Как с помощью YandexGPT автоматически отвечать на 60% вопросов и отзывов: опыт Ralf Ringer
За день нейросеть отвечает более чем на 2000 обращений покупателей Ralf Ringer. Это помогло сократить нагрузку на отдел клиентской поддержки в два раза. Как получили такой результат — читайте в статье.
Маркетплейсы — важная площадка для работы с обратной связью от клиентов. Во-первых, от количества отзывов напрямую зависят объёмы продаж товара. Во-вторых, 83% покупателей надеются, что продавец поможет решить их проблему. При этом 40% хотят получить ответ в течение дня. Но чем больше вопросов и отзывов от покупателей, тем сложнее написать каждому качественный и содержательный ответ.
Решить эту задачу помогает YandexGPT. Как автоматизировать работу с обратной связью, рассказывает Артём Спорыхин — основатель компании Starfish24, которая разрабатывает сервисы для ритейла более восьми лет.
Мы разрабатываем IT-продукты для ритейла с 2016 года, а с 2020 используем сервисы Yandex Cloud. Среди наших решений — приложения для логистики и автоматизации обработки заказов: подтверждения, сборки, отгрузки, доставки и возврата.
В 2023 году наша команда создала сервис Smart-Reply.AI на основе GPT, чтобы автоматизировать ответы на отзывы на маркетплейсах. Расскажу, какие особенности были у разработки продукта, и на примере производителя и продавца обуви Ralf Ringer объясню, как сервис помогает специалистам в работе.
Как мы придумывали GPT-продукт для ритейлеров
В 2022 году компании начали активно экспериментировать с созданием контента с помощью генеративных нейросетей. Мы тоже решили протестировать их возможности в своих продуктах. Несколько месяцев потратили на поиск и подтверждение гипотез будущего проекта.
Летом 2023 года в Yandex Cloud объявили закрытое бета-тестирование YandexGPT среди корпоративных пользователей, и мы подали заявку. После одобрения подключили технологию и продолжили тестировать бизнес-идеи на её основе.
Одной идеей (как оказалось впоследствии, бесперспективной) была генерация текстов для карточек на маркетплейсах. На входе нейросеть получала категорию товара и техническое задание и на их основе готовила описание товара для карточки. Но периодически она указывала недостаточно характеристик, ошибалась, и на валидацию полученных описаний тратилось много времени.
Спустя пару недель тестирования YandexGPT мы увидели потенциал в ответах на отзывы и решили двигаться в этом направлении. По данным Tinkoff eCommerce, количество покупок на маркетплейсах в 2023 году увеличилось на 63%. Вместе с этим растёт число отзывов и обращений, которые продавцам нужно обрабатывать. Например, наш клиент Ralf Ringer получает тысячи отзывов в неделю. До внедрения технологии их обрабатывали всего два менеджера.
Эксперименты с нейросетями превратились в сервис Smart-Reply.AI, который отвечает на обращения покупателей, учитывая контекст.
1 млн рублей потратили на запуск проекта
А так выглядела наша дорожная карта:
Как выбирали и обучали нейросеть
Для обработки отзывов мы тестировали две нейросети: GPT-3.5 от OpenAI и YandexGPT.
Нейросеть от OpenAI — более зрелая технология, для которой уже существует множество инструкций по промт-инжинирингу.
YandexGPT первое время работала нестабильно, а качество ответов было хуже, чем у модели от OpenAI. Приходилось несколько раз переписывать промт, чтобы добиться результата, при котором больше половины ответов нейросети эксперты оценивали выше, чем человеческие — по полноте и релевантности.
Но в перспективе нейросеть Яндекса экономически выгоднее. В YandexGPT больше размер токена (группы символов, за которую платит пользователь), поэтому запрос стоит дешевле, чем в GPT-3.5.
Другое преимущество YandexGPT — знание русского языка. Иногда модель от OpenAI генерировала странные фразы, например писала «отдел по качеству», а не «отдел качества». YandexGPT больше обучается на русскоязычных текстах, поэтому справляется лучше. В итоге мы выбрали её.
Для обучения нейросети собрали с маркетплейсов 800 отзывов в категории «Одежда» и загрузили их в базу данных. Внутри Smart-Reply.AI задействовано несколько моделей. Первая, облегчённая, отвечает за классификацию тональности и темы обращения. Вторая, основная, работает с вопросами и отзывами.
Перед тем как ответить на отзыв, нейросеть изучает:
- тональность: положительная, отрицательная или нейтральная;
- тему вопроса: сертификаты, качество, доставка и т. д.;
- характеристики товара: категория, название, описание, дополнительные атрибуты.
Можно настроить правила ответа. Например, если отзыв положительный, ответ публикуется автоматически. А если отрицательный, то ответ должен подтвердить сотрудник поддержки бренда — и либо сразу опубликовать, либо предварительно отредактировать.
В сентябре 2023 года мы начали закрытое тестирование, в котором участвовали два магазина: Ralf Ringer на Wildberries и Paul Frank на Ozon. А через два месяца выложили сервис в публичный доступ.
Как дообучаем модель под бренд
У каждого клиента своя специфика, которая зависит от категории товара. Например, для ответов на вопросы об электронике нужно подгружать инструкцию к технике. Поэтому использовали fine-tuning — дообучение модели на данных клиентов. С этим помогла команда Yandex Cloud, так как в нашем сервисе эта функция только запускалась.
Как происходит дообучение:
- Клиент формирует список тем, по которым можно сгруппировать вопросы и отзывы.
- Под каждую тему мы подбираем не менее десяти примеров ответов.
- Составляем список вариантов в парах «вопрос — ответ» и «отзыв — ответ». С каждым клиентом отбираем минимум сто пар «вопрос — ответ». Это минимальное количество, при котором качество и компетентность ответов нейросети меняется в лучшую сторону.
- Преобразуем текстовые данные в вектор, то есть «переводим» слова на язык машины — в цифры.
- Обучаем модель на имеющихся примерах. И параллельно пополняем базу данных новыми отзывами, предпочитаем полные и нешаблонные ответы.
Дообучение занимает две-три недели. За это время модель учится распознавать типичные вопросы покупателей и отвечать им так, как ответил бы представитель бренда.
Если данных для обучения не хватает, клиент предоставляет дополнительную информацию. Так было с Ralf Ringer: компания передала собственный источник данных, который включал срок гарантии на обувь, высоту каблука, толщину и материал подошвы, длину стельки, сезон, коллекцию.
Чтобы оценить качество ответов, предложили экспертам — другим продавцам — выбрать, чей ответ им нравится больше: оператора или нейросети. В начале тестирования 70% опрошенных выбирали ответ человека, после дообучения 65% голосов были отданы модели.
10 секунд — среднее время ответа нейросети на вопрос
Как в Ralf Ringer автоматизировали работу с отзывами с помощью нашей технологии
Для каждой компании Smart-Reply.AI использует индивидуальные данные для обучения. Где-то они «подтягиваются» с площадок автоматически, а где-то приходится собирать их самостоятельно, как мы сделали для Ralf Ringer. У обуви и аксессуаров есть специфические параметры, которые различаются в зависимости от модели, например сроки гарантии. Поэтому мы предоставили нейросети базу с правильными ответами на вопросы о характеристиках.
Вместе с Ralf Ringer у нас получилось собрать около 1000 примеров пар «вопрос — ответ». Некоторые из них мы редактировали, чтобы сделать более корректными. Так создали базу данных из образцовых ответов. А во время работы собрали ещё 5000 ответов для дообучения.
Сначала сервис оценивает вопросы по тональности: положительные, отрицательные, нейтральные. Затем делит их по группам в зависимости от темы:
- Сертификаты
- Свойства товара
- Размер
- Наличие
- Условия доставки
- Качество
На все положительные отзывы нейросеть отвечает самостоятельно. А вот к негативным или сложным вопросам подключает человека, это 40% от всех сообщений клиентов.
60% ответов публикуются автоматически
В день поступает от 500 до 2000 отзывов и 100–300 вопросов. При этом отвечать на вопросы занимает больше времени, чем обрабатывать отзывы, потому что нужно разобраться в каждой ситуации и найти верную информацию. Наш сервис снизил эту нагрузку у сотрудников поддержки Ralf Ringer в два раза.
Ещё мы создали дополнительный промт, который сокращает ответ без потери смысла и убирает местоимения «мы», «вас», «ваш», «нам».
Что планируем делать дальше
Для Smart-Reply.AI я вижу два пути развития сервиса:
- Интегрировать новые площадки, в частности Яндекс Маркет и Авито. Сейчас сервис работает только с Ozon и Wildberries.
- Увеличить количество запросов, на которые будет отвечать нейросеть, и улучшить качество ответов за счёт новых примеров.
В дальнейшем, когда наберём достаточно опыта в России, будем выходить на зарубежные рынки: Казахстан, Узбекистан и остальные регионы Центральной Азии, а затем, возможно, в страны Латинской Америки.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте ещё больше историй о компаниях, которые создают и развивают бизнес вместе с Yandex Cloud.
Другие кейсы наших клиентов и партнёров:
- «Разница в 10 копеек на мандарины может стоить супермаркету миллионы»: как рассчитать оптимальную цену с помощью ИИ
- Как в три раза увеличить мощность вычислительных ресурсов в строительных проектах: опыт «Тангл»
- «Счёт, пожалуйста»: как Quick Resto помогает 10 тысячам кафе и ресторанов управлять бизнесом
Отвечать на отзывы при помощи чата плохая идея по моему, разве что на какие то короткие и положительные можно, но на объемные или негативные лучше пусть отвечают обученные специалисты.
Большая языковая модель может ответить и на объемный или негативный отзыв — всё зависит от данных, на которых её обучали, а также от хорошо подобранного промта. Дополнительная информация о товаре, собранная методом RAG (Retreival Augmented Generation), позволит сделать ответ более точным и качественным.
А что там с историей банкротства Ralf Ringer? Когда уже обанкротятся?