Где брать педагогов и куда они неожиданно уходят? Как онлайн-образованию бороться с нехваткой кадров

В EdTech-сегменте есть две неизменные боли, которые можно бесконечно обсуждать и пытаться найти единое решение: постоянное удорожание лида и кадровый дефицит. Рассказываю, как выжить в 2025, остановить отток учеников и перестать искать преподавателей 24/7.

Где брать педагогов и куда они неожиданно уходят? Как онлайн-образованию бороться с нехваткой кадров

В течение последних нескольких лет мы в livedigital детально разбирали десятки кейсов наших партнёров с большими, средними и маленькими EdTech-проектами. Рано или поздно с дефицитом кадров сталкиваются и совсем небольшие онлайн-школы, и акулы рынка.

Я, Евгений Чекушкин, CEO и co-founder livedigital, провёл мини-исследование и попытался выяснить, почему так происходит, можно ли с этим что-то сделать вообще.

Пару слов о проекте livedigital: мы помогаем образовательным проектам становиться лучше за счёт качества видеоконференцсвязи, понятной системы аналитики и персонифицированному подходу к нашим пользователям.

Начну с основных причинах дефицита преподавателей, если коротко, то это:

  • Ситуация на рынке труда
  • Демография
  • Технические сложности

Поговорим о каждой причине подробнее, и какие таблетки способны это безобразие лечить.

1. Ситуация на рынке труда и «работа на себя»

Найм — это процесс, в котором выбирает не только компания, но и компанию. Тенденции уже не первый год и с каждый периодом она только укрепляется.

Все уже слышали о том, что теперь нельзя придирчиво выбирать сотрудника? В первую очередь необходимо продать себя 🙂

Где брать педагогов и куда они неожиданно уходят? Как онлайн-образованию бороться с нехваткой кадров

К сожалению, не все руководители готовы к подобному, что создаёт некую полярность: с одной стороны, сотрудники могут себе позволить подумать над несколькими предложениями о трудоустройстве и тянуть с принятием оффера.

С другой — некоторые руководители всё ещё предъявляют к соискателям нереалистичные требования с неконкурентной оплатой труда, думая, что управляют ситуацией.

Такая дисгармония создаёт сложности для рекрутеров: затягивается процесс найма и происходит нехватка квалифицированных специалистов. Компании, которые не адаптируются к новым реалиям, рискуют остаться без нужных кадров, в то время как гибкие и готовые к диалогу работодатели получают конкурентное преимущество в привлечении талантов.

А еще есть работа на себя, уход в репетиторство. И зачастую педагогам кажется именно это направление наиболее комфортным и перспективным: никто не обременяет рамками, заработок зависит только от себя самого.

По итогу, как уход педагога влияет на процессы школы целиком?

  • Учеников приходится переводить к другому преподавателю — хотя бы временно, пока идёт процесс поиска. В итоге учитель на замене может отказаться от какой-то части своих обязанностей или переложить их на кого-то ещё: куратора, методиста, другого педагога. А есть детский EdTech, где ребята привыкают к одному преподавателю и уходят вместе с ним.
  • Цикл найма долгий и дорогой. Не так то просто найти квалифицированного педагога, который умеет грамотно подавать материал и вовлекать учеников в учебный процесс. Также новому сотруднику нужно время на адаптацию к методикам и стандартам образовательного учреждения. А это требует времени и ресурсов.

В итоге одно увольнение способно запустить цепочку и нарушить существующие стабильные конверсии бизнес-процессов.

Решение №1: В условиях высокой конкуренции на рынке труда, особенно в таких сферах как IT и образование, необходимо не только привлекать, но и удерживать лучшие кадры. Для этого нужно не просто пересматривать условия по требованию, а самостоятельно инициировать личные встречи, чтобы успеть «поймать» волну перемен и продемонстрировать готовность к развитию.

2. Зумер и бумер: как пересекаются поколения, и что из этого получается

Как я уже писал в статье о разнице мышления поколений, изменение рабочего пространства с появлением зумеров стало новой реальностью.

Казалось бы, если вам нужны трудяги, нанимайте людей из поколения бумеров, которые рады переработкам, любят жёсткие сроки и готовы сидеть над задачей до полуночи во имя идеи.

Однако люди и из этого поколения находятся не в вакууме. Они видят, как живут и развиваются их дети и внуки, и особенно активные начинают перенимать привычки нового поколения. «Если получилось у них, получится и у нас», считают они — и не ошибаются.

Где брать педагогов и куда они неожиданно уходят? Как онлайн-образованию бороться с нехваткой кадров

Решение №2: Отдавать предпочтение работникам одного возраста или поколения — рискованная стратегия. Молодые сотрудники могут предложить свежие идеи и гибкость, в то время как опытные работники компенсируют это глубиной знаний и стабильностью. Сосредоточение внимания на одной возрастной группе способно создать дисбаланс в команде и лишить компанию ценных точек зрения и подходов к решению задач.

Также ошибочно предполагать, что премии следует выдавать только тем, кто активно их требует. Такие действия могут демотивировать «рабочих лошадок» — тех, кто добросовестно выполняет свои задачи, не афишируя успехи.

Эти сотрудники зачастую являются фундаментом команды, на их усилиях держатся ключевые процессы. Прозрачная и справедливая система поощрений — ключ к удержанию таких талантов.

3. Сложные платформы и трудности цифровых систем

Где брать педагогов и куда они неожиданно уходят? Как онлайн-образованию бороться с нехваткой кадров

Увы, не все люди в восторге от технологий. Некоторым преподавателям действительно сложно морально работать с камерой, а тем более подключаться к новому сервису, когда уже привычно работать в Zoom. Что уж говорить про работу с искусственным интеллектом.

Поэтому люди саботируют внедрение технологий, сознательно или подсознательно избегая их использования.

Например, могут минимизировать взаимодействие с платформой, игнорировать обновления, требующие изучения новых функций, или сопротивляться новым форматам уроков.

Такие преподаватели рискуют стать менее эффективными, что создаёт дополнительную нагрузку на остальных сотрудников и замедляет развитие школы.

Вот несколько стратегий для эффективной борьбы:

1. Показать ценность изменений

Объясните, как новые технологии облегчают работу, экономят время и улучшают результаты учеников. Например, продемонстрируйте, как использование электронного журнала сокращает бумажную работу, или как интерактивные элементы делают уроки интереснее.

Например, в livedigital есть целый арсенал вовлекающих элементов, который совсем не трудно использовать.

Самое понятное — это реакции

«Ребята, всем слышно? Поддайте огоньку»

Или «Кто согласен, палец вверх, кто нет — палец вниз»

Поднятие руки, которое определит последовательность высказываний

А ещё можно поиграть «кто быстрее ответит на вопрос»


Опросы, тесты, формы свободного ответа — для тех, кто хочет определиться с мнением или поиграть с классом


Все эти фичи не только помогают установить связь с учениками, но и вносят элемент геймификации, что, безусловно, увеличивает вовлечённость, а значит урок проходит качественнее.

2. Регулярное погружение и нежное обучение

  • Организуйте регулярные обучающие семинары, где педагоги смогут освоить новые технологии без стресса.
  • Назначьте наставников из числа коллег, которые уже успешно используют эти решения. Иногда помощь от «своих» воспринимается легче, чем от руководства.

Как пример, у нас целый отдел сопровождения готов пройти этап «привыкания» вместе с сотрудниками школ. Команда поможет адаптироваться к новым инструментам, ответит на возникающие вопросы и обеспечит комфортный переход к цифровым решениям.

3. Прозрачные итоги работы

И, наконец, аналитика, которая даёт возможность менять темп урока одномоментно.

Например, пульс, по которому сразу ясно: скучают ребята на уроке или вовлечены.

Где брать педагогов и куда они неожиданно уходят? Как онлайн-образованию бороться с нехваткой кадров

Или полноценная табличка, из которой видно, «кто отсиживается незаметно», а кто активен на уроке.

Где брать педагогов и куда они неожиданно уходят? Как онлайн-образованию бороться с нехваткой кадров

Кстати, именно аналитика livedigital позволяет просчитать, кто из учеников вероятнее всего уйдет в следующем месяце, что даёт возможность своевременно принять меры и попробовать удержать их.

Где брать педагогов и куда они неожиданно уходят? Как онлайн-образованию бороться с нехваткой кадров

Будем рады познакомить вас со всеми инструментами, которые помогут не только сохранить учеников, но и повысить их вовлечённость, улучшать результаты обучения и оптимизировать работу вашей онлайн-школы.

Дефицит кадров и вызовы цифровизации — это проблемы, с которыми сталкиваются практически все образовательные проекты. Однако эти трудности не являются непреодолимыми.

Грамотный подход к найму, создание справедливой системы мотивации, внедрение удобных технологий и постоянная поддержка сотрудников способствуют преодолению кризисов и созданию сильной, сплочённой команды.

В livedigital мы понимаем, как важно адаптироваться к новым реалиям, и предлагаем решения, которые помогут вашей школе оставаться конкурентоспособной, улучшать образовательные процессы и удерживать лучших специалистов.

А как вы справляетесь с саботажем коллег? Что самое дикое происходило в вашей практике, и как вы из этого вышли?

55
11
11
реклама
разместить
29 комментариев

Оооо, наша тема. У нас преподаватели не то что не хотят, а просто не умеют учиться. Пришлось даже свет закупать и учить их ставить его, чтобы уроки не траурно выглядели 😅

1

К сожалению, еще не все онлайн-школы дошли до того, что "картинка" должна быть привлекательной. Даже если вся методология на 100% отработана, траурный вид, как вы сказали, может отпугнуть

1

Спасибо за статью 👍 Лично для меня подсветили важность создания условий для долгосрочной мотивации преподавателей, а также полезное решение для контроля вовлеченности. Много раз пытался с разных сторон зайти, ждите на демонстрацию 🙂

1

Алексей, благодарю за отклик! Будем вас ждать, найдем еще решения для вашей комфортной работы:)

1

Преподаватели часто как-то негативно на критику реагируют и считают свои методы обучения самыми правильными. То есть когда показываешь им аналитику, что вот так и так у вас на уроке, нужно поправить, обижаются. Типа в школе у них не было проблем, а в онлайне есть. Винят во всем технологии. Приходится по несколько раз все наглядно показывать и объяснять :-(

1

Понимаю, человеческий фактор всегда так работает. Как проработали эти "обиды", расскажите?

Я работала в школе, где преподаватели отказывались изучать программы для презентаций. Powerpoint был разных версий, но шаблоны нужны были одинаковые 😂 прошло уже года 2, заглянула на пробный, все также. Кто в лес, кто по дрова 🖖🏻

1