Форс-мажор идет по плану...

Или что делать, когда кажется, что мир рухнул...

Неожиданные ситуации в бизнесе возникают достаточно часто, что и поддерживает в нас тот самый дух авантюризма и предпринимательства. Также форс-мажоры подсвечивают степень готовности компании к внешним воздействиям, а это зачастую, оказывает терапевтический эффект. Другими словами, кризисная ситуация может даже укрепить компанию или команду.

Безусловно, не все воспринимают подобные факторы в позитивном ключе, и в большинстве случаев, первой реакцией становится паника и необдуманные решения, что скорее усугубляет влияние форс-мажора на проект или контракт, но это не значит, что в конечном счете мы не можем из любых событий выносить полезный опыт.

Ошибочным будет и постоянное ожидание или даже каждодневный поиск проблем от любого нового входящего фактора. Такой практикой можно достаточно быстро нажить себе шизофрению и уже самому стать достаточно весомым фактором риска для устойчивости компании.

Так что же делать в случае форс-мажора, чтобы не “наломать дров”?

Давайте разбираться. Для начала договоримся, что форс-мажор это обстоятельство которое никто не ожидал и не мог предугадать, либо это маловероятный риск который, по объективным причинам, даже рассчитывать не стали. В противном случае, такой кризис можно будет отнести просто к “риску”, который “сработал” и подразумевается автоматический запуск готового сценария для решения проблемы.

Любопытно, что большинство компаний, с которыми мне посчастливилось соприкоснуться, достаточно поверхностно относятся к анализу рисков. Часто просто закладывают в бюджет проекта некоторые процент на “всякий случай” или перекладывают все это на плечи подрядчика, который в свою очередь сам закладывает этот процент. Зачем тратить лишний ресурс на то, что невозможно предугадать и тем более посчитать “урон”, кроме “тотального”? Вопрос, безусловно, риторический. Поэтому почва для “форс-мажоров” вполне благодатная. Собственно благодаря этому, я и получил достаточно большой опыт, проверенный временем, чтобы сформулировать для коллег небольшую инструкцию. Достаточно логичную последовательность, что нужно делать, когда на твоих глазах, на абсолютную гладь прекрасного озера опустился “черный лебедь”.

Преамбула - не ждите проблем и не ищите. Они придут сами, “неоткуда” и в самый неожиданный момент.

Первое - не паниковать. Как бы пОшло не звучало - выход есть всегда. Его надо только найти. Чтобы не впадать в отчаяние используйте все, что угодно. Дыхательные практики, крик, в тир можно сходить. Главное пропустить первую волну.

Второе - сбор супергероев (если необходимо). Создаем рабочую группу для решения. В голове перебираем, тех кто хорошо разбирается в нужной сфере, ну или нам так кажется. Два-три человека. Перераспределяем задачи, чтобы создать запас времени на спасительную операцию.

Третье - превентивные меры. Ограничиваем влияние видимых форс-мажорных факторов. Любыми средствами. Блокируем, закрываем, отключаем все, что по-нашему мнению в зоне риска. Например биржа просто останавливает торги, пока ситуация на рынке не “устаканится”. Или например, отрубить все, потенциально опасные, учетные записи и поменять все необходимые пароли к хранилищам.

Четвертое - трезвая оценка событий. Надо объективно подойти именно со стороны своего бизнеса и понять “что собственно произошло страшного”. Попробовать оценить масштаб и ущерб. Желательно в конкретных цифрах, имеющих отношение непосредственно к ключевым метрикам эффективности компании. Все, что можно, выражаете в суммах.

Пятое - это конечно же анализ. Почему данное событие имело такое эффект для компании или проекта, где были слабые места в процессах или людях. Крайне необходимым будет ответ на ключевой вопрос “Могли ли мы повлиять?”. Если ответ отрицательный, то следующий шаг можно пропустить.

Шестое - тактика. Цифры и анализ нам нужны, чтобы определить тактику и стратегию. То есть создать два, а желательно три сценария выхода из этой ситуации, желательно еще и с прибылью. А главное понять сроки решения. Хотя бы приблизительные.

Седьмое - всегда быть честным с клиентом. Как бы не обстояли дела и во сколько не был бы оценен бюджет “трагедии”, вы с ним в одной лодке. Он ваш партнер и друг по бизнесу, поэтому должен быть в курсе. А для этого нужен открытый диалог. На встрече, можно показать сценарии и цифры. И если он не предложит какую-либо свою помощь, то хотя бы будет понимать, что у вас все всегда под контролем.

Восьмое - время максимальной концентрации. Последним и самым важным пунктом будет претворение “антикризисных” сценариев в жизнь. Все прошлые шаги не будут иметь никакого значения, если их не проверить опытом и не подтвердить временем.

Вот и все. В итоге, если любую проблему воспринимать, как временную трудность и иметь в голове четкую последовательность действий, то время реакции на неприятность - это только период, пока вы справляетесь со своей первой на него реакцией.

11
4 комментария

Несколько раз не паникуйте)) видимо у вас не раз случались такие ситуации при чем паника была не маленькая)) Честно говоря такие ситуации не зря называются форс-мажорными, паники избежать сложно, тут вся команда должна быть жесткая как кремень, потому что паника распространяется от человека к человеку как какая то зараза)

Ответить

На самом деле у форс-мажора всегда есть предпосылки. И если мониторить сферы, которые отвечают за внешние факторы, формирующие риски и приглядывать за собственной внутренней кухней, то возникновение "внезапных" кризисов можно свести к нулю. И на своем опыте могу точно сказать, что достаточно авторитетный лидер может внушить спокойствие и не пустить панику на другие уровни. Об этом возможно будет будущая статья. Но по молодости и я паниковал, чего уж скрывать.

Ответить