Как мы контролировали SEO-подрядчиков

SEO обладает рядом свойств, которые значительно усложняют контроль качества его выполнения. Во-первых, поисковая оптимизация для заказчика часто похожа на магию и черный ящик. Причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и тем, как это повлияет на видимость сайта, не всегда ясны не только владельцу сайта, но и самому SEO-специалисту. Так как единого однозначного рецепта «что сделать, чтобы быть в ТОП-е» - не существует. Во-вторых, и это вытекает из первого, в процессе поискового продвижения есть всегда третья сторона - это поисковая система. Отсутствие единой всем известной формулы ранжирования само по себе делает невозможным «100% верный порядок действий». А также никто не застрахован от ошибок ПС, изменений алгоритмов ранжирования и т.д.

Прибавьте к этим причинам еще такие, как десятки и сотни активно развивающихся конкурентов, сопротивление владельца сайта изменениям - и получается идеальная лотерея. Выиграть точно можно, но результат не гарантирован, и не понятно, как увеличить свои шансы на выигрыш.

<p>Мемы, как отражение представлений людей о SEO</p>

Мемы, как отражение представлений людей о SEO

В статье расскажем, как мы контролировали SEO-подрядчиков в этих условиях неопределенности, какие кейсы нам попадались и зачем нам это вообще.

Методы контроля

Можно выделить несколько способов возможного контроля выполнения подрядчиком своих обязанностей.

1) План работ. Ежемесячная стратегия того, что будет сделано в рамках SEO в ближайший месяц.

2) Отчет о выполненных работах. Отлично сочетается с планом работ. Задачи были запланированы, задачи были выполнены. Уже известно, что подрядчик что-то делал для SEO сайта.

3) SEO-аудит. Можно ежемесячно выполнять большой объем работ, но какой в них смысл, если это не те важные задачи, выполнение которых приведет к увеличению видимости сайта? Нужен аудит для выявления всех упущенных точек роста сайта.

4) Динамика изменений. Работы ежемесячно выполняются, а недоработки по SEO-аудиту парированы фразой «мы это планируем сделать позже». В таком случае способом контроля может служить оценка динамики изменений на сайте, то есть сравнение того, что было на сайте в начале отчетного периода и по окончании его. Количество новых страниц на сайте, количество измененных тегов и заголовков, новые тексты, динамика ссылочной массы и другие переменные параметры - если ничего из этого не изменилось, то какие изменения на сайте приведут к росту?

5) KPI. Количество лидов, поисковый трафик и позиции - идеальные и наиболее близкие для бизнеса способы контроля эффективности SEO, которые, однако, не лишены недостатков. Количество заказов могло уменьшиться из-за вывода из ассортимента уникальных товаров, трафик может стагнировать вследствие сезонности, позиции по ограниченной выборке запросов - не показатель эффективности в рамках всего сайта, особенно в условиях «Многорукого бандита». Конечно же, KPI - это цель, которую бизнес хочет получить от SEO, и если на пути к этим целям нет никаких изменений, то это точно повод задуматься, все ли верно делается. Однако оценивать результат работы по KPI стоит очень внимательно и на отрезках минимум в несколько месяцев. Это связано как и с отложенным эффектом от SEO-работ, так и с необходимостью избежать в оценке неправильных выводов на основе нескольких дней/недель, которые могут быть «зашумлены».

Как мы начали этим заниматься

Процесс продаж услуг по SEO часто базируется на некоторых из приведенных выше пунктах. Аудит, показывающий наличие множества критичных ошибок и недоработок. Отсутствие динамики по KPI. Все это может склонить заказчика сменить подрядчика по SEO.

Однако не все всегда так плохо. Подрядчики или инхаус-специалисты, которые планируют и выполняют свои планы, которые движутся в правильном направлении и увеличивают KPI - тоже существуют. И так как мы не занимаемся обманом, мы честно говорим об этом. Дополнительное указание в таких отчетах о работе сторонних подрядчиков возможных точек роста по сайту приводит к тому, что такой аудит выполняет роль уже не аргумента убеждения сменить подрядчика, а документа-подсказки для текущих специалистов.

Все это привело нас в Original Works к идее оценивать эффективность подрядчиков и контролировать их, без желания заполучить этого клиента на SEO. Оформить это как отдельную услугу контроля. В пилотной версии мы делали это бесплатно для всех желающих. О встретившихся кейсах - далее.

Кейс №1 - хороший

Тематика: региональный интернет-магазин обуви.

У проекта есть свой инхаус-специалист, и к нам обратились с банальным вопросом: «За что мы ему платим деньги?». Проверка показала:

1) Специалист ежемесячно составляет отчет о внедренных изменениях. И они реально вносятся. Но так как для владельцев сайта не понятна причинно-следственная связь между внесенными изменениями и заказами на сайте, возникает недопонимание и ощущение бесполезной работы.

2) Проведенный аудит показал, что критичные ошибки на сайте отсутствуют и задействованы многие, даже не очевидные точки роста. Это говорит о высокой компетенции специалиста. Стоит отметить, что в таком аудите все равно всегда найдется то, что можно улучшить. Во-первых, потому что оптимизация сайта - это бесконечный процесс поиска и улучшений, а во-вторых, потому что для многих пунктов есть разные пути решения. Как пример в данном случае: для пагинации был настроен rel=canonical с указанием на первую страницу, что является одним из решений по настройке пагинации. Однако нашим стандартом является уникализация пагинации, и такой метод предпочтительнее с тех пор, как Яндекс стал добавлять в индекс неканонические страницы. Это разные по эффективности методы, но не критичные ошибки или показатели «лени» специалиста.

3) Трафик проекта не растет, однако большинство запросов, включая ВЧ, находятся в ТОП-10. Детальный анализ ситуации привел нас к выводу о том, что прогрессирующая монополизация выдачи со стороны поисковых систем и наличие в выдаче федеральных гигантов способствуют уменьшению трафика на сайт, а улучшение позиции - увеличению трафика. Суммарное влияние этих причин дает неизменный трафик из поиска.

<p>Печальная картина, но в причинах тоже нужно разбираться</p>

Печальная картина, но в причинах тоже нужно разбираться

Итоги:

  • специалисту были переданы стратегические рекомендации по улучшению видимости ресурса;

  • специалисту были даны рекомендации более подробно доносить до своего работодателя причины происходящих процессов с сайтом;

  • владельцам сайта была дана рекомендация продолжить работу со специалистом, так как без него поисковый трафик на сайт только падал бы.

Кейс №2 - обычный

Тематика: интернет-магазин стоматологических инструментов

На самом деле такой вид кейса является типовым для большинства анализируемых сайтов. Проверка показала:

1) План и отчет предоставляются только по настоятельному требованию заказчика. Какая-то работа выполняется, но ее недостаточно. Большинство отчетов искусственно «раздуты», например, включением скриншотов кода измененных мета-тегов.

2) Проведенный аудит содержит множество возможных способов улучшения ранжирования ресурса. Исправлены только базовые ошибки, вроде устранения дубликатов и удаления из индекса «мусорных» страниц. При этом большая часть семантики не задействована, а работа с ней сводится к переписыванию из месяца в месяц мета-тегов на одних и тех же страницах.

3) Трафик, как и позиции, при этом ожидаемо не меняются на протяжение года.

Итоги: необходим усиленный контроль или смена подрядчика, так как выполняемых на данный момент действий недостаточно для успешного продвижения.

Кейс №3 - плохой

Тематика: стройматериалы

Владелец сайта обратился к нам с нетривиальным вопросом: «Мы хотим выходить в новый регион и создаем для этого второй сайт. Наш инхаус-специалист запросил увеличение зарплаты за продвижение обоих ресурсов в 2 раза. Обосновано ли это?»

Уже сама постановка вопроса нас заинтриговала :) Учитывая, что ассортимент и структура сайта в новом регионе планируются идентичными, оптимальным решением будет создание регионального поддомена или региональной подпапки. А продвижение поддомена или подпапки на том же шаблоне, что и основной сайт - это явно не в 2 раза больший объем работ. Но проверка показала гораздо более интересные нюансы:

1) Никакого планирования и отчетности не существует. Задача продвижения полностью делегирована на специалиста без какого-либо контроля. Цена такого доверия - в следующем пункте.

2) Аудит был начат и так не завершен, так как нужды в этом не было. Еще на этапе первичной оценки состояния сайта, на странице-листинге самой приоритетной для клиента категории был обнаружен двухсловный title, совпадающий с H1 и названием категории. Никакого намека на проработку семантики. Отсутствие оптимизированных мета-тегов на всех остальных страницах сайта, закрытые от индексации подкатегории привели нас к мысли о том, что мы попали на сайт в неподходящее время, именно в момент проведения каких-то работ или поломки. Однако проверка по ВебАрхиву показала, что сайт остается в таком состоянии уже год, то есть никак не изменялся с момента его выкатки.

<p>Теги важной категории не изменились за год работы «специалиста»</p>

Теги важной категории не изменились за год работы «специалиста»

3) Мы уж было подумали, что в ход идут рискованные черные методы в виде накрутки поведенческих факторов, без каких-либо изменений на сайте. Ведь трафик сайта рос весь последний год и, наверное, это было основной причиной доверия SEO-специалисту. На поверку оказалось, что весь рост был вызван брендовым трафиком, а небрендовый трафик оставался стабильным на протяжение последних 9 месяцев, с тех пор, как он стабилизировался после выкатки и индексации новой версии сайта.

Итоги: полный аудит и углубленная аналитика не потребовались. Клиенту были просто даны доказательства того, что за год над сайтом абсолютно никак не работали и такому «специалисту» нужно не повышать зарплату, а расставаться с ним. Дальнейшая судьба не известна.

Миссия

Мы не ставили перед собой цели искать ошибки во всех аспектах продвижения сайта текущими подрядчиками. Если ошибки не критичны, а работа выполняется - давались стратегические рекомендации текущим специалистам. Если работа выполняется плохо, и на то нет объективных причин (вроде микро-бюджета или отказа клиента вносить правки), то давались рекомендации по контролю подрядчика или его смене.

Главная цель - уберечь владельцев сайтов от настоящего «развода на деньги», как в кейсе №3. Откровенный обман, который сложно распознать неподготовленному человеку, накладывает отпечаток на всю отрасль. Поэтому контроль, частичный или полный, указанными методами - необходим.

А что мы?

А мы продолжаем оказывать эти услуги. Углубленный SEO-аудит сайта, как и ранее, мы делаем бесплатно. Контроль SEO-подрядчиков, как в описанных кейсах в статье, мы оформили в 2 обособленные платные услуги: «Мониторинг», включающий и анализ текущей отчетности, и полный аудит ресурса, и оценку динамики изменений на сайте и по KPI; а также «Авторский надзор», где к этому списку добавляется стратегия на каждый месяц и консультации текущих специалистов.

1515
36 комментариев

Идея требовать от SEO жестко прописанного плана на месяц дико напрягает.
Ну да, обычно вкратце прописываешь, что планируется сделать, но поисковики постоянно заставляют вносить корректировки.
Добавим к этому внушительные сроки проверки результатов экспериментов - вуаля, все планы - вилами по воде.

7

Комментарий недоступен

2
Автор

А жесткого подробного плана никто и не требует. Иначе это превращается не в план, а в написание готового ТЗ. Главное обозначить четко намерения, условно не "ну, тексты поправим", а "собираемся переписать тексты в таких-то категориях, т.к. можно добавить LSI в них и увеличить позиции". Потом его выполнить. Если появились посреди месяца критичные другие задачи - можно заменить пункты в плане и отчитаться по ним, объяснив почему так. Редко можно встретить, что это встречает сопротивление клиента.

А по поводу "поисковики постоянно заставляют вносить корректировки" - оставьте это клиентам :) Не меняются они так часто, что в течение месяца нужно постоянно менять стратегию :)

Владислав, Сергей и теперь Артем, вы не устали?

4
Автор

Если вы имеете в виду, что тема "заезжена", то это не мануал)
Просто делимся историей, кейсом №3 особо хотелось поделиться, от него не по себе аж становится..

3

Давайте будем честными, любой грамотный сеошник знает, что его работа и работа команды может не дать даже половины той хотелки, которая родилась у заказчика в голове, но этого ему и не нужно знать. Тема реально уже перерыта вдоль и поперек, зачем писать о колесе снова? Лучший контроль - это поэтапное выполнение ТЗ, которое в лучшем случае даст какие-то результаты через полгода, если без чернухи. Вот в этом и нужно достучаться до мозга работодателя. Ну, или фигануть ему пару красивых графиков, чтобы кол стоял.

2