У нас было 1200 серверов и можно было майнить по 2 биткоина в день. Но я решил, что это глупость какая-то…

Мысли, факапы, убеждения, опыт и выводы человека, который построил компанию -- абсолютного лидера хостинг услуг в России и ещё 9 успешных бизнесов.

У нас было 1200 серверов и можно было майнить по 2 биткоина в день. Но я решил, что это глупость какая-то…

Друзья, всем привет! На связи Иван, основатель Club.org и WSA.

В детстве, если честно, я очень не любил читать, совсем. Только спустя время, когда начал делать первые шаги в предпринимательстве (если это можно так назвать), продавая в 13 лет у вокзала овощи, выращенные на своём огороде, мне стало интересно – а как начинали другие предприниматели, что они делали, какие «грабли» были у них на пути.

А вот мой отец, наоборот, читал и много. У нас были целые серванты, заставленные книгами, Наполеон Хилл, все тома Джека Лондона….

Однажды я спросил отца: «А зачем читать книги? Тем более рассказы каких-то людей?». На что он ответил: «Книги – это мысли людей. Читая их, можно понять как они мыслят». С тех пор я стал читать больше и чаще.

А сейчас, когда я развиваю Club.org, появилась возможность часто встречаться с разными предпринимателями, беседовать с ними и понимать как мыслят они.

Это не какое-то заготовленное интервью, а одна из интересных, на мой взгляд, дружеских бесед с Алексеем Королюком.

С его разрешения, она превратилась в эту статью. Делюсь с вами.

Алексей Королюк, оборот компаний более 6 млрд руб.

Серийный предприниматель, инвестор, ментор, независимый член совета директоров разноотраслевых компаний. В интернет-бизнесе с 1997 года. Создатель и сооснователь 9 проектов, среди которых REG.RU, Релком-Дата, Cetis.ru, RE:Plain.cc, SenSum, Exitgames.ru, и другие. Инвестор в более чем 30 компаниях разной стадии.

Что в бизнесе самое главное?

Любовь к клиенту, способность посмотреть на мир его глазами и искреннее стремление помочь ему решить его проблемы наилучшим образом.

Когда мне было 12 лет, мой отец подарил мне компьютер, который друг семьи помог собрать из комплектующих, и мне стало это весьма интересно. Это был 1994 год. В то время компьютеры в домах были редкостью, а тех, кто умел их собирать и настраивать еще нужно было поискать. И я начал собирать компьютеры всем в округе: друзьям, одноклассникам, их родителям. Довольно скоро я стал зарабатывать на этом своем умении очень хорошие для меня на тот момент деньги. И где-то в это же время я впервые услышал фразу «Клиент всегда прав». Вы замечали, что от этой фразы веет какой-то абсолютной уверенностью и незыблемостью? Я сразу поверил в эту простую истину, не особо вникая, как это все работает.

И на протяжении всего своего предпринимательского пути я всегда верил в этот постулат и старался подмечать и находить очередные подтверждения его истинности. По мере того, как я следовал этой бизнес-заповеди, все больше практиковал ее, я лучше понимал ее смысл.

Взаимодействие с клиентом для меня было большей частью работы. Я общался с ним и в роли продавца, и в роли приёмщика задач от своих ребят, после передавая работу клиенту.

Определение «клиент всегда прав» я понимаю следующим образом: проникнуться целями клиента, понять его желание, интерпретировать на свой профессиональный язык и понимание и сделать результат, который является множителем между экспертизой клиента и экспертизой исполнителя.

Большинство клиентов, плохо доносят мысль, их сложно понять. Но в этом и искусство.

Когда клиент мне говорил – “мне не нравится то, что вы сделали” – это, конечно, демотивирует. Но желание разобраться в сути недовольства с позиции слышащего и открытого эксперта своего дела всегда приносили плоды. Сделать что-то не так — это не ошибка, это не умение услышать.

Любовь к клиенту — это как?

Это не мое изобретение. Просто мало, кто придает значение этому и стремится извлечь максимум из какой-то прогрессивной практики. Настоящая любовь к клиенту проявляется не в декларируемых словах или рекламных слоганах. Она проявляется в манере общения, в желании клиенту помочь, в умении слушать, не бояться уточнить непонятное, чтобы лучше понять боль, потребности и чаяния клиента.

Если компания, предприниматель, сотрудник развивает в себе такое мышление и подход, то это само по себе наполняет жизнь особым смыслом.

Краеугольным камнем успешного взаимодействия с клиентами является любовь к себе, самоуважение, уверенность в своих силах и экспертизе. Если как компания или бизнесмен вы уверены в качестве своего продукта и экспертизы, у вас нет необходимости доказывать очередному клиенту свою правоту.

У многих компаний, предпринимателей, фриленсеров и любого, кто так или иначе взаимодействует с клиентами, не раз бывали ситуации, где сложный клиент не понимает тонкости работы или не ценит результат. Конечно, всегда есть некий предел, когда становится очевидным, что будет разумным прекратить отношения с таким клиентом. Но в большинстве случаев сказывается нехватка правильной коммуникации с клиентом. Клиент не всегда может донести свои мысли, особенности своих потребностей и задач.

Не будучи равным вам по уровню экспертизы в каком-то вопросе, клиент из самых лучших побуждений, стремясь быть лучше понятым, может пытаться разговаривать с вами на вашем экспертном языке и тем самым еще больше запутать вас.

Вот почему крайне важно с высоты своих знаний проблематики смотреть на мир глазами клиента: и на конкретную задачу, с которой клиент обратился к вам, и на его общую стратегию, цели.

Видеть мир глазами клиентов — то есть, представить себя на месте клиента?

Совершенно верно. Главное препятствие к этому — это время, которое вы инвестируете в этап взаимопонимания. Половина успешности дела — умение задавать вопросы. Не нужно думать, что вы самый умный в комнате, а клиент ничего не знает, не понимает, и вообще его не нужно слушать я сам знаю как лучше.

Наоборот, обретите суперсилы — спросите у клиента все и даже больше. Он с радостью расскажет, и чем больше будет правильных точных вопросов, тем ваши отношения будут крепче и результативнее. Умение задавать вопросы - главный навык результативной работы с клиентом. Инвестируешь часы до выполнения задания в понимание, но экономишь кратно больше при приемке.

Как, на твой взгляд, стать успешным и что это для тебя?

Когда люди начинают говорить про успех, то первое, о чем они думают — это материальный успех, некие маркеры благосостояния. И это абсолютно нормально. Конечно, с этой точки зрения ты всегда должен быть в плюсе, всегда расти. Но это аксиома. Поэтому что, если ты не растешь в материальном плане, значит в целом в твоей жизни что-то не так, и тут нужно искать корень проблемы и устранять его.

Но материальный успех — это только верхушка айсберга. Даже правильнее сказать: материальный успех — это слагаемое других успехов. Когда человек добивается успеха в каком-то небольшом деле, в голове откладывается паттерн: я предпринял такие-то усилия, принял такие-то решения, в чем-то себя заставил, преодолел, и вот результат, который меня радует. Если человек практикует это во всех аспектах своей жизни и не сворачивает с пути, то он достигает мастерства в деле достижения успеха. У него получатеся все, за что он ни возьмется. Так что это скорее внутреннее состояние человека.

Лично для меня успех — это возможность реализовывать свои замыслы, видеть сильные результаты своих усилий. Находить и распознавать гениальных людей, которые помогают мне достигать свои цели и побеждать. Избегать ошибок и неправильных решений, и, наоборот — принимать верные эффективные решения.

Как не ошибаться и как ты относишься к ошибкам?

Это очень, очень интересный момент. Ошибки — это часть игры. Они случаются и нужны как раз для того, чтобы предприниматель рос, становился более экспертным, накапливал деловую и житейскую мудрость. Если бы не было случаев, когда я принимал неверные решения, как я смог бы испытывать радость и гордость от своих правильных решений?

Я всегда глубоко анализирую, что сделал неправильного, что привело или повлияло на неверный шаг, или почему я не смог заметить какое-то более эффективное решение.

Был случай в далеком 2013 или 2014-м году. Ко мне подошёл сотрудник с предложением майнить Биткойн. У нас тогда 1200 серверов обслуживало клиентов хостинга и можно было майнить по 2 биткоина в день не отходя от рабочего стола. Но я решил, что это глупость какая-то. Сегодня этот Биткойн есть – завтра его нет.

Не понимал, зачем он нужен и ответил: “Денис, мы тут вообще-то хостингом занимаемся”. Притом Денис всегда был гением, я его и нанимал потому, что знал это. Тогда Биткоин стоил 40 долларов, и, с возможностью майнить его по 2 в день, сейчас бы мы заработали на этом целое состояние. А все потому, что я посчитал тогда себя самым умным в комнате. Я не принял правильное решение, не распознал гениальную идею. Хуже того, даже не попытался использовать возможность.

Отвечая на ваш вопрос «Как не ошибаться?», скажу, что без ошибок невозможно. Здесь главное, умеет ли человек не наступать на одни и те же грабли повторно. Если такое желание есть, и предприниматель во всем ищет возможность стать лучше, эффективнее, анализирует цепочки шагов, которые приводят его к плохим или хорошим результатам, то рано или поздно он выйдет на уровень практически постоянно хороших и безошибочных решений. Это и есть опыт.

Как ты действуешь в кризисных ситуациях?

Принять решение и действовать. Любое движение вперёд – это принятое решение. В любой кризисной ситуации необходимо принимать решение, потому что действие – есть следствие принятого решения. Если ты оказался в сложной ситуации самое сложное – это определить какие варианты у тебя есть. И кратчайшим способом не теряя времени и энергии – действовать.

Если принято ошибочное решение, то оно требует корректировки. Вектор может быть правильным, но не действенным. В этом случае, я обязан итерационным способом, действуя адаптивно, непрерывно обучаясь, поменять либо решение, либо вектор, либо фокусировку. Но я обязан принимать решение постоянно. Это моя работа.

Не принятое решение – это демотивация, прокрастинация, остановка, вплоть до абсолютной демотивации и потери жизненной энергии. Не могу принять решение, не могу действовать. Более того, надо научиться принимать решения, которые идут против социального ДНК. И такие решения тоже нужно принимать.

Например, как же я уволю маму троих детей без мужа. Она любит нашу работу, но она неэффективна. Она не приносит пользы бизнесу и занимает энергию других нескольких людей, которые вынуждены за ней доделывать, проверять и так далее. Что хорошего я делаю в том, что даю ей работу, сохраняя зарплату? А может быть завтра она найдет лучшую работу. Вот это и есть умение повернуть против социального ДНК и таких примеров огромное количество. Это должно быть важным качеством предпринимателя.

Какие у тебя принципы подбора людей в команду?

  • Позитивность;
  • Профессионализм хардовый;
  • Адаптивность;
  • Открытость;
  • Аналитические свойства причинно-следственной связи;
  • Умение выражать мысль, то есть умение говорить по существу, коммуницировать по существу. Коротко и ясно;
  • Соответствие психологического профайла к занимаемой должности;
  • Соответствие уровня логики и связей подкованности к жизненному циклу;
  • Соответствие своих истинных личных целей к занимаемой должности.

При помощи IQ-теста измеряются люди, насколько они соответствуют окружающей среде. Кстати, отмечу что IQ-тест, который мы проходим на английском языке, заточен под ту страну, в которой он сделан. На русском соответственно под свою. Исходя из этого, при прохождении теста на английском, мой IQ ниже.

Что, на твой взгляд, мешает многим предпринимателям развиваться и расти дальше?

  1. Я думаю, что в нашей стране малое количество предпринимателей окружают себя столь же умными людьми, как и они, или ещё лучше более умными. Безусловно умным можно быть не везде, а только в определённой зоне знания. Но в целом, большинство предпринимателей окружают себя в основном более слабыми людьми в нужных областях знаний. А нужно окружать себя людьми более сильными в нужных областях знаний.

    Поэтому бизнес-клубы сейчас являются целебной вакциной. В сообществах состоит приблизительно, в разной форме степени участия, до 10 тысяч человек в стране, а предпринимателей, как мы предполагаем, около 2 миллионов и потенциал развития огромен. Но пока мало кто понимает, как нужно действовать. Поэтому, подсвечиваю первое правильное решение – окружить себя более умными людьми в одной комнате и взаимодействовать с ними. Тогда ты получишь больше информации, чем из любого другого источника.

  2. Отсутствие позитивного мышления и веры в успех. Всё, что угодно можно сюда подставить. Вера очень важна. Она может основываться на словах тренера, наставника, ментора, на внешних признаках, аналитике, вероисповедании, религиозных убеждениях. Но вера категорически важна. Верить в себя, верить в действия, которые ты совершаешь.

  3. Потенциальная энергия, которая превращается в кинетическую – это категорически важная вещь. Запустить действие. Сделать утром хотя бы один маленький шаг в маленьком действии. Запустить процесс. Втянуться. Совершить самый неприятный шаг и потом оказаться уже в ситуации. Это всё равно что набраться смелости и подойти к девушке, сказать: “привет”, и ты уже оказался в ситуации знакомства. А дальше тебя затянуло. Нет вариантов. Но думать о том, чтобы сказать ей “привет”, можно вечно, не предпринимая действий.

Важно ли ставить цели?

Да, цели важно ставить – это ориентир при принятии решений. Это важно, потому что знаешь, куда идёшь. А раз ты знаешь куда идёшь, то принимать решения существенно проще. Например, сейчас выпить мне чаю или капучино. Я же всё-таки похудеть хочу. Есть цель похудеть – выпью чай. То есть у меня стоит выбор между чаем и капучино. Если у меня стоит выбор между латте и капучино, я выберу капучино, потому что там меньше молока – меньше калорий. Всё просто.

Есть далекая цель, я её преследую, от того и легче принимать решения. Чем меньше решений я принимаю, тем лучше. Это моя задача уменьшать количество принятых решений. Если отвечать на твой вопрос: хорошо ли иметь цель, как ставить и следовать ей – ставишь цель, затем прописываешь и уже подсознательно будешь её преследовать. Это осознанное планирование жизни.

Далее следуют регулярные ритуальные действия, которые тебе позволяют уменьшить ежедневную нагрузку в части принятия решений. Например, Стив Джобс одевал только чёрную водолазку и синие джинсы одной и той же марки. Этим он уменьшал количество принятых решений. Когда женщина крутится возле шкафа с одеждой, она может потратить час на то, чтобы принимать эти решения, а потом устать, что самое смешное, просто одевшись. Поэтому ритуальные действия и регламенты, они позволяют мне уменьшать количество напряжения по принятию решений.

Тактические цели одного дня или недели. Лучше одного дня. То, что нужно сделать сегодня. Они позволяют двигать действие. Потому что цель, которую ты поставил, она ещё вдалеке и это не означает, что следуешь к ней. Нужно много совершить разноплановых действий, чтобы в итоге достичь нужный конечный результат.

Если ты крутой шахматист, ты понимаешь сколько нужно совершить ходов, чтобы выиграть. Поэтому, что такое цель? Финализирую.

Это попытка спланировать последовательность действий, которая приведёт тебя к заданному результату. Цели важны, цели ставлю, но наиболее важное – это регулярные действия и задачи на сегодня и на неделю.

Нужно ли предпринимателю развитое воображение и если да, то как его развить?

Это вопрос на миллион долларов! Вне всяких сомнений это одна из важнейших характеристик предпринимательского таланта. Воображение позволяет генерировать идеи, находить креативные, инновационные решения проблем и задач. Мое мнение, что развитое, богатое воображение — это результат чтения как можно большего количества книг. В детстве, юности, вообще на протяжении всей жизни нужно читать как можно больше.

Я очень люблю читать, конечно, сейчас я в-основном читаю различную бизнес-литературу, использую для этого любую возможность и свободное время. Кстати, недавно вышла моя вторая книга, написанная в соавторстве с Сергеем Кравченко, основателем «Первой Экспертной Бухгалтерии», которая называется «Бизнес-хаки. Операционка глазами лидера». В ней мы делимся своим концентрированным опытом, в том числе и касательно эффективной работой с клиентами.

Какие три совета ты бы дал предпринимателю?

  • Первое. Не считай себя самым умным в комнате. Если ты признаешь талант и знания экспертов в твоей команде, то принимай их и доверяй им.
  • Второе. Никогда не отнимай у человека мечту, не отнимай у человека возможность двигаться. Учи, развивай и позволяй расти, но не играй только в свою пользу.

  • Третье. Прозрачность. Всегда ставь ключевых партнеров, соратников в известность о своих планах и шагах, чтобы ни у кого не возникло о тебе неверного, ненастоящего представления.

И конечно, не оставлю вас без полезных бонусов от Алексея:

  • Полная электронная версия книги «Бизнес-хаки: Операционка глазами лидера». Забрать здесь.

Забирайте бесплатно, без регистраций и смс)

Если полезно, поставьте лайк и комментарий к этой статье. Вам не сложно, а мне приятно!

Всем добра и позитивного настроения!

2828
1717
33
22
11
11
11
11
32 комментария

Интересная статья!
Очень согласен, что считать себя самым умным — одна из главных ошибок и ловушек для предпринимателя.
Интересно было бы узнать у Алексея как отличать умную диверсификацию от рассеивания фокуса?)

6
Ответить

Спасибо! Не обещаю, что Алексей сюда в комменты придёт, но вопрос ему задам.

1
Ответить

Любовь к клиенту - это зарегистрировать домен по 100 руб., не сообщив стоимости продления. Это впарить ему ssl по 5000, не сообщив что есть возможность взять бесплатный. И навязать ему кучу ненужных сервисов. Бизнес, чо.

4
Ответить

в этот же список: не давать оплатить продление домена сразу на N лет вперед (почему нельзя дать клиенту оплатить продление сразу на любой срок, а не только на 1 год?)

1
Ответить

Интересный взгляд ''малое количество предпринимателей окружают себя столь же умными людьми, как и они, или ещё лучше более умными" глубоко

4
Ответить

Дочитать до конца статьи могут не только лишь все, мало кто может это сделать, а материал того стоит!)

Иван, к бизнес-хакам нужно позвать бизнес-хаски

3
Ответить

Вызываю бизнес-хаски @Антон Хрипко )))

У тебя то хоть получилось дочитать?)

2
Ответить