Как стать HR-директором и что ему нужно знать

На HeadHunter размещено более 22 тысяч вакансий для директоров по персоналу, что говорит о востребованности профессии. Всё больше компаний стремятся усовершенствовать работу кадровых служб для успешного развития бизнеса. В статье описали карьерный путь директора по персоналу, рассказали, как им стать и какие навыки нужно развивать, чтобы расти в этой сфере.

Статья обновлена 18 декабря 2024 года. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.freepik.com%2Ffree-photo%2Ftwo-women-partners-handshaking-after-signing-business-contract-meeting_3954504.htm%23fromView%3Dsearch%26amp%3Bpage%3D1%26amp%3Bposition%3D15%26amp%3Buuid%3Dcf0f1444-207a-4b49-8581-9288531554d5%26amp%3Bnew_detail%3Dtrue&postId=1716584" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Image by freepik</a>
Статья обновлена 18 декабря 2024 года. Image by freepik

Научиться внедрять HR-аналитику, управлять карьерой сотрудников и оценивать их эффективность можно на бесплатном онлайн-курсе от Eduson Academy.

Содержание:

Кто такой директор по персоналу и какие у него задачи

Директор по персоналу, или HR-директор, — это руководитель кадровой службы компании. Он отвечает за укомплектованность штата квалифицированными сотрудниками и соблюдение трудового законодательства. Также он разрабатывает и реализует стратегию управления персоналом и обеспечивает поддержку бизнес-процессов компании.

Глобальная цель директора по персоналу — создать эффективную команду для успешного развития компании. Для этого он:

  • Организует подбор, адаптацию и обучение сотрудников.
  • Разрабатывает системы мотивации сотрудников и показателей эффективности их работы.
  • Регулирует взаимодействие между подразделениями и отношения между сотрудниками, предотвращая и решая конфликты.

Также HR-директор отслеживает изменения в трудовом законодательстве и контролирует работу с кадровыми документами, чтобы не навлечь на компанию штрафы от трудинспекции. Ещё одна функция управленца — разработка правил трудового распорядка и организация совместных мероприятий для укрепления корпоративного духа.

Этап 1: Получение образования в HR и развитие профессиональных навыков

Войти в HR-сферу можно с любым образованием. Основное обучение будет происходить на практике. Однако для трудоустройства на управленческие должности необходимо соответствовать определённым требованиям к образованию.

Образование

Получение образования в HR — это первый шаг к успешной карьере в управлении персоналом. Постоянное развитие профессиональных компетенций позволяет оставаться востребованным специалистом и достигать новых высот в профессии.

Базовое образование

Согласно новым профессиональным стандартам, на должность HR-директора может претендовать специалист с высшим образованием как в сфере управления персоналом, так и в смежных областях: менеджмент, экономика, юриспруденция, психология, педагогика.

Высшее образование — обязательное условие только для государственных организаций. Не требуется наличие диплома университета и для старта в карьере на младших должностях. Достаточно пройти обучение на курсах.

Специализация

HR-сфера включает в себя разные специализации, например: подбор персонала, обучение сотрудников, аналитика. В небольших компаниях кадровая служба обычно состоит из универсальных специалистов. В крупных организациях HR-отдел делится на несколько направлений, каждое из которых курирует отдельный специалист.

Директор по персоналу — это профессия, подразумевающая владение комплексом всех знаний и навыков в области управления кадрами. Поэтому его обучение должно быть разносторонним, ориентированным на практику и включать в себя все направления HR-сферы.

Дополнительное образование

Начинающие специалисты, не имеющие профильного высшего образования, могут выучиться на HR-директора на курсах профессиональной подготовки. Такой вариант будет полезен и выпускникам вузов по специальности «Управление персоналом», чтобы актуализировать знания в соответствии с реалиями рынка.

Можно выбрать программу подходящего для себя формата: офлайн с посещением аудиторий или онлайн без отрыва от основной деятельности. Сроки обучения варьируются от четырёх месяцев до одного года. Предпочтение лучше отдавать школам, выдающим документ установленного образца: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.

Абитуриентам при выборе курсов стоит останавливаться на программах с расширенной практической частью. Опыт решения рабочих задач под руководством преподавателей поможет влиться в профессиональную среду. Есть школы, которые помогают с трудоустройством, например, предоставляют доступ к закрытым вакансиям, предлагают стажировки, рекомендуют партнёрам, помогают составить резюме.

На курсе «HR Директор» от Eduson Academy за четыре месяца можно освоить стратегический менеджмент и HR-аналитику, научиться Agile-подходу и управлению удалёнными командами. Студенты получат годовую поддержку личного куратора, а выпускники — удостоверение о повышении квалификации.

Стоимость обучения на курсах профессиональной переподготовки варьируется от 40 до 220 тысяч рублей. В большинстве школ предусмотрена возможность оплаты в рассрочку.

Дополнительным плюсом в резюме соискателя будет сертификат ассоциации SHRM — Общества по управлению человеческими ресурсами. Это признанная во всём мире квалификация, которая подтверждает набор необходимых компетенций в области управления персоналом.

Развитие профессиональных навыков и личных качеств

Для успешной карьеры директору по персоналу необходимо иметь набор определённых знаний и умений. При этом важны как профессиональные навыки, так и личные качества. Рассмотрели основные из них.

Hard Skills — профессиональные качества

  • Знание основ менеджмента. HR-директор должен понимать принципы эффективного управления бизнесом и процессами.
  • Знание трудового кодекса. Нужно разбираться во всех нюансах трудовых отношений с работником, например, правилах трудоустройства, увольнения, отпусков и назначения выплат.
  • Знание кадрового делопроизводства. Специалист должен разбираться во всех документах, которые связаны с сотрудниками, и уметь их оформлять. Например, это могут быть трудовые договоры, должностные инструкции, табели рабочего времени. Также желательно иметь хотя бы минимальные знания в области бухгалтерской отчётности.
  • Умение работать в специальных программах. Навыки работы с программами помогают автоматизировать процессы. Важно уметь хранить и обрабатывать данные в Word, Excel, Google Sheets и Google Docs. Также желательно владеть программой «1С: Зарплата и управление персоналом».

Получить необходимые навыки можно на онлайн-курсе «Excel и Google-таблицы: от новичка до эксперта» от Eduson Academy.

Soft Skills — личные качества

  • Лидерство. Включает в себя инициативность, умение взаимодействовать с людьми и вести их за собой, готовность взять на себя ответственность. Наличие этих качеств способствуют росту авторитета руководителя и эффективной работе команды.
  • Аналитическое и стратегическое мышление. Развитый навык анализа позволяет находить эффективные решения на основе имеющихся данных. Умение мыслить стратегически помогает выстраивать HR-процессы в соответствии с целями бизнеса.
  • Стрессоустойчивость. Навык позволяет совладать с собой на фоне большой ответственности и многозадачности.
  • Эмоциональный интеллект. Необходим для распознания эмоций сотрудников и для выбора верной тактики взаимодействия с ними. Также это качество помогает предотвращать и решать конфликты в коллективе.

Опыт работы

Директор по персоналу — управленческая должность, на которую приходят специалисты, уже имеющие определённый стаж кадровой работы. Чем больше и разнообразнее его опыт, тем эффективнее он будет руководить HR-отделом.

Например, если директор в прошлом занимался поиском и наймом сотрудников, он глубоко разбирается в рекрутинговых процессах и понимает, как правильно ставить задачи менеджерам по подбору персонала. Кроме того, будет полезен опыт работы в области обучения, аттестации и развития персонала.

Как стать HR-директором и что ему нужно знать

Этап 2: Построение карьеры в HR

Как и в других сферах, HR-отрасль предполагает поэтапное развитие карьеры — от начальных позиций до руководящих должностей.

На старте карьеры

Начать искать работу можно уже во время обучения. Применение свежих знаний на практике позволит быстрее и основательнее их усвоить. Оптимальный вариант — подобрать курс с помощью в трудоустройстве, где предложат стажировку или порекомендуют компаниям-партнёрам.

Начать карьеру и получать практические навыки можно даже до обучения. Некоторые компании готовы брать стажёров без опыта и профильного образования, обучая их самостоятельно. Однако у этого пути есть недостатки — остаются пробелы в теоретических знаниях. Поэтому лучше не пропускать этап фундаментального профильного обучения.

Обучиться профессии HR-менеджера можно на онлайн-курсе от Eduson Academy. Студентам помогают составить резюме, дают доступ к курсу по трудоустройству, готовят к собеседованиям. Резюме выпускников отправляют компаниям-партнёрам, среди которых — «Сбер», «М.Видео», Mercedes-Benz и МТС.

Начинающий специалист в HR может претендовать на младшие должности, например, помощника менеджера по персоналу или ассистента отдела кадров. На этом этапе ему предстоит выполнять однотипные и рутинные задачи. В процессе стажировки специалист погружается в бизнес-процессы, изучает работу с кадрами изнутри и накапливает практический опыт для дальнейшего роста.

Развитие в HR

Сфера HR предполагает постоянное обучение. Необходимо отслеживать изменения в трудовом законодательстве, изучать и применять новые техники в области управления персоналом. Профессиональному развитию способствуют участие в вебинарах, конференциях, а также обмен опытом с коллегами. Многие компании организуют внутреннее обучение по программам, разработанным с учётом своих потребностей.

Повышать квалификацию можно и самостоятельно, проходя курсы. Это могут быть как комплексные программы, так и курсы по отдельным направлениям HR, например, кадровому делопроизводству или подбору персонала.

Поиск наставника

Накопить знания и практические навыки для успешной карьеры в HR-сфере можно с помощью наставника. Он не только поделится знаниями, но и поможет расширить профессиональные связи. Для эффективного взаимодействия наставник должен занимать должность на один-два уровня выше, либо быть бывшим или действующим директором по персоналу.

Самый удобный вариант — найти наставника внутри своего коллектива. Если подходящей кандидатуры в команде нет, можно обратиться к специальным сервисам, где опытные специалисты предлагают свои услуги по профессиональному сопровождению. Также найти наставника можно в профессиональных сообществах или на профильных онлайн- и офлайн-мероприятиях.

Как стать HR-директором и что ему нужно знать

Достижение позиции HR-директора

Набравшись практического опыта, можно претендовать на должность специалиста, например, менеджера по подбору персонала или обучению сотрудников. Следующая ступень — заместитель HR-директора. Работа на этой должности включает в себя анализ работы отдела, подготовку к совещаниям, выполнение поручений руководителя, работу с документами.

Только после получения практического опыта на более младших должностях можно претендовать на управленческую роль. Должность руководителя кадровой службы предприятия — одна из ключевых позиций в организации, поэтому предполагает достаточно высокие требования к соискателю.

Опыт работы

Как правило, на позицию HR-директора рассматривают кандидатов с профессиональным стажем в HR-сфере не менее трёх лет. Будущий директор должен разбираться во всех процессах, связанных с подбором, развитием и удержанием сотрудников. Именно он будет разрабатывать системы рекрутинга и обучения персонала и отвечать за укомплектованность компании квалифицированными работниками.

Лидерские качества

HR-директору необходимы развитые лидерские качества, чтобы эффективно управлять командой и достигать целей компании. Одно из ключевых умений — вдохновлять сотрудников и вести их за собой. Руководитель должен создавать мотивацию, помогать команде видеть общие цели и пути их достижения. Важно также уметь принимать взвешенные решения и нести ответственность за их результаты, что особенно критично для управленческой роли.

Стратегическое мышление

Способность мыслить стратегически важна для любого руководителя, включая HR-директора. Этот навык позволяет планировать работу отдела в соответствии с миссией и целями компании, выстраивая процессы управления персоналом так, чтобы они способствовали достижению бизнес-результатов.

Стратегическое мышление можно развить. Для этого, наряду с практическим опытом, необходимо постоянно заниматься саморазвитием: развивать логику и аналитику, расширять кругозор и изучать психологию.

Как стать HR-директором и что ему нужно знать

Этап 3: Достижение уровня успешного и востребованного HR-директора

Стать успешным HR-директором — значит овладеть стратегическим видением, лидерскими качествами и глубокими знаниями в управлении персоналом. Такой уровень требует постоянного совершенствования навыков, умения работать с бизнес-целями и выстраивать эффективные команды.

Ключевые навыки опытного HR-директора

В процессе работы директору по персоналу необходимо постоянно совершенствоваться и развивать профессиональные навыки. Рассмотрели основные из них.

Управление персоналом

Основная обязанность HR-менеджмента — управлять персоналом таким образом, чтобы каждый сотрудник мог максимально эффективно выполнять свои задачи. Основные методы управления, которые использует кадровая служба, включают в себя:

  • Административные методы управления. К ним относятся применение дисциплинарных мер, а также разработка и внедрение нормативных документов, например, уставов, приказов, распоряжений, должностных инструкций.
  • Экономические методы управления. Это воздействие на сотрудников через материальное стимулирование, например, повышение зарплаты, выплата премий.
  • Социально-психологические методы управления. Направлены на создание корпоративной культуры, а также на обеспечение комфортных условий труда.

Для управления персоналом эффективнее использовать и комбинировать все методы.

Разработка HR-стратегии

HR-стратегия направлена на эффективное управление человеческими ресурсами компании и помогает привлекать, развивать и удерживать квалифицированных сотрудников. Её разработка и внедрение проходят несколько этапов:

  • Анализ текущей ситуации. Определяются слабые места и точки роста: текучесть кадров, удовлетворённость сотрудников, эффективность работы кадровой службы и её соответствие общей стратегии компании.
  • Определение целей и задач. Они формулируются на основе проведённого анализа и выявленных проблем.
  • Исследование рынка труда. Помогает понять, какие тенденции и изменения могут повлиять на компанию.
  • Оценка ресурсов. Проверяется наличие финансовых, человеческих и технологических возможностей для реализации стратегии.
  • Выбор методов и инструментов. Это могут быть новые системы подбора, обучения, мотивации и удержания сотрудников.
  • Планирование действий. Разрабатывается пошаговый план с указанием сроков и ответственных лиц.
  • Реализация плана. Новые практики внедряются в работу с персоналом при взаимодействии с руководством компании.
  • Оценка результатов. Анализ эффективности стратегии помогает выявлять слабые места и корректировать план для достижения лучших результатов.
Как стать HR-директором и что ему нужно знать

Анализ и оценка эффективности HR

Для анализа работы кадровой службы оцениваются все направления её деятельности: привлечение, развитие, мотивация сотрудников, а также повышение эффективности их работы. Как правило, комплексную оценку проводят не чаще, чем один раз в год. Для этого компании могут привлекать внешних экспертов и консультантов, но чаще создают внутренние комиссии, членов которой назначает руководитель.

Эксперты разрабатывают показатели эффективности, создают и проводят опросы, анализируют работу HR-службы по всем направлениям, составляют отчёт и предоставляют его руководству компании. К основным показателям оценки эффективности работы HR-службы относятся:

  • Количество закрытых вакансий.
  • Коэффициент текучести кадров.
  • Обучение и профессиональный рост сотрудников.
  • Производительность сотрудников.

Управление изменениями

Любые новые процессы в работе команды необходимо правильно внедрять. Для этого нужно уметь управлять изменениями. Задача HR-службы — подготовить сотрудников к новым способам работы, проследить за адаптацией и оценить эффект от внедрения. Управление изменениями включает в себя несколько этапов:

  • Оценка готовности к изменениям. Предполагает анализ имеющихся ресурсов компании и компетентности команды. Важно понять, достаточно ли возможностей и навыков для успешного внедрения нововведений.
  • Коммуникационная поддержка. Необходима для информирования сотрудников о предстоящих изменениях. Коллектив должен чётко понимать, что именно меняется, зачем это необходимо и как отразится на их работе.
  • Обучение. Направлено на приобретение новых знаний и навыков, которые потребуются сотрудникам для работы в изменившихся условиях.
  • Мониторинг. Позволяет отслеживать прогресс внедрения изменений, оценивать их эффективность и выявлять области, которые требуют доработки или дополнительных усилий.
  • Работа с сопротивлением. Заключается в поддержке сотрудников в период адаптации. HR-служба помогает преодолеть сомнения и препятствия, демонстрирует ценность изменений и мотивирует коллектив на активное участие в процессе.
Как стать HR-директором и что ему нужно знать

Сложности в профессии HR-директоров

Как и любая профессия, работа HR-директора не лишена сложностей. В первую очередь они связаны с человеческим фактором. HR-специалистам часто приходится сообщать неприятные новости: об увольнении, дисциплинарном взыскании или неудачном собеседовании.

Кроме того, могут возникать конфликты интересов с другими руководителями. Например, когда они пытаются повлиять на выбор кандидатов. Также приходится защищать свои идеи перед начальством, что не всегда приводит к ожидаемым результатам.

Проблемой также может стать недостаточный бюджет: особенно в небольших компаниях, где руководство не всегда готово выделять средства на кадровые инициативы. В таких случаях HR-директору приходится убеждать и аргументировать свою позицию.

Одним из минусов профессии также является высокий уровень ответственности. Необходимо принимать важные решения в условиях многозадачности и неопределённости.

Со временем, накопив опыт, HR-директор учится эффективно преодолевать возникающие трудности. Развитие таких навыков, как коммуникабельность, убеждение и стрессоустойчивость, помогает справляться с профессиональными вызовами.

Будущее профессии HRD

Современный бизнес всё больше осознаёт, что залог долгосрочного успеха — это эффективная команда квалифицированных и мотивированных сотрудников. Для достижения этой цели нужна стратегия, которую разрабатывает и реализует HR-директор.

Должность HR-директора есть во всех холдингах, но в небольших компаниях она пока встречается не всегда. Однако по мере роста и развития организаций потребность в HR-директорах будет только увеличиваться.

Стремительное развитие цифровых технологий и их возможностей в будущем позволит автоматизировать всё больше рутинных, повседневных процессов кадровиков. Это позволит уделять больше времени и внимания для решения креативных задач. И управлять этим будет именно HR-директор.

Как стать HR-директором и что ему нужно знать

Профессия HR-директора — сложная, но интересная, престижная и высокооплачиваемая. В крупных компаниях доход опытного специалиста, возглавляющего отдел кадров, может достигать 300 тысяч рублей.

Войти в HR-сферу можно с любым образованием. При наличии необходимых личных качеств, качественного обучения и регулярного повышения квалификации достичь управленческой должности вполне реально.

Начать осваивать профессию HR-менеджера, получить необходимые знания и навыки, чтобы в дальнейшем стать директором по персоналу, можно на бесплатном онлайн-курсе от Eduson Academy.

Реклама. Рекламодатель ООО «Эдюсон», ИНН 7729779476, государственная лицензия на ведение образовательной деятельности № Л035-01298-77/00374370 от 27 мая 2022 года.

2 комментария

Полностью согласен с тем, что HR - это должен быть уже опытный специалист, у которого за спиной есть определённый бэкграунд. Ему просто необходимо хотя бы несколько лет проработать на должности простого сотрудника, чтобы понимать, как "устроена кухня изнутри" и при этом уметь понимать людей и их возможности

Интересная и ответственная профессия с достойной оплатой, соглашусь, на должность HR-директор должен претендовать специалист с высшим образованием и с тем, что данная должность встречается пока не во всех компаниях, но со временем она будет более востребованной.