить. Тут проще сэкономить и ничего не регистрировать.

Только нужно быть аккуратным: от «детская одежда» всего один шаг до «детского мира», а «Детский мир» — это уже не просто указание на товар, а зарегистрированный товарный знак с богатой судебной историей.

Что изменилось

Раньше в законе было прямо написано, что товарный знак — это средство индивидуализации товаров и услуг юрлиц и ИП. А потом слова про юрлиц и ИП ювелирно отрезали поправками в закон.

Сейчас правообладателем своего знака может стать кто угодно — не только самозанятые, но и обычные физлица, простые люди, не ИП и не владельцы компаний. По сути, любой читатель ВЦ может стать правообладателем собственного бренда.

Но тут возникает неловкий вопрос: если товарные знаки — это инструмент для коммерции, то зачем они вообще нужны простым физикам?

Самозанятым — да, понятно, надо брендировать свои товары и услуги на рынке. А что будет брендировать физик, который не вправе заниматься коммерцией?

Приличные сценарии:

1) человек собирается через месяц открывать ООО, а хорошее название для бизнеса подобрал уже сегодня и нужно получить на него право

2) учредитель компании регистрирует знак на себя лично, чтобы снизить риск рейдерского захвата бренда

3) физик наследует товарный знак за ИП (раньше надо было или самому становиться ИП, или отказываться от регистрации)

Эти сценарии встречаются, но не так уж и часто. Кому было надо с таким справиться, находили варианты и так.

А вот новая возможность регистрации знаков на физиков принесла новые проблемы и нюансы.

Физиков используют в качестве номинальных владельцев

Классика жизни: есть китайский бренд «ALPHA», его товар в Россию завозят десяток предпринимателей. Они выставляют его на маркетплейсах и конкурируют между собой.

Тут один из них берет и регистрирует знак «ALPHA» на себя. С помощью своих юристов он выгоняет всех остальных продавцов этого бренда с маркетплейса. Меньше конкурентов, больше продаж — профит.

Такой знак иногда можно аннулировать — мне доводилось с таким сталкиваться. На практике это непросто, нужно доказать недобросовестную конкуренцию. Поэтому многие предприниматели в таких ситуациях просто отказываются от споров и уходят заниматься другим товаром.

Иногда в таких историях сами китайцы начинают возмущаться, мол, ты зарегистрировал наш бренд на себя.

А знаете, что делает предприниматель с товарным знаком? Он просто меняет одних китайцев на других.

Находит других китайцев, которые сделают ему похожий товар. И продолжает продавать его под тем же брендом — реклама и вся клиентская база остается же у него вместе с товарным знаком.

Мне доводилось участвовать в таких спорах с разных сторон — и на стороне защиты, и на стороне правообладателя, и даже на стороне иностранцев. Ситуации разные, правда у каждого своя.

С появлением регистраций на физиков таких ситуаций стало больше, а бороться с ними — сложнее.
Если раньше такой смекалистый ИП регистрировал знак на себя и доказать его взаимосвязь с китайцами было возможно, то теперь он просто берет и регистрирует знак на своего знакомого-физика. Доказать недобросовестность владельца знака становится сильно сложнее.

В общем, если собираетесь что-то продавать — разбирайтесь с вопросами прав на бренд товара и компании заранее.

На физиков выводят деньги с компаний по лицензионным договорам

Допустим, у вас есть компания. Чтобы превратить деньги на счету компании в деньги в своем кармане, нужно заплатить кучу налогов — налог на прибыль, на дивиденды, и так далее. Плюс сам вывод дивидендов это не самая простая процедура.

А теперь представьте ситуацию.

Есть компания, она работает под каким-то своим названием — брендом. Этот бренд зарегистрирован как товарный знак на какое-то физлицо — например, лично учредителя или гендира.

Компания заключает лицензионный договор с этим физлицом: он дает компании право использовать бренд, а компания за это платит ему каждый месяц.

В итоге получается, что у компании появляется новый легальный канал для вывода денег со счета, минуя историю с дивидендами.

Да, физик заплатит свой налог, но и компания спишет эти деньги в расходы. В общем, получится выгоднее и проще, чем история с дивидендами.

Если не наглеть и не выводить всю прибыль компании по такому договору, то эта модель — вполне себе норм.

Раньше для реализации такой модели нужен был ИП, и это было сложно. Теперь правообладателем такого знака может стать кто угодно.

Выросло количество дурных заявок от людей, которые пытаются зарегистрировать на себя очередной "Макдональдс" или "Кока-Кола"

Каждый год в Роспатент подается куча дурных заявок, по которым абсолютно точно будет вынесен отказ.

Я как юрист не берусь за такую работу, и на старте предупреждаю людей, что эта попытка регистрации обернется бестолковой потерей денег.

Раньше заявки на всякие «Макдональдс», «Зара» и «Z» подавали только ИП, которые пытались перехитрить других, а в итоге перехитрили только сами себя.

Теперь такие заявки идут и от обычных физлиц, которых гораздо больше, чем ИП.

А что нам с того, спросите вы?

Да всё бы ничего. Только заявок итак с каждым годом все больше, а экспертов в Роспатенте — нет. Поэтому сроки регистрации будут расти, а найти свободное и пригодное к регистрации название станет сложнее.

Раньше, чтобы найти перспективное для регистрации название, нужно было перебрать 5-10 вариантов. Теперь кратно больше.

Регистрация чужих названий на себя для "продажи" знака прозевавшему регистрацию предпринимателю из узкого дела десятка патентных троллей превращается в народную забаву уровня киберсквоттинга

Патентные тролли — это компании, которые регистрируют кучу товарных знаков, ничего под ними не производят и только таскают всех по судам в попытке заработать на компенсациях.

У патентных троллей есть два направления «работы».

1) регистрация распространенных названий

Регистрируют названия вроде «Анюта», «Альянс», «Красавица» и всё такое в духе вывесок магазинов в спальном районе российской глубинки. Дальше рассылают претензии всем, кто использует такие названия.

2) захват конкретного бренда

Тролль находит прибыльную компанию, название которой не зарегистрировано. Прицепиться могут к любому названию, которое использует компания — название самой компании, ее товара, домена или чего-то еще. Регистрируют это название на себя, а потом приходят с претензиями к той компании.

Конечно, все 5 миллионов суды по искам троллей не взыщут, но вот 300-500 тысяч — вполне . Иногда, конечно, им могут и отказать, но тут уже всё зависит от поверенного, который работает на защиту компании

Экономика троллей простая: многим предпринимателям проще отдать троллям 100-200 тысяч и гарантированно выкупить знак, чем идти в суды и рисковать.

И вот если раньше таким патентным троллингом занимались только компании, теперь к ним добавились еще и бессчетное множество физлиц. Часть из которых, на самом деле, те же тролли.

Слышали про киберсквоттинг? Это когда регистрируют на себя домены в надежде, что найдется кто-то, кто их выкупит. Вот и с товарными знаками видимо к тому же и придем.

Только вот один нюанс. Чтобы зарегистрировать домен, достаточно разницы в один символ от существующего. А с товарными знаками такое не прокатывает. Там считают нарушением даже те случаи, где название не такое же, а просто очень похожее.

Что в итоге

Раньше зарегистрировать на себя товарные знаки могли только ИП и юрлица. Сейчас кто угодно — и самозанятые, и просто физлица.

Выгоды:

— можно зарегистрировать знак на себя лично еще до открытия компании

— регистрация знака на себя лично поможет защититься от рейдерского захвата

— самозанятым не нужно становиться ИП, чтобы стать правообладателем своего бренда

— можно легально переводить деньги со счета компании на счета физлиц по лицензионным договорам

Риски:

— заявок стало больше, найти пригодное к регистрации название теперь сложнее

— сроки регистрации могут вырасти, потому что очередь на экспертизу увеличится

— патентных троллей стало больше — регистрации на физлиц используют для борьбы с конкурентами

Если пост полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.

Если в принципе тема авторских прав «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях. Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, по регистрации товарных знаков или по судам — можно написать мне в личку в телеграме @bchlf

1111
33
22
10 комментариев

Нейминг, на мой взгляд, самый трудный раздел в маркетинге в целом и копирайтинге в частности. Сколько названий мы придумывали по второму разу — не пересказать )

Вот и сидишь, проверяешься. Сейчас вообще всё на себя зарегистируют, будем новые слова изобретать

1
Ответить

Согласен полностью! Недалек тот час, когда все поймут, насколько дальновидна в своих названиях была Икея))

4
1
Ответить

Такими темпами вообще все запатентуют, сложно будет найти новое название

1
Ответить

Да, сейчас уже 800 тысяч действующих знаков, плюс по 140 тысяч заявок каждый год подают.

А учитывая российские особенности регистрации сразу на много классов МКТУ, и то, что помешать может не только такая же регистрация, но еще и просто очень похожая — найти свободное название сейчас непросто.

Ответить

Это же прекрасно!)

1
Ответить

Спасибо))

Ответить

Благодарю, Алексей! Полезная тема, как раз собираюсь регистрировать товарный знак, потихоньку погружаюсь.

1
Ответить