Озон: интернет-магазин или просто информационный сайт, с недостоверной информацией о ценах и товарах ?


Началась моя история под Новый год.Время подарков и приятных радостей знакомым и близким.

Раньше как-то всегда покупали подарки вживую в магазинах, но с учетом дикого подъема цен и большого разброса (разница в цене в 2 раза от магазина к магазину), а также скудного выбора, решили перебраться в онлайн магазины. Разовые покупки на маркетплейсах были время от времени, но сейчас решили разом закупиться в одном месте, с надеждой получить все вовремя и в срок.

История с ОЗОН и что такое в итоге ОЗОН

С конца ноября потихоньку набил корзину заказов (более 10 шт. товаров разной направленности) и наступило время ожидания и предвкушения. Заказы, оформленные с доставкой из РФ, приходили вовремя и в срок. Проблем никаких. А вот то, что было заказано из-за рубежа начало подвисать по времени, что-то не отгружается, что-то задерживается, но потом и вовсе стали приходить отказы без каких-либо внятных объяснений.

25 ноября 2024г совершил очередной заказ:

Эксцентриковая шлифмашина Bosch GEX 185-LI Solo, 18 В, 125 мм без аккумулятора, стоимостью 6 504 руб., количество у продавца было 48 единиц. 
Эксцентриковая шлифмашина Bosch GEX 185-LI Solo, 18 В, 125 мм без аккумулятора, стоимостью 6 504 руб., количество у продавца было 48 единиц. 

В карточке товара продавец по отзывам 5*, выполнено заказов больше 100. В общем образцовый по рейтингам ОЗОН.

Продавец ОЗОН с высоким рейтингом и большим количеством выполненных заказов
Продавец ОЗОН с высоким рейтингом и большим количеством выполненных заказов

Когда подошло время по срокам передать мне товар, ОЗОН вдруг неожиданно без объяснения причин отменяет заказ, возвращает деньги и предлагает заново повторить заказ, но уже по новой стоимости на 15% выше. Хотя, когда я заблаговременно интересовался все ли в порядке с моим заказом и не нужно ли мне его отменить, ОЗОН уверил что все будет нормально, и отмены заказа не требуется. Заходя вперед отмечу: после невыполнения заказа неоднократно оставлял жалобу в карточке товара чтобы предупредить потенциальных покупателей, но модератор ОЗОН ее отклонял и не публиковал.

Ок. Почитав похожие ситуации и советы что делать дальше, решил подать претензию с просьбой все-таки передать мне купленный товар с чеком на руках в 10-дневный срок в соответствии с Российским законодательством:

Стандартная претензия с просьбой о передаче товара
Стандартная претензия с просьбой о передаче товара

На что получил вот такой ответ ОЗОН:

Красным выделил основные моменты
Красным выделил основные моменты

«…информационная система Ozon…Клиент заключает договор купли-продажи Товара напрямую с Иностранным продавцом…Озон не несет ответственности перед Клиентами за качество продаваемых на Сайте Товаров…ООО «Интернет решения" (ОЗОН) не осуществлял доставку данного товара…, который доставлялся иностранным продавцом из-за рубежа своими силами…»

Да уж, такие фантазии на тему интерпретации закона по своему давно не читал ))) ОЗОН по всей видимости живет и существует в какой-то параллельной реальности, но уж точно не в Российском правовом поле. Интересно этот ответ тоже бот писал ? Человек с юридическим образованием по-моему на такое не способен. Данные о продавце, которые предоставляет ОЗОН пора заносить в учебники как не надо делать ))

Оказывается ОЗОН вовсе никакой не интернет-магазин, а просто информационная система со своими внутренними правилами, не подчиняющимися Российскому законодательству. Захотели отменили заказ на свое усмотрение, захотели цены подняли, в общем полный хаос и бардак. Достаточно во втором предложении посмотреть как они представляют информацию покупателю о продавце ))

Представителю ОЗОН (обязательно к прочтению для расширения кругозора):Непредоставление подробных данных о продавце, таких как полное фирменное наименование (наименование), адрес и место нахождения, адрес электронной почты и (или) номер телефона (требования такие же как к юридическим лица, зарегистрированным на территории Российской Федерации («Правила продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи», пункт 19), или недостоверное предоставление данных о продавце целиком и полностью перекладывает ответственность на вас перед покупателем напрямую, без участия ваших продавцов (контрагентов), более того ваши действия попадают под административные правонарушения (ст. 8, 26.1, 12, 40, 46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей", КоАП РФ ст 14.8, 23.49).

Так повел себя ОЗОН при стоимости товара чуть больше 6 500 рублей, а теперь представьте что будет при более высокой стоимости ? С таким подходом к покупателю ценовая ниша ОЗОН - товары до 1 000 рублей. (Ну или кому сколько не жалко денег завесить на неопределенный срок, не получив в дальнейшем ни извинений, ни каких-либо компенсаций, не считая болтовни бота).

А что по закону о таких интернет-магазинах, судебная практика, пояснения надзорных органов на этот счет?

А закон в этом отношении не так лоялен к формулировкам ОЗОН и практически всегда находится на стороне покупателя, надзорные органы и суды также принимают сторону покупателя. Вот основные тезисы и выводы простыми словами:

1. Договор купли-продажи считается заключенным с момента выдачи покупателю чека, либо с момента получения продавцом намерения купить товар. В общем как только вы оплатили товар и получили чек, либо уведомили продавца наступили договорные отношения с продавцом.

2. Односторонний отказ от договора либо его изменения не допускаются без согласия покупателя.

3. Возврат денежных средств не является для отказа исполнения обязательств по договору.

4. Статья 146 ГК РФ и внутренние правила ОЗОН, на которые часто ссылаются, ущемляют права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами РФ.

4.1. Пояснения по статье 146 ГК РФ, на котороу ОЗОН ссылается первым делом:

Согласно ст. 146 ГК РФ, продавец может отменить заказ, если исполнение стало невозможным по независящим от сторон причинам. Однако если товар есть в наличии, просто по другой цене, это не является основанием для отмены. В этом случае Озон не может ссылаться на невозможность исполнения обязательства, так как товар доступен, и ситуация связана лишь с изменением цены.

Наличие аналогичного товара в количестве более Х шт. у продавца (в интернет-магазине ОЗОН) означает невозможность исполнения ?!?

Обязательство возможно исполнить, при наличии такого количества товара.

Продавец отвечает по таким обстоятельствам. Ответственность с продавца снимается только в случае ФОРС-мажора (например, все склады ОЗОН смыло гигантским цунами, о чем обязательно сообщат в новостях).

5. Информацию о зарубежных продавцах (правильнее сказать о своих поставщиках, контрагентах) ОЗОН обязан предоставлять подробную: название, адрес, эл. почта и тел. это как минимум.

6. Роспотребнадзор, суды практически всегда удовлетворяют требования покупателей.

ВЫВОДЫ из всей этой истории:

Пока что с таким подходом и отношением к покупателю, ценовая ниша ОЗОН - это товары до 1 000 руб.

Мнение ОЗОН это его субъективное представление или пожелание, и за аксиому его брать не нужно.

По закону все права за покупателем, держите это всегда в голове.

Не отпускайте неприятные ситуации, уделите им совсем немного времени и усилий, и тогда есть надежда перевоспитать или немного скорректировать работу таких магазинов и развернуть немного лицом в сторону покупателя.

P. S. А мы с подачи ОЗОН из продуктивного общения между покупателем и продавцом переходим в нормативно-правовую плоскость. По мере событий пост буду дополнять. Если кому интересно образцы претензий, обращений в контролирующие органы, переписку могу скинуть в личку по запросу.

33
22
11
29 комментариев

Вот куда вы такие беретесь?
Заказывать у китайца у которого в качестве лого - логотип Lego, инструмент bosch, вверх безрассудства. 100+ заказов и 74 подписчика вообще ничем.
Вижу вы человек щепетильный верю в вас и в то что вы пойдёте до конца. Так будьте первым, кто призовут их к ответу по суду. А то, что то суды признают озон ненадлежащим ответчиком. Станьте первым который докажет суду обратное. Одержите победу в суде, вернись и гордо расскажите нам о ней.

И да, я не сотрудник озон, но как продавец на озон с 1000+ заказов и количеством подписчиков в магазинах поболее чем у китайца всего лишь пытаюсь донести до авторов подобных статей реальность.

1

У меня взгляд обычного покупателя. Думаю как у многих здесь. Мне например количество заказов 100+ и рейтинг 5* говорит о том, что продавец надежный, статистикой не владею, поэтому такое субъективное мнение.
По моей информации лого LEGO говорит о том, что продавец авторизован по разным брэндам. У китайцев сложности с переводом, поэтому так коверкают. Повторюсь, мнение обычного обывателя.
По изучению судебной практики, я далеко не первый, кто доказал суду свои права. Поэтому и пошел по этому пути. Все инстанции, за редким исключением, на стороне покупателя.
Основной посыл моего поста, что реальность нужно и можно поменять. Ну и донести информацию широкой аудитории, что все возможно изменить, при небольших трудозатратах.
Спасибо!

1

Что по этому продавцу скажете ?
30000+ заказов, 1500 подписчика. По нему также отмена.
Думаю статистика, подписчики и т. д. ни о чем вообще не говорят.
Комментарии ОЗОН (ТОЛЬКО ВДУМАЙТЕСЬ):
- ОЗОН НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА САЙТЕ;
- ВСЯ ИНФОРМАЦИЯ О ТОВАРАХ НА САЙТЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕКЛАМОЙ И ПРИНАДЛЕЖИТ НЕ ОЗОН
Что и требовалось доказать, ОЗОН вне правового поля РФ
Фантазии ОЗОН по их мнению )))

Озон самая хитрожопая контора, деньги с покупателей берут, ответсвенность не несут, если что, все валят на продавца, последнии тоже в шоке, когда им уничтожают товар, они даже за ТК озон ответсвенность не несут, уничтожили товар, это риски интернет торговли для продавца.
Озон не пропускает отзывы, которые вредят бизнесу, полученю конторой бабла, отзывы формируются из положительных покупателей, 2-3 негативных пропустя, что бы картину не портить, это вам не Алиэкспресс, там такого нет.
Правильно вы заметели, Озон это не магазин, а непонятное третье лицо...
(Договор купли-продажи считается заключенным с момента выдачи покупателю чека, либо с момента получения продавцом намерения купить товар. В общем как только вы оплатили товар и получили чек, либо уведомили продавца наступили договорные отношения с продавцом.)... В этом пункте есть нюанс, Озон принимает оплату, удержывает у себя деньги, и выплачивает их продавцу через пол месяца, после получения покупателем.

На интересующий многих вопрос кто же несет ответственность перед покупателем, скидываю испчерпывающий ответ Роспотребнадзора.

https://zpp.rospotrebnadzor.ru/news/regional/504933

В ответе роспотребнадзора идёт речь об ответственности агрегатора за неполную или недостоверную информацию о товаре или услуге. И то они лукавят, забыв про такой момент:

"" Владелец агрегатора не несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре (услуге), в случае, если владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре (услуге), предоставленную продавцом (исполнителем) и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг).""
У озон есть плохая функция. Продавец даёт товару название, но покупатель его не видит, так как озон подменяет название на свое, сформированное по своим правилам. На vc была статья, где покупатель ориентировался на название сгенерированное озон, хотя в описании и характеристиках было все правильно. И вот в этом случае вина не продавца, а агрегатора

Ну, а то что озон не показывает необходимую информацию о продавеце - это факт. Хотя всей необходимой информацией обладает. Но продавцам запрещает каким либо образом указывать свои контакты в карточках.

Есть судебная практика, где непредоставление информации или ее недостоверное предоставление перекладывает вину на агрегатора.
Короче разобрались ОЗОН - сайт с фейковой информацией обо всем )))
Меня теперь больше другой вопрос беспокоит: рандомные названия магазинов и товаров сгенерированы программой ?
Тогда это финансовый буфер получается, и пирамида ОЗОН может схлопнуться в любой момент, судя по отчетам задолженность нарастает, буфер увеличивается…