12 советов для эффективного общения на рабочем месте

• Как избежать конфликтов на работе?
• Как выстроить общение с коллегами?
Привет! Меня зовут Виктория Поликарпова, я рекрутер, куратор направления массового подбора, в ГК "Смарт Групп". В статье расскажу как улучшить качество взаимодействия на работе и повысить продуктивность.

Кадр из сериала "Офис" как не нужно общаться с коллегами.
Кадр из сериала "Офис" как не нужно общаться с коллегами.

Эффективная коммуникация важна в любой сфере жизни, но наиболее важна в рабочей среде, где время = деньги, а результат зависит не только от вас, но и от коллег, заказчиков и партнеров. С развитием современных средств связи мы всё больше переходим на онлайн общение и переписываемся в корпоративных чатах, что одновременно и упрощает коммуникацию (скорость, доступность), и усложняет (важная информация теряется в потоке).

В зависимости от цели общения необходимо выбирать соответствующий способ коммуникации и балансировать между срочностью решения вопроса и уважением к времени собеседника. Важно учитывать особенности общения в рабочих (коллега-коллега, подчиненный-руководитель, заказчик-подрядчик) и межличностных (даже с разными темпераментами нужно находить общий язык) контекстах.

Основные принципы эффективной коммуникации:

1. Определите цель общения и придерживайтесь её

Сформулируйте для себя цель коммуникации, тезисы того, что вы хотите донести и узнать, а также на какие вопросы вы хотите получить ответ. Не уходите от цели разговора и не стесняйтесь вернуть собеседника в нужное русло, напомните про первоначальную цель. Иногда случается очень приятная беседа, но не по существу, вроде бы хорошо пообщались, но при этом не достигли ожидаемого результата.

2. Определяйте срочность и важность задачи

Некоторые вопросы можно обсудить на ежедневных или еженедельных встречах с коллегами, а для срочных вопросов, требующих немедленного ответа, лучше всего просто позвонить на 30 секунд и получить нужную информацию.

Цените время – своё и коллег. Например, напомнить отделу про ежедневный отчёт можно и в чате, не нужно прозванивать каждого или ставить для этого встречу в календаре. Вопрос грядущих структурных изменений требует внимания всех вовлеченных – ему стоит посвятить отдельную встречу, где можно будет оповестить всех присутствующих коллег и ответить на вопросы.

3. Ставьте сроки на ответ

К примеру, вам срочно нужно получить отчёт от своего подчиненного или подписанный акт от контрагента. Но что для вас срочно? 15 минут, день или 2 недели? Срочность достаточно субъективна, поэтому уточняйте конкретное время, и так, чтобы оно было реально достижимо.

4. Не стесняйтесь напоминать о необходимости ответа

Мы все можем забыть о времени, и в этом нет ничего страшного. Напоминание увеличивает шансы на своевременное получение необходимой информации. Если оппонент забыл о договоренностях или не заметил приближающийся дедлайн, он, вероятно, будет вам благодарен за напоминание.

5. Объясняйте и повторяйте то, что вы хотите донести

Объясняйте то, что вы хотите получить, так, будто объясняете это 6-ти летнему ребенку. Все люди разные, скорость и типы восприятия тоже разные, кому-то нужно бегло прочитать инструкцию и всё понятно, кому-то следует подробно проговорить голосом. Лучше потратить лишнее время на объяснение, чем исправлять ошибки, когда уже дедлайн будет подходить к концу.

6. Дублируйте информацию

Даже если вы проговорили всё максимально подробно, не будет лишним продублировать информацию. Это могут быть тезисы в рабочем чате, чтобы не забыли ни вы, ни ваш собеседник. Может быть и протокол встречи, если наш оппонент сложная бюрократичная структурна – оставить письменные договоренности лишним точно не будет.

7. Соблюдайте деловой этикет

Все рабочие звонки – только в рабочее время. Если вопрос не займет больше 5 минут – можно просто звонить, если понимаете, что потребуется больше времени, уточните, когда собеседнику удобно и обозначьте временные рамки созвона, чтобы ваш собеседник мог понимать, что на эту беседу у него хватит времени. Также обозначьте срочность, например, вопрос нужно решить в ближайшие два часа.

8. Не бойтесь задавать вопросы

Даже если вам кажется, что вопрос звучит глупо, спрашивайте. Если он появился, значит, информации недостаточно или её можно трактовать по-разному. Лучше переспросить и сделать правильно, чем исправлять ошибки.

9. Располагайте собеседника к себе

Не стесняйтесь сделать комплимент собеседнику, так вы завоюете его расположение. Называйте собеседника по имени – так вы закрываете его потребность в уважении.

Благодарите за ответ и приятное общение. Нам свойственно запоминать начало и конец разговора, так что именно этим частям уделяйте правильную эмоциональную окраску.

10. Позитивный настрой – важен

Иногда мы стремимся добиться результата любой ценой, но позитивное общение оказывается более эффективным. Оно приносит удовлетворение как от результата, так и от процесса, а также создает основу для дальнейших взаимовыгодных отношений.

Улыбайтесь, даже если печатаете письмо или говорите по телефону, так вы поднимете настроение себе и собеседнику.

11. Соблюдайте границы общения

Всё больше компаний стремятся к неформальному общению, но важно соблюдать границы, помнить про субординацию. Старайтесь избегать излишней фамильярности, не смешивайте рабочее и личное. Даже если вы хорошие друзья за пределами работы, не забывайте, в рабочее время вы прежде всего коллеги/партнёры.

12. Эмоциональная окраска зачастую только в вашей голове

Бывают ситуации, когда рабочий вопрос решается в бесконечной переписке и кажется, что собеседник откровенно хамит, а вы сами уже готовы взорваться. Скорее всего, это только ваша эмоциональная окраска происходящего. В переписке нет интонации и вы озвучиваете текст так, как эмоции звучат внутри вас. Во-первых, успокойтесь. Во-вторых, лучше переходите на голосовое общение – звоните. Так легче понять настроение собеседника и контролировать разговор. К тому же при личном общении эмоции становятся более спокойными.

Заключение

Эффективная коммуникация является краеугольным камнем успешной работы в любой профессиональной сфере. Важно сохранять ясность и фокус на цели общения, уважать время и особенности собеседников, а также применять четкие и понятные методы передачи информации.

Принципы, о которых я рассказала, направлены на улучшение качества взаимодействия и повышения продуктивности, а также на создание позитивной и продуктивной рабочей атмосферы. Соблюдение этих рекомендаций способствует достижению целей и укреплению профессиональных отношений.

Виктория Поликарпова
Рекрутер, куратор направления массового подбора, в ГК "Смарт Групп".

Материал был подготовлен для портала Pakhotin

Читайте о 5 soft skills, которые помогут вам добиться высоких результатов!

12 советов для эффективного общения на рабочем месте

Думал это сова? А это группа в vk с вакансиями! Подпишись и будь в курсе актуальных предложений!

66
12 комментариев

Спасибо, очень полезно. Про пункт 12, что эмоциональная окраска только в нашей голове, нужно прям распечатать и повестить в рамочке у компа

3
Ответить

Рады быть полезными :) Подписывайтесь на нашу группу в вк, мы публикуем там много полезного материала https://vk.com/gk_smart

3
Ответить

У нас в компании тоже раньше было много проблем из-за недопонимания, кто-то не уточнил задачу, кто-то не сообщил о сроках — и всё... работа буксует. Сейчас ввели простые правила, по типу если что-то важно, обязательно обсуждаем, чтобы избежать двусмысленности. Ещё помогает еженедельный созвон с командой, где все озвучивают свои задачи, и сразу понятно, где есть пересечения или проблемы.

2
Ответить

Всё гениальное просто :) В этом посте мы рассказать о 5 способах постановки задач, можно их комбинировать и подобрать идеальное сочетание под себя https://vk.com/gk_smart?w=wall-214646835_547

3
Ответить

Читал как-то на эту тему, в коллективе не раз было такое, что никак не могли выстроить общение. Понравилось как верно в статье отметили, что нужно уметь не смешивать рабочее и личное, это правда, не везде это уточняют, а именно из-за этого часто возникают конфликты

1
Ответить

Вы абсолютно правы, умение разделять личное и рабочее действительно важный навык. Когда люди забывают об этом, даже мелкие разногласия могут перерасти в серьёзные конфликты. Рады, что статья оказалась полезной!

3
Ответить

11.й пункт про границы общения оч актуальный. Я считаю что эмоциональная окраска на работе неприемлема. Да, есть всегда какие-то проблемы которые решаются входе работы, но есть так же понимание взаимного уважения. Я на работе работаю, а не контракт на крепостное право подписала. К примеру даже мужу не позволяю на себя кричать, не говоря уже о других людях. Да и в целом если рассматривать с точки зрения психологии, люди повышают голос только потому что подсознательно думают что оппонент их не слышит. Таким образом "кто перееорал тот и прав".

1
Ответить