Что показали пробы воды от серферов с Халактырского пляжа

Спойлер: ничего нового, но это все равно значит кое-что важное

Экологическая катастрофа на Камчатке нас, как экологов, разумеется, волнует, и наша работа не позволила остаться в стороне. Камчатские серферы @surfway.kamchatka прислали в наш лабораторный центр пробы воды с Халактырского пляжа. Ребята взяли их после того, как некоторые серферы получили ожоги роговиц от контакта с водой. Мы исследовали их пробы и делимся результатами.

Фото из лабораторного центра EcoStandard group<br />
Фото из лабораторного центра EcoStandard group

Отбор пробы в контрольной точке выполнялся в соответствии с ГОСТ 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб».

Сразу честно скажем, что ничего нового наш санитарно-химический анализ не выявил. Зато подтвердил превышения по фенолу и нефтепродуктам, которые уже были озвучены в СМИ по результатам некоторых исследований.

Итак, вот какие превышения мы нашли относительно ПДК (предельно допустимых концентраций), применяемых к водам рыбохозяйственного назначения:

  • нефтепродукты - в 1,8 раза
  • фенолы (гидроксилбензол) - в 2,2 раза
  • плюс незначительное превышение по азоту аммонийному

Относительно менее строгих ПДК для вод хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения тоже есть превышения по фенолу. В таблице ниже - результаты наших лабораторных исследований.

Что показали пробы воды от серферов с Халактырского пляжа

Казалось бы, все плохо - норма по фенолу превышена в два раза. Фенол высокотоксичен и крайне опасен - проще говоря, ядовит. При контакте раздражает кожу, слизистую, может оставить ожоги. Некоторые сёрферы при контакте с водой получили ожоги роговиц, а местные говорят, что на пляже трудно дышать.

Все это вполне похоже на симптомы фенольного отравления, однако превышение в воде в два раза никак не могло вызвать описываемые выше последствия для людей, равно как и массовую гибель морской фауны.

Здесь можно было бы настроить много теорий по поводу снижения концентраций и самоочищения экосистемы, однако морская фауна продолжает гибнуть - 13 октября в СМИ появились новости о новом случае массовой гибели морских обитателей около поселка Озерновский Усть-Большерецкого района.

Просто дело оказалось не в феноле. Последнюю - и, надеемся, окончательную - «рабочую теорию» причины катастрофы на Камчатке 12 октября озвучил вице-президент Российской академии наук Андрей Адрианов. По его словам, все дело в аномально активном цветении морской воды, известном как «красный прилив».

На Медузе 13 октября вышло большое интервью с руководителем лаборатории морской микробиоты Национального научного центра морской биологии во Владивостоке Татьяной Орловой. Там она подробно описывает механизм развития «красных приливов» и убедительно объясняет, почему в этом явлении нет не только ничего страшного, но даже необычного.

Наш опыт в экологической экспертизе просто обязывает нас порадоваться и восхититься тем, что источник проблемы нашли относительно быстро. Иногда найти причину загрязнения среды очень сложно даже в пределах средней городской квартиры, не говоря уже о гигантских океанических площадях.

Но вернемся на минуту к результатам наших исследований.

Фото из лабораторного центра EcoStandard group
Фото из лабораторного центра EcoStandard group

Превышение фенола в два раза указывает на другую проблему - недостаточного контроля промышленных сбросов в водные объекты. Фенол часто встречается в сточных водах производственных предприятий и обязателен к контролю. Его превышение в океанической воде потенциально говорит о том, что дальневосточные предприятия недостаточно внимания уделяют своим очистным сооружениям и сбрасывают либо большее количество отходов, чем имеют право, либо плохо их очищают.

К слову о феноле

Наши специалисты всегда сравнивают его запах с запахом гуаши. Если вы почувствовали запах гуаши, а рядом никто не рисует, это повод насторожиться и уйти, сообщив о своих подозрениях ответственным за то помещение, где вы почувствовали запах.

Что же касается нефтепродуктов в воде, то в такой концентрации это, к сожалению, частый случай. Помимо аварий на буровых, которые невозможно не заметить или замолчать, многие морские суда втихую не соблюдают политику «нулевого сброса», согласно которой они не имеют права сбрасывать отходы в море, а обязаны привезти их в порт и там правильно утилизировать. Да и порты не всегда следуют букве закона в части обращения с отходами. В результате получаем локальные загрязнения по всему мировому океану. Возможно, превышения в камчатской воде этой же природы.

33
2 комментария

Там у Редакции вышел репортаж сегодня, опять, к сожалению слабый, но интересный момент - морской биолог утверждает, что водоросли красного прилива не наносят вреда моллюскам, они их едят, а вот уже моллюски становятся ядовитыми. Но картина такая, что берег и дно усеяны мертвыми моллюсками, теория красного прилива это объяснить не может.

1
Ответить

Спецы из гринпис писали, что красные приливы бывают только весной. Так что облом версия.

1
Ответить