Когда у машин появятся глаза: каким будет дорожное движение ближайшего будущего

Исполнительный директор и сооснователь компании «Лаборатория умного вождения» Михаил Анохин написал для vc.ru колонку о новых технологиях в автомобильной индустрии и о том, как они повлияют на дорожный трафик, безопасность вождения и автострахование.

Когда у машин появятся глаза: каким будет дорожное движение ближайшего будущего

Автомобильная индустрия развивается невероятными темпами, и технологии, которые раньше можно было увидеть только в фантастических фильмах, становятся реальностью. На дорогах появляется все больше автомобилей с функциями автопилота: они могут ускоряться, тормозить и маневрировать без вмешательства водителя.

Один из примеров такого инновационного транспорта — электрокар Tesla. По оценкам аналитиков Business Insider, к 2020 году во всем мире число таких авто может достичь 10 миллионов. Существенных изменений в развитии автомобильных технологий можно ожидать и до этого момента: автомобили научатся видеть и понимать дорогу, а также коммуницировать с водителями и друг с другом.

Автомобиль как продолжение смартфона

Автопроизводители активно развивают проекты по созданию интерактивных систем управления автомобилем, подключенным к интернету. На недавней конференции TU-Automotive Europe вице-президент BMW по новым технологиям и бизнес-моделям Дитер Мэй заявил, что такие системы должны быть еще и самообучающимися. К примеру, перед поездкой автовладельца на встречу автомобиль сам может свериться с календарем хозяина в смартфоне и прогреть салон к его приходу.

На той же конференции глава подразделения компании Connected Car Кристоф Хартунг рассказал о сервисе Mercedes Me, который позволяет управлять некоторыми функциями автомобиля удаленно, а также может следить за состоянием машины и передавать соответствующую информацию обслуживающей компании. В случае необходимости автомобиль сам подаст заявку на техобслуживание.

Автопроизводители думают и о том, как обеспечить доступ автомобиля к данным с удаленных серверов при нестабильной связи. Toyota развивает проект по созданию спутниковых антенн, с помощью которых можно поддерживать коммуникацию, даже если поблизости нет вышек сотовой связи.

Светофор предвидит пробку

Активно развиваются и проекты по созданию единой коммуникационной сети автомобилей и дорожной инфраструктуры, которая позволит оптимизировать трафик.

Получая данные от подключенных к интернету автомобилей, городские власти могут на ранних этапах обнаруживать заторы или аварии и реагировать на них: регулировать работу светофоров или менять скоростные лимиты на отдельных участках дороги. Анализ собранной статистики позволит предвидеть те или иные осложнения.

Звучит фантастически, но такие проекты — уже реальность. Например, власти голландского города Эйндховена совместно с компанией IBM провели пилотное внедрение системы организации городского трафика.

Модули для сбора телематической информации были установлены на более чем 200 машинах. Данные о местоположении автомобилей, торможении и ускорении передавались в аналитический центр. Департамент транспорта смог в режиме реального времени реагировать на меняющиеся погодные условия, предотвращать пробки и ликвидировать последствия ДТП.

С подобными инструментами можно оптимизировать и работу городского транспорта — например, отслеживать нарушения, которые допускают водители автобусов, и менять маршруты их движения в соответствии с дорожной обстановкой.

Разработки телематических сервисов и инструментов контроля общественного транспорта ведутся и в России. В 2015 году начал работу проект Smartdriving, а в нескольких городах страны запущено приложение «ЕТранспорт.рф». С помощью датчиков ГЛОНАСС оно собирает информацию о местонахождении общественного транспорта и оповещает пользователей о времени прибытия автобусов, троллейбусов или трамваев нужного маршрута на остановку.

Новый уровень безопасности

По прогнозам аналитиков BI Intelligent, к 2020 году до 75% автомобилей, сходящих с конвейера во всем мире, будут оснащены оборудованием для подключения к интернету. Объем продаж таких автомобилей превысит $1,3 млрд. Уже в ноябре 2015 года стартовали продажи новинки АвтоВАЗа LADA Vesta, на котором установлено оборудование экстренного оповещения о ДТП.

Увеличение числа подключенных к сети автомобилей позволит серьезно повысить безопасность дорожного движения. Например, в российском проекте «Эра ГЛОНАСС» создается система автоматического оповещения служб экстренного реагирования о чрезвычайных ситуациях и авариях.

Согласно требованиям законодательства, к 2017 году все новые автомобили в России должны быть оснащены системой экстренного реагирования. Для пассажирского транспорта это правило действует уже с 2016 года.

Благодаря наличию такого терминала сведения о местонахождении автомобиля, попавшего в аварию, передаются по спутниковой связи в систему «Эра ГЛОНАСС», а оттуда — экстренным службам, которые принимают решение, как реагировать на происшествие. Сигнал о ДТП поступает в систему за 10 секунд.

По разным оценкам, развертывание системы «Эра ГЛОНАСС» позволит сократить число жертв автоаварий в стране примерно на 4 тысячи человек. Важность подобных нововведений осознают и в других странах. Министерство транспорта США разрабатывает программу, согласно которой модули для сбора телематической информации в ближайшие годы будут устанавливаться на все новые автомобили.

Общий уровень безопасности на дорогах сможет повыситься и за счет появления технологий «машинного зрения». Уже сейчас в автомобилях BMW, General Motors и Tesla используется система предупреждения аварий Mobileye. Свою технологию City Safety разрабатывает шведский автопроизводитель Volvo.

Такие системы отслеживают траекторию движения машины и предупреждают водителя, если он слишком приближается к впереди едущему автомобилю или если тот резко тормозит. При необходимости автономные системы экстренного торможения могут остановить автомобиль до столкновения.

В конце января 2016 года была опубликована статистика Страхового института дорожной безопасности: использование систем экстренного торможения позволяет снизить число столкновений с движущимся впереди транспортом на 39%, а общее число аварий — на 12%. По данным автоконцерна Audi, за последние пять лет применение подобных систем снизило число травм пассажиров на 38%.

«Умная» страховка

Автомобильные технологии развиваются бурными темпами: по прогнозам Gartner, к 2020 году число подключенных к сети автомобилей может составить 250 миллионов. Распространение телематических технологий не только позволит повысить безопасность дорожного движения и комфорт в эксплуатации автомобиля, но и подтолкнет развитие смежных отраслей.

Одна из таких отраслей — автострахование. Уже сейчас многие страховые компании, в том числе в России, внедряют подобные системы и предлагают автомобилистам индивидуальные страховые программы. Стоимость каско рассчитывается на основе анализа телематических данных о стиле вождения конкретного автомобилиста и интенсивности использования машины.

Такой подход называется Usage Based Insurance, или UBI. Он делает страхование доступным большему числу автомобилистов, а страховым компаниям позволяет серьезно расширить клиентскую базу. По оценке аналитиков компании Ptolemus, мировой объем рынка UBI-страхования к 2020 году превысит $20 млрд, а в России рынок страхования с телематикой достигнет 4,1 трлн рублей.

Установка модуля для сбора телематической информации поможет автовладельцам узнавать о неполадках в автомобиле еще до того, как это приведет к серьезной поломке, а дилеры с помощью мобильных приложений смогут сообщать клиентам о скидках на те или иные работы в автосервисе.

Резюме

Пройдет всего несколько лет, и на наших дорогах появится большое число беспилотных автомобилей. Все участники автотранспортного движения будут объеденены в единую информационную сеть. Автомобили научатся анализировать дорожную обстановку и избегать аварий.

В итоге существенно вырастет уровень безопасности и порядок на дорогах, использовать автотранспорт станет комфортнее, а услуга автострахования станет доступной и привлекательной для большего числа людей.

6 комментариев

Еще бы на пешеходов датчики телеметрические установить, чтоб и их поведение соответствовало новому уровню культуры на дороге.

1

Датчики на авто ставят из за пешеходов, а не для автомобилистов)

Ездя за пределами москвы в местах ремонта где нет разметки и тп, с трудом представляю как роботы осилят. По техусловиям разметка наноситься через две недели. А обьезд аварии или поломки через встречку? А нерегулируемый перекресток с 1,5 секундами на возможность влезть... Хотя сам я за полную роботизацию авто.

1

Дорога в Купавне, Московская область)

Мне вот интересно, насколько "робот" - "вы"?=)

Сейчас подобные системы разрабатываются, что конечно же не может не радовать. Правда говорить что через несколько лет мы это все увидим работающим - спуститесь на землю (речь и про российский рынок): с каким трудом внедряется эра глонасс на авто, видя тесты теслы на трешке, где есть разметка и дорога - а ведет себя в нестандартной ситуации неадекватно; не забывайте, что для реализации всего этого потребуется соответствующая инфраструктура (минимум связь, дороги и ит) - а за это будем платить мы с вами, в 5-10 раз больше чем сейчас.